URSS.ru Магазин научной книги
Обложка Жилин Д.М. Теория систем: Опыт построения курса Обложка Жилин Д.М. Теория систем: Опыт построения курса
Id: 300404
629 р.

Теория систем:
Опыт построения курса. Изд. 7, испр.

2023. 200 с.
Типографская бумага
Цели человека и задачи познания • Объект • Моделирование как инструмент познания • Понятие «система» • Системное устройство Мира • Фундаментальные принципы в системах • Порождение интегративного свойства • Исследование систем • Дезорганизация и устойчивость систем • Развитие систем.

Аннотация

Что общего между радиоприемником, деревом, атомом, бригадой шахтеров и текстом этой книги? Это все — системы. И поэтому существуют некие единые подходы к моделированию этих, казалось бы, очень разных объектов. Такие подходы, именуемые теорией систем, и изложены в данной книге. Они вполне могут пригодиться в самых разных областях — от дебрей сложнейших наук до сугубо бытовых ситуаций. Автор несколько лет преподавал теорию систем школьникам,... (Подробнее)


Оглавление
top
Введение8
Раздел I Философские основания11
Глава 1. Цели человека и задачи познания12
Глава 2. Объект15
2.1. Качество и его проявления16
2.1.1. Базовые определения16
2.1.2. Количественное описание свойств17
2.1.3. Свойства и внешние условия19
2.1.4. Свойства как объекты20
2.2. Процесс20
2.3. Материя и информация — сущности объектов нулевого уровня21
2.3.1. Сущность сохраняемая и сущность несохраняемая21
2.3.2. Структура26
2.3.3. Информация и энтропия28
2.3.4. Материя и информация: единство и борьба, или Основы термодинамики30
2.4. Непознаваемость объекта и как с ней бороться34
2.5. Характеристика объекта35
Глава 3. Моделирование как инструмент познания36
3.1. Что такое модель36
3.2. Требования к моделям и их противоречивость38
3.3. Классификация как элементарное моделирование43
3.3.1. Класс и понятие43
3.3.2. Соотношения между классами44
3.3.3. Классификации классификаций47
3.3.4. Как проводится классификация и ее подводные камни48
3.3.5. Свойства понятий, или за что материалисты ругали Гегеля51
Раздел II Общая часть53
Глава 4. Понятие «система»54
4.1. Выбор адекватного определения системы54
4.2. Свойства систем, непосредственно следующие из определения58
4.3. Компонент, функция, связь59
4.3.1. Определения59
4.3.2. Виды связей60
4.4. Роль и амплуа64
4.5. Системные, несистемные и избыточные звенья и потоки66
Глава 5. Системное устройство Мира67
5.1. Иерархия систем67
5.2. Место теории систем среди других наук69
5.3. Следствия иерархии систем71
Глава 6. Фундаментальные принципы в системах72
6.1. Законы сохранения и их следствия72
6.2. Законы несохранения73
6.2.1. Деградация структур74
6.2.2. Цена образования локальных структур75
6.3. Взаимозаменяемость материи и информации77
6.4. Законы движения80
6.5. Ограниченность ресурсов и теория управления82
6.5.1. Зачем нужно управление82
6.5.2. Предельная полезность83
6.5.3. Антагонизм свойств и принципиальная проблема выбора84
6.5.4. Проблема идеала88
6.5.5. Правила эффективного управления90
6.6. Требование стационарности90
Глава 7. Порождение интегративного свойства92
7.1. Природа интегративного свойства92
7.2. Что нужно совокупности объектов, чтобы она стала системой?94
Глава 8. Исследование систем97
8.1. Парадоксы исследователя97
8.2. Модели систем99
8.3. Как моделировать системы107
8.3.1. Нулевой этап моделирования107
8.3.2. Построение прагматической модели (проектирование)108
8.3.3. Построение познавательной модели113
8.3.4. Переход от структурной модели к динамической118
Глава 9. Дезорганизация и устойчивость систем124
9.1. Определения124
9.2. Механизмы дезорганизации126
9.2.1. Лишение ресурсов126
9.2.2. Внешние воздействия127
9.2.3. Избыточный или неуместный ресурс128
9.3. Избыточные звенья129
9.4. Обратная связь131
9.4.1. Что такое контур обратной связи131
9.4.2. Модели контуров обратной связи136
Глава 10. Развитие систем142
10.1. Причины и необходимые условия развития142
10.1.1. Противоречие как двигатель развития142
10.1.2. Противоречия между системой и внешней средой147
10.1.3. Противоречия между системой и компонентом148
10.1.4. Противоречия между компонентами системы150
10.1.5. Усложнение системы: подводные камни151
10.2. Правила развития систем (диалектика)153
10.2.1. Диалектические противоположности154
10.2.2. Переход количественных изменений в качественные160
10.2.3. Отрицание отрицания163
10.3. Этапы развития систем167
10.4. Траектории развития систем172
10.4.1. Понятие траектории и аттрактора172
10.4.2. Простейшие траектории178
10.4.3. Бифуркации181
10.4.4. Прохождение бифуркаций и предопределенность выбора184
10.4.5. Катастрофы186
10.4.6. Устойчивость, управляемость и предсказуемость развития188
Заключение191
Литература192
Предметный указатель194

