URSS.ru Магазин научной книги
Обложка Шепель В.М. Управленческая психология Обложка Шепель В.М. Управленческая психология
Id: 300154
692 р.

Управленческая психология Изд. 2, доп.

2023. 240 с.
Типографская бумага

Аннотация

В книге освещаются актуальные проблемы организаторской и воспитательной деятельности руководителя социалистического производства. Исследуются социально-психологические механизмы формирования коллектива и стимулирования труда. Рассматриваются психологические факторы утверждения авторитета руководителей, совершенствования их общения с людьми. Особое внимание уделяется стрессоустойчивости и прочим психологическим качествам организатора производства.

Книга... (Подробнее)


Оглавление
top
Предисловие ко второму изданию8
Часть I Психологические аспекты личности11
Глава 1. Знать людей — основа управления11
1. Человек12
2. Личность12
3. Индивидуальность14
Глава 2. Индивидуально-психологические качества личности16
1. Темперамент16
2. Эмоции и чувства18
3. Способности20
4. Характер21
5. Воля22
6. Мыслительная деятельность23
Глава 3. Общественно-психологические качества личности26
1. Социализация личности26
2. Стадии социально-возрастного вызревания личности27
3. О соотношении индивидуально-психологических и общественно-психологических качеств личности28
4. Социальные чувства29
5. Ценностные ориентации30
6. Социальная установка32
7. Притязания-ожидания33
8. Стереотипы35
9. Ядро «духовного фонда» личности37
Часть II Психологические аспекты организации коллектива39
Глава 1. Трудовой коллектив: понятие и общая характеристика39
1. Критерии нравственной зрелости коллектива40
2. Основные условия жизнедеятельности коллектива42
3. Принципы организации коллектива43
4. Стадии развития коллектива45
5. Количественные и качественные параметры бригады48
6. Официальная и неофициальная структура коллектива50
Глава 2. Социально-психологическая общность коллектива52
1. Факторы формирования социально-психологических отношений коллектива52
2. Социально-психологические процессы, протекающие в коллективе54
3. Межличностные отношения59
4. Настроение коллектива61
5. Мнение коллектива64
6. Традиции коллектива66
7. Морально-психологический климат коллектива68
Глава 3. Субъекты социально-психологической общности70
1. Социально-психологические слои коллектива70
2. Референтные группы74
3. Эффект личностного притяжения77
4. Мотивы поведения негативного лидера79
5. Приемы переориентации негативного лидера80
6. Социометрический статус коллектива82
Часть III Психологические аспекты производственного воспитания85
Глава 1. Сущность и особенности производственного воспитания85
1. Коллективистская психология85
2. Выбор профессии87
3. Престиж профессии88
4. Социально-психологическая адаптация работников89
5. Психологическая подготовка работника к новшествам91
6. Организация труда и техническое творчество92
Глава 2. Психологические условия воспитательного воздействия94
1. Психический механизм познания94
2. Психолого-педагогические функции воспитательной работы98
Глава 3. Формы и методы производственного воспитания104
1. Принципы воспитания104
2. Система идейно-теоретического образования105
3. Социалистическое соревнование106
4. Информационное обеспечение107
5. Наставничество108
6. Участие трудящихся в управлении производством110
7. Убеждение113
8. Подражание и внушение114
9. Воздействие делом116
10. Воздействие словом118
11. Воздействие внешним обликом120
Часть IV Психологические аспекты стимулирования труда121
Глава 1. Механизмы сознательного отношения к труду121
1. Стратегия стимулирования122
2. Психологические механизмы побуждения к труду124
3. Личная заинтересованность в труде126
Глава 2. Психологические требования к организации стимулирования130
1. Требование первое130
2. Требование второе133
3. Требование третье136
Глава 3. Некоторые направления повышения эффективности системы стимулирования труда139
1. Психологическая характеристика оплаты труда140
2. Некоторые направления совершенствования оплаты труда145
3. Нормирование труда147
4. Общественное мнение и общественные органы148
5. Общественная система внутриколлективного распределения материального вознаграждения за труд149
6. Премия150
Глава 4. Психолого-дидактические принципы стимулирования труда153
1. Определенность153
2. Справедливость155
3. Своевременность158
4. Гласность159
5. Наглядность161
Часть V Психологические аспекты культуры управления163
Глава 1. Управленческое общение163
1. Стиль работы руководителя163
2. Формы управленческого общения164
3. Морально-психологическая основа авторитета167
Глава 2. Психологические характеристики служебного поведения руководителя175
1. Модель личностно-деловых качеств руководителя175
2. Личное обаяние178
3. Умение слушать180
4. Умение владеть словом181
5. Одежда182
6. Кабинет руководителя182
7. Четыре совета по аутотренингу184
Глава 3. Управленческое решение и его информационное обеспечение186
1. Психологическая информация186
2. Методы сбора психологической информации189
3. Психологические требования к принятию решения195
4. Действия руководителя в экстремальной ситуации199
Часть VI Психологические аспекты повышения работоспособности руководителя202
Глава 1. Психогигиенические требования к труду руководителя202
1. Основные направления психогигиены труда руководителя203
2. Люди типа «А» и типа «Б»207
Глава 2. Важнейшие условия поддержания высокого морально-психологического состояния210
1. Первая группа условий211
2. Вторая группа условий213
3. Третья группа условий215
Глава 3. Кабинетно-домашняя релаксация223
1. Кабинетная релаксация224
2. Домашняя релаксация227
Краткий словарь психологических терминов230
Литература235

