URSS.ru Магазин научной книги
Обложка Алмазов А.И. Врачевальные молитвы: К материалам и исследованиям по истории рукописного русского Требника Обложка Алмазов А.И. Врачевальные молитвы: К материалам и исследованиям по истории рукописного русского Требника
Id: 300475
425 р.

Врачевальные молитвы:
К материалам и исследованиям по истории рукописного русского Требника. Изд. стереотип.

2023. 152 с.
Книга напечатана по дореволюционным правилам орфографии русского языка (репринтное воспроизведение)
Белая офсетная бумага
  • Мягкая обложка

Аннотация

Вниманию читателей предлагается книга российского историка церкви А.И.Алмазова (1859–1920), в которой исследуются врачевальные молитвы из русского Требника. Автор ставил своей задачей дать обзор совокупности врачевальных молитв и проследить их общую историческую судьбу, а также установить для некоторых из таких молитв источники их привнесения в русский Требник. В работе рассматриваются врачевальные молитвы общего назначения, предназначенные... (Подробнее)


Оглавление
top
Введенiе
Глава I
Глава II
Приложенiя

Введение
top

Врачевальныя молитвы, насколько они были достоянiемъ письменныхъ русскихъ богослужебныхъ книгъ и главнымъ образомъ Требника, какъ представляющiя некоторый интересъ въ бытовомъ отношенiи, сравнительно давно обратили на себя вниманiе изследователей памятниковъ древне-русской письменности. Въ частности сведенiя о нихъ имеются въ трудахъ – Н.С.Тихонравова, Ф.И.Буслаева И.Я.Порфирьева, И.Д.Мансветова, И.Г.Каратыгина, и некоторыхъ другихъ. Касались техъ же молитвъ и мы въ нашихъ заметкахъ, посвященныхъ вообще молитвамъ на "разные случаи", находящимся въ русскомъ Требнике.

Нельзя, однако, сказать, чтобы въ перечисленныхъ теперь трудахъ авторы входили въ какiя либо более или менее обстоятельныя изследованiя о врачевальныхъ молитвахъ въ ихъ целомъ объеме. Почти все они ставили здесь своею задачею не более, какъ только изданiе относящихся сюда славяно-русскихъ текстовъ, – текстовъ – или дотоле неизвестныхъ въ печати, или же хотя и изввстныхъ, но въ другихъ реда,кцiяхъ. Некоторое исключенiе составляютъ разве помянутые труды И.Я.Порфирьева и И.Д.Мансветова и отчасти указанныя наши заметки. У перваго къ изданнымъ имъ текстамъ предпосылается общее разсужденiе о врачевальныхъ молитвахъ, какъ молитвахъ собственно апокрифическихъ. У второго сделанъ критико-библiографическiй обзоръ техъ же молитвъ, насколько оне имеются въ глаголическомъ Евхологiи XI в., изданномъ Гейтлеромъ. У насъ же представлено некоторое изследованiе касательно техъ двухъ врачевальныхъ молитвъ, какiя и доселе удержались въ русскомъ Требнике.

Въ настоящемъ случае мы также весьма далеки отъ задачи входитъ во всестороннее обследованiе намеченныхъ молитвъ. Наша цель въ сущности дела сводится къ тому же, чтобы только доставить для спецiальнаго изследованiя по затронутому теперь предмету некоторые матерiалы – а) установленiемъ для некоторыхъ изъ врачевальныхъ молитвъ источника привнесенiя ихъ въ русскiй Требникъ, и б) обозренiемъ общей ихъ совокупности и несколькими замечанiями касательно общей ихъ исторической судьбы. Въ виду того, что эти стороны почти не затронуты въ помянутыхъ трудахъ, предлагаемыя теперь замйтки, быть можетъ, будутъ не лишними при дальнейшемь изученiи врачевальныхъ молитвенныхъ формулъ. – Въ дополненiе къ указанному, мы для той же цели сопровождаемъ свои заметки и изданiемъ несколькихъ текстовъ интересующихъ насъ молитвъ. Одни изъ этихъ текстовъ – доселе еще неизвестные въ печати, дpyгie – уже известны, но сообщаются нами по новымъ спискамъ.

По деталямъ своего назначенiя, врачевальныя молитвы, какъ они были въ древне-русскомъ Требнике, могутъ быть подведены подъ две главныхъ группы: а) молитвы общаго назначенiя, то есть предназначенныя къ моленiю объ исцеленiи вообще больного, и б) молитвы, приспособленныя къ церковному врачеванiю какой-либо спецiальной, определенной болйзни. Излагаемъ далее наши заметки применительно къ этому деленiю.


Об авторе
top
Алмазов Александр Иванович
Российский историк церкви, канонист, литургист, автор многочисленных трудов по православному богословию и богослужению. Родился в Тамбовской губернии, в семье дьякона. В 1884 г. окончил Казанскую духовную академию со степенью кандидата богословия и был оставлен на кафедре литургики профессорским стипендиатом. В 1885 г. защитил магистерскую диссертацию "История чинопоследований крещения и миропомазания"; был удостоен за нее премии митрополита Макария. С 1887 г. — профессор Новороссийского университета по кафедре канонического права. В 1896 г. защитил докторскую диссертацию "Тайная исповедь в Православной Восточной Церкви: Опыт внешней истории" и получил степень доктора церковного права. В 1910–1912 гг. — проректор Новороссийского университета. В 1912–1920 гг. — профессор церковного права Московского университета, преподаватель Московской духовной академии.

Наиболее объемным трудом А. И. Алмазова стала его докторская диссертация. В этом уникальном по охвату и тщательности разработки материала сочинении он на основе греческих, южнославянских и русских рукописей исследовал историю чинопоследования исповеди в православной церкви в X–XIX вв. с экскурсами в более ранние эпохи. Также объектом его исследований стали небольшие по объему последования Требника, обычно находящиеся вне поля зрения литургистов: молитвы "на различныя потребы", врачевальные молитвы, апокрифические и полуапокрифические тексты. В работе "К истории молитв на разные случаи" А. И. Алмазов дал классификацию этих молитв и проанализировал некоторые из них; в книге "Врачевальные молитвы" привел подробную классификацию текстов, охарактеризовав их как молитвы о даровании здоровья вообще и об исцелении конкретных заболеваний. А. И. Алмазов был одним из крупнейших издателей литургических текстов; почти каждое его исследование содержало исчерпывающую публикацию источников по теме.