Если под теорией коммуникации понимать науку об условиях успешного общения, то одним из наиболее значимых ее предметов следует считать качества речи, которые избираются адресантом с тем, чтобы сделать коммуникацию максимально эффективной, т. е. произвести ее подстройку под требования конкретной конситуации и конкретного вида общения. Современную теорию качеств речи сформулируем в виде следующих пяти положений: 1. Каждому положительному качеству речи соответствует отрицательное: уместности — неуместность, разнообразию — однообразие, etc. 2. Каждое отрицательное качество речи может быть как спонтанным, так и нарочитым. 3. Спонтанно возникшее отрицательное качество речи является ее недочетом: так, случайная неуместность речи, ее паразитарное однообразие (виды тавтологии), случайная двусмыслица и т. д. являются недочетами, которые могут приводить к коммуникативным неудачам. 4. Нарочитое, т. е. созданное с определенным замыслом отрицательное качество речи является ее коммуникативно целесообразной формой. 5. Для придания речи того или иного конситуативно релевантного качества предназначен особый класс выразительных средств: так, чтобы сделать речь ситуативно уместной, употребляются приемы эвфемии; чтобы сделать ее тематически уместной — средства одного из трех стилевых регистров: высокого, среднего или низкого; чтобы придать речи разнообразие, т. е. освободить от тавтологии, применяются синонимическая или местоименная замена, перифразирование, etc.; стилистически значимое однообразие создается посредством различных фигур повтора. Если в классической риторике система выразительных средств (тропов и фигур), наряду с процедурой выбора номинативной единицы (electio verborum), регулируемого принципом уместности, составляла предмет третьего риторического канона — элокуции, то к настоящему времени данная система, получив функционально и таксономически разветвленный характер, стала предметом не только риторики, но и стилистики, поэтики, герменевтики, а значит, и теории коммуникации.
![]() В 1980 г. окончил филологический факультет Киевского государственного университета, до 1994 г. работал в Киевском государственном педагогическом институте иностранных языков. В настоящее время — профессор и почетный доктор Волгоградского государственного социально-педагогического университета. Лауреат премии Волгоградской области в сфере науки и техники (2009).
Область научных интересов: стилистика, стиховедение, риторика, теория аргументации и теория нормы. Кандидатская (1988) и докторская (1993) диссертации посвящены проблемам семантики. В. П. Москвин — автор нескольких монографий и учебных пособий, среди которых: «Стилистика русского языка», «Правильность современной русской речи: Норма и варианты», «Язык поэзии: Приемы и стили. Терминологический словарь», «Риторика и теория аргументации», «Теоретические основы стиховедения» (М.: URSS), «Эвфемизмы в лексической системе современного русского языка» (М.: URSS), «Интертекстуальность: Понятийный аппарат. Фигуры, жанры, стили» (М.: URSS), «Русская метафора: Опыт семиотического описания» (М.: URSS), а также ряда статей по вопросам стилистики и риторики, опубликованных в журналах «Известия РАН», «Филологические науки», «Русский язык в школе», «Русская речь», «Russian linguistics», «Вопросы языкознания» и др. |