Предисловие ко второму изданию
top

В 70-х годах прошлого столетия мною были проведены социологические исследования на московских предприятиях «Станколит», «Второй Московский часовой завод», на фабрике «Большевичка».

Целью научного исследования было выявление профессиональной подготовки руководителей первичных производственных подразделений.

Такими руководителями на предприятиях является масштабная управленческая страта бригадиров и мастеров.

Мастера и бригадиры повседневно общаются с рабочими, занимаются профессиональным инструктированием, следят за соблюдением техники безопасности и трудовой дисциплины. По отношению к молодым работникам бригадиры и мастера выступают как воспитатели и учителя.

Проведенные социологические исследования засвидетельствовали, что 70 % конфликтных ситуаций на промышленных предприятиях возникает по причине некорректного поведения бригадиров и мастеров по отношению к рабочим, а в женских коллективах частота конфликтных ситуаций обусловлена неумением названых руководителей тактично общаться с работниками, собирать и разумно использовать информацию об их самочувствии.

Завершающим итогом социологических исследований стало издание первого в стране учебного пособия «Производство и педагогика».

В издании были представлены педагогические знания, которыми полезно владеть руководителям первичных производственных коллективов.

В названном пособии была актуализирована необходимость специальной разработки учебного предмета в системе профессионального обучения руководителей первичных трудовых коллективов под названием «Производственная педагогика».

15-тысячный тираж учебного пособия «Производство и педагогика» быстро исчез из книжных магазинов.

Оценка данного пособия читателями подтвердила полезность в структуре профессиональной компетентности руководителей трудовых коллективов блока человековедческих знаний. В частности, читатели пособия «Производство и педагогика» настоятельно обращали внимание на ущербную психологическую подготовку руководителей первичных трудовых коллективов.

В соответствии с этим запросом мною было подготовлено «Пособие по психологии для мастеров и бригадиров», которое было издано в 1978 году тиражом в 50 тыс. экземпляров.

То ли из-за отсутствия аналога в зарубежной и отечественной литературе по управлению, то ли из-за явной практической востребованности психологических знаний для руководителей трудовых коллективов вскоре последовало второе, дополненное издание «Пособия по психологии для мастеров и бригадиров» тиражом в 80 тыс. экземпляров.

О том, что изложенные в «Пособии для мастеров и бригадиров» психологические знания практически полезны и долговременно актуальны, свидетельствует такой факт: в 2010 году мной был проведен трехдневный мастер-класс «Управленческое мышление руководителя» с топ-менеджерами ОАО «АВТОВАЗ» в г. Тольятти. По завершении мастер-класса директор по персоналу ОАО «АВТОВАЗ» А. П. Сарычев, вручая мне благодарственное письмо директора ОАО «АВТОВАЗ», передал просьбу коллег о переиздании учебного пособия «Управленческая психология», основой которого является «Пособие по психологии для мастеров и бригадиров».

