В 70-х годах прошлого столетия мною были проведены социологические исследования на московских предприятиях «Станколит», «Второй Московский часовой завод», на фабрике «Большевичка». Целью научного исследования было выявление профессиональной подготовки руководителей первичных производственных подразделений. Такими руководителями на предприятиях является масштабная управленческая страта бригадиров и мастеров. Мастера и бригадиры повседневно общаются с рабочими, занимаются профессиональным инструктированием, следят за соблюдением техники безопасности и трудовой дисциплины. По отношению к молодым работникам бригадиры и мастера выступают как воспитатели и учителя. Проведенные социологические исследования засвидетельствовали, что 70 % конфликтных ситуаций на промышленных предприятиях возникает по причине некорректного поведения бригадиров и мастеров по отношению к рабочим, а в женских коллективах частота конфликтных ситуаций обусловлена неумением названых руководителей тактично общаться с работниками, собирать и разумно использовать информацию об их самочувствии. Завершающим итогом социологических исследований стало издание первого в стране учебного пособия «Производство и педагогика». В издании были представлены педагогические знания, которыми полезно владеть руководителям первичных производственных коллективов. В названном пособии была актуализирована необходимость специальной разработки учебного предмета в системе профессионального обучения руководителей первичных трудовых коллективов под названием «Производственная педагогика». 15-тысячный тираж учебного пособия «Производство и педагогика» быстро исчез из книжных магазинов. Оценка данного пособия читателями подтвердила полезность в структуре профессиональной компетентности руководителей трудовых коллективов блока человековедческих знаний. В частности, читатели пособия «Производство и педагогика» настоятельно обращали внимание на ущербную психологическую подготовку руководителей первичных трудовых коллективов. В соответствии с этим запросом мною было подготовлено «Пособие по психологии для мастеров и бригадиров», которое было издано в 1978 году тиражом в 50 тыс. экземпляров. То ли из-за отсутствия аналога в зарубежной и отечественной литературе по управлению, то ли из-за явной практической востребованности психологических знаний для руководителей трудовых коллективов вскоре последовало второе, дополненное издание «Пособия по психологии для мастеров и бригадиров» тиражом в 80 тыс. экземпляров. О том, что изложенные в «Пособии для мастеров и бригадиров» психологические знания практически полезны и долговременно актуальны, свидетельствует такой факт: в 2010 году мной был проведен трехдневный мастер-класс «Управленческое мышление руководителя» с топ-менеджерами ОАО «АВТОВАЗ» в г. Тольятти. По завершении мастер-класса директор по персоналу ОАО «АВТОВАЗ» А. П. Сарычев, вручая мне благодарственное письмо директора ОАО «АВТОВАЗ», передал просьбу коллег о переиздании учебного пособия «Управленческая психология», основой которого является «Пособие по психологии для мастеров и бригадиров». Учебное пособие «Управленческая психология» было издано в 1987 году, через 10 лет после публикации второго издания «Пособия по психологии для мастеров и бригадиров». В «Управленческой психологии», кроме психологических знаний о личности, более расширенно, чем в «Пособии по психологии для мастеров и бригадиров», представлены социально-психологические знания. Весь этот материал был предметно адаптирован к реальным проблемам управления. Кроме этого, в «Управленческой психологии» прописан кейс психологических знаний, которыми должны обладать топ-руководители. При этом особый акцент сделан на использование топ-руководителями психологических знаний при разработке, принятии и кураторском сопровождении исполнения управленческих решений. Особо отмечу, что в «Управленческой психологии» смоделирован набор психологических качеств и умений руководителя: например таких, как эмпатия, суггесстивное воздействие, гомфотерное состояние трудового коллектива, визуальный эффект оформления кабинета топруководителя, впервые введен в научный оборот феномен «управленческое общение». ∗ ∗ ∗ «Управленческая психология» стала популярным изданием. В системе профессиональной переподготовки руководителей был введен учебный курс по управленческой психологии. По рекомендации Российской академии госслужбы при Президенте РФ управленческая психология обрела официальный статус учебного предмета в вузах, готовящих управленческий кадровый персонал. Появились интересные публикации по управленческой психологии. Работы «Производство и педагогика», «Пособие по психологии для мастеров и бригадиров», «Управленческая психология» послужили для автора прологом к дальнейшей научно-исследовательской разработке вопросов человековедческой компетентности современных управленцев, или, как сегодня говорят, менеджеров. Итогом стали последующие публикации автора: книги по управленческой этике, социологии управления, ортобиотике — учению о самостоятельном сбережении здоровья, имиджелогии — учению о создании и позиционировании разноформатных имиджей, менталитетологии — учению о механизмах человеческого мыслетворения. Систематизируя все эти исследовательские разработки, автор создал инновационную научно-прикладную отрасль профессионального знания, которая представлена в монографии «Управленческая антропология. Человековедческая компетентность менеджера» (М., 2000 г.). Данная работа получила официальное признание в связи с актуализацией подготовки нового класса профессионалов — социальных антропологов, о чем свидетельствует признание ВАКом специальности 020509 — антропология организации управления. Как утверждали древние философы: Labor оmnia — vincit improbus! (Упорный труд побеждает все!) В. М. Шепель, доктор философских наук, профессор, заслуженный деятель науки РСФСР
![]() Доктор философских наук, профессор. Заслуженный деятель науки РСФСР. Президент Лиги профессиональных имиджмейкеров. Прошел долгий путь служебно-профессиональной деятельности: заведующий лабораторией социально-психологических проблем управления НИИ электронной техники, заведующий кафедрой «Научные основы управления» Института повышения квалификации руководителей промышленных предприятий Минхимпрома, заместитель руководителя кафедры «Педагогика и социальная психология» Академии общественных наук при ЦК КПСС, заведующий кафедрой человековедческих технологий Педагогической академии последипломного образования, декан факультета «Имиджелогия и связи с общественностью» Института индустрии моды, директор Института имиджелогии и связи с общественностью Международного университета бизнеса и управления. Вел авторские рубрики: «На политическом подиуме» в журнале «Управа» в 1999–2000 гг.; «Школа менеджмента» (для руководителей образовательных учреждений) в журнале «Профессиональное образование» в 2001–2004 гг.; «Имидж педагога» в журнале «Воспитание школьника» в 2005–2008 гг. Автор 38 монографий и учебно-методических пособий общим тиражом более 500 тысяч экземпляров. Его книги были изданы в Японии, Польше, Вьетнаме, Болгарии, Чехии, Словакии, Монголии. Презентации его книг проходили на восьми Международных книжных ярмарках на ВДНХ и дважды на Книжном фестивале на Красной площади в Москве. Подготовил 60 кандидатов и 15 докторов наук.
|