Введение
top

Что общего между радиоприемником, деревом, атомом, бригадой шахтеров и текстом этой книги? Все эти объекты состоят из различных компонентов. Радиоприемник – из радиодеталей, дерево – из корней, ствола, листьев и т.д., атом – из протонов, нейтронов и электронов, бригада – из нескольких шахтеров, текст – из слов. И у всех этих объектов есть свойства, которые нельзя получить простым сложением или усреднением свойств компонентов.

Свойство радиоприемника – переводить радиоволны в звуковые волны. Это свойство нельзя получить простым суммированием емкостей, сопротивлений и индуктивностей отдельных деталей.

Свойство дерева – образовывать семена, из которых могут вырасти новые деревья, что не есть сумма свойств отдельных стволов, листьев, корней и т.д.

Свойство атома – образовывать связи определенной энергии с другими атомами, причем энергия связей между атомами не является ни суммой, ни средним энергии связи между элементарными частицами.

Бригада шахтеров может за смену выработать больше угля, чем та же группа шахтеров, работающих по отдельности.

Текст этой книги вызывает эмоции, которые не являются суммой эмоций, вызванных отдельными словами.

Свойство совокупности, которое не является суммой или средневзвешенным свойств отдельных компонентов совокупности называется интегративным (эмерджентным) свойством. Совокупность, обладающая интегративным свойством, называется системой.

И мы сами, и окружающий нас мир – огромный набор многочисленных систем. Человек постоянно вынужден иметь дело с системами, поэтому умение предсказывать их интегративные свойства часто сильно облегчает жизнь. Между тем, интегративные свойства любой системы, как правило, совершенно неочевидны. Для того, чтобы их предсказывать или создавать, нужно владеть неким инструментом, именуемым "системный подход". Грамотное применение этого инструмента приносит плоды как в дебрях сложнейших наук (экономики, термодинамики, экологии), так и в сугубо бытовых ситуациях. Поскольку системы вездесущи, овладение этим инструментом будет полезно любому человеку, вне зависимости от его рода деятельности, возраста, образования и других качеств. Обучение работе с этим мощным инструментом и есть цель данного курса.

Предлагаемый курс во многом – философский. Как и любой другой уважающий себя философский курс, он не претендует на то, чтобы быть "истиной в последней инстанции". Многие положения данного курса, в том числе и его философские основы, спорны. Однако, как сказал аббат Фариа, "философии нельзя научить – ее нужно иметь". Мы надеемся, что этот курс не только и не столько будет принят читателями как догма, как раз и навсегда данный и абсолютно совершенный набор инструментов, сколько подтолкнет читателя к созданию и совершенствованию своего набора инструментов для решения самых разнообразных задач, стоящих перед ним.

Предупреждаем сразу, что данный курс насквозь антропоцентричен. Более того, он "центричен" вокруг вполне конкретного "антропа", а именно читателя, ибо призван помочь читателю решить задачи, которые стоят перед ним, и не более того. Тот, кто ищет сокровенного знания, не найдет его в этой книге. Тот, кто обуреваем идеями служения, заклеймит эту книгу позором. Прочесть ее с интересом можно только руководствуясь девизом "все во имя человека, все на благо человека... и этот человек – я".

Хотелось бы также предупредить: автор полагает, что важна идея, а не ее источник, поэтому единожды уловив какую-то идею, встраивает ее в свою картину мира (при этом идея иногда изменяется), а об ее источнике нередко забывает. Автор также далеко не всегда читает первоисточники. Поэтому многие идеи, высказанные не автором, даются в тексте без ссылки на первоисточник. Чтобы скомпенсировать этот недостаток, в конце сего опуса приведен список литературы, из которой автор почерпнул основные идеи.


Об авторе
top
photoЖилин Денис Михайлович
Кандидат химических наук. Работал в области химии окружающей среды. Автор заочного курса «Химия окружающей среды», разработчик набора «Юный химик». В настоящее время занимается химическим образованием.