Учебное пособие «Управленческая психология» было издано в 1987 году, через 10 лет после публикации второго издания «Пособия по психологии для мастеров и бригадиров».

В «Управленческой психологии», кроме психологических знаний о личности, более расширенно, чем в «Пособии по психологии для мастеров и бригадиров», представлены социально-психологические знания.

Весь этот материал был предметно адаптирован к реальным проблемам управления.

Кроме этого, в «Управленческой психологии» прописан кейс психологических знаний, которыми должны обладать топ-руководители.

При этом особый акцент сделан на использование топ-руководителями психологических знаний при разработке, принятии и кураторском сопровождении исполнения управленческих решений.

Особо отмечу, что в «Управленческой психологии» смоделирован набор психологических качеств и умений руководителя: например таких, как эмпатия, суггесстивное воздействие, гомфотерное состояние трудового коллектива, визуальный эффект оформления кабинета топруководителя, впервые введен в научный оборот феномен «управленческое общение».

∗ ∗ ∗

«Управленческая психология» стала популярным изданием. В системе профессиональной переподготовки руководителей был введен учебный курс по управленческой психологии. По рекомендации Российской академии госслужбы при Президенте РФ управленческая психология обрела официальный статус учебного предмета в вузах, готовящих управленческий кадровый персонал. Появились интересные публикации по управленческой психологии.

Работы «Производство и педагогика», «Пособие по психологии для мастеров и бригадиров», «Управленческая психология» послужили для автора прологом к дальнейшей научно-исследовательской разработке вопросов человековедческой компетентности современных управленцев, или, как сегодня говорят, менеджеров.

Итогом стали последующие публикации автора: книги по управленческой этике, социологии управления, ортобиотике — учению о самостоятельном сбережении здоровья, имиджелогии — учению о создании и позиционировании разноформатных имиджей, менталитетологии — учению о механизмах человеческого мыслетворения.

Систематизируя все эти исследовательские разработки, автор создал инновационную научно-прикладную отрасль профессионального знания, которая представлена в монографии «Управленческая антропология. Человековедческая компетентность менеджера» (М., 2000 г.).

Данная работа получила официальное признание в связи с актуализацией подготовки нового класса профессионалов — социальных антропологов, о чем свидетельствует признание ВАКом специальности 020509 — антропология организации управления.

Как утверждали древние философы:

Labor оmnia — vincit improbus!

(Упорный труд побеждает все!)

В. М. Шепель, доктор философских наук, профессор, заслуженный деятель науки РСФСР


Об авторе
top
photoШепель Виктор Максимович
Доктор философских наук, профессор. Заслуженный деятель науки РСФСР. Президент Лиги профессиональных имиджмейкеров. Прошел долгий путь служебно-профессиональной деятельности: заведующий лабораторией социально-психологических проблем управления НИИ электронной техники, заведующий кафедрой «Научные основы управления» Института повышения квалификации руководителей промышленных предприятий Минхимпрома, заместитель руководителя кафедры «Педагогика и социальная психология» Академии общественных наук при ЦК КПСС, заведующий кафедрой человековедческих технологий Педагогической академии последипломного образования, декан факультета «Имиджелогия и связи с общественностью» Института индустрии моды, директор Института имиджелогии и связи с общественностью Международного университета бизнеса и управления. Вел авторские рубрики: «На политическом подиуме» в журнале «Управа» в 1999–2000 гг.; «Школа менеджмента» (для руководителей образовательных учреждений) в журнале «Профессиональное образование» в 2001–2004 гг.; «Имидж педагога» в журнале «Воспитание школьника» в 2005–2008 гг. Автор 38 монографий и учебно-методических пособий общим тиражом более 500 тысяч экземпляров. Его книги были изданы в Японии, Польше, Вьетнаме, Болгарии, Чехии, Словакии, Монголии. Презентации его книг проходили на восьми Международных книжных ярмарках на ВДНХ и дважды на Книжном фестивале на Красной площади в Москве. Подготовил 60 кандидатов и 15 докторов наук.