Введенiе Логики, какъ иредмета преподаванiя въ гимназiяхъ, есть мера столь благоразумная и утешительная, что отъ нея следуетъ ожидать самыхъ благодатныхъ