Основной задачей теории коммуникации, в частности одного из ее исторических прототипов — риторики, является анализ условий успешности и причин неуспешности общения, а значит, «изучение недопонимания между людьми и поиск средств к предупреждению и устранению потерь в процессе коммуникации». Отсюда вытекает необходимость выявления, обстоятельного полиаспектного описания и систематизации тех приемов и средств, которые избираются адресантом с тем, чтобы сделать коммуникацию максимально эффективной с учетом особенностей, условий и требований каждого конкретного вида речевого общения. Изучение видов речевого общения составляет таксономический аспект теории коммуникации, изучение приемов и средств, придающих речи качества, необходимые для успешной реализации установки адресанта, — элокутивный ее аспект. Настоящая монография состоит из двух томов. В первом томе уточнены объем и содержание понятия ‘коммуникация’, выявлены основные ее единицы, рассмотрен компонентный состав коммуникативной ситуации, с этой точки зрения систематизированы виды речевого общения. Во втором томе построено описание приемов, которые придают речи коммуникативно значимые качества и тем самым служат «тонкой настройке» речи на интенции адресанта и на те конситуативные условия, в которых протекает общение. Предметом описания здесь стали не только приемы выразительной речи, но и производные от них стили: любой последовательно примененный прием или комбинация приемов становятся основой стиля, которые условно могут быть названы ПРОСТЫМИ. Такие стили (напр., гротескный, в основе которого лежат гипербола, литота и реализация метафоры) либо получают распространение и становятся общепринятыми, либо остаются яркой приметой авторского идиолекта, иногда обретая терминологическое обозначение, но чаще оставаясь безымянными. По мнению британского философа И. Бентама (1748–1832), «без фигур невозможно ни говорить, ни мыслить»; оксфордский филолог Т. Линакр (1460–1524) вполне справедливо полагал, что «без них речь становится грубой и инфантильной (rudis & puerilis)». Незнание таких, в частности, стилей, как гротескный, антифразисный, макаронический, бурлескный, аллегорический, периодический, прозиметрический и др., а также соответствующих им образцовых («классических») текстов примитивизирует речь. И наоборот: чем более значительным числом приемов и стилей владеет носитель языка, тем внушительнее выглядит его речевая компетенция, в частности способность к рецепции элокутивно усложненной речи, включая художественную и поэтическую. Такие приемы и стили не просто составляют форму произведения, «в известном, и притом поверхностном смысле: в смысле внешней формы» как некоего «сосуда», безразличного к содержимому, но образуют продиктованное замыслом и содержанием строение этого произведения как «“закон” предмета»; упрощенное же понимание формы, по небезосновательному мнению В. Б. Шкловского, «мешает нам оценить собственных классиков».
Москвин Василий Павлович В 1980 г. окончил филологический факультет Киевского государственного университета, до 1994 г. работал в Киевском государственном педагогическом институте иностранных языков. В настоящее время — профессор и почетный доктор Волгоградского государственного социально-педагогического университета. Лауреат премии Волгоградской области в сфере науки и техники (2009).
Область научных интересов: стилистика, стиховедение, риторика, теория аргументации и теория нормы. Кандидатская (1988) и докторская (1993) диссертации посвящены проблемам семантики. В. П. Москвин — автор нескольких монографий и учебных пособий, среди которых: «Стилистика русского языка», «Правильность современной русской речи: Норма и варианты», «Язык поэзии: Приемы и стили. Терминологический словарь», «Риторика и теория аргументации», «Теоретические основы стиховедения» (URSS), «Эвфемизмы в лексической системе современного русского языка» (URSS), «Интертекстуальность: Понятийный аппарат. Фигуры, жанры, стили» (URSS), «Русская метафора: Опыт семиотического описания» (URSS), а также ряда статей по вопросам стилистики и риторики, опубликованных в журналах «Известия РАН», «Филологические науки», «Русский язык в школе», «Русская речь», «Russian linguistics», «Вопросы языкознания» и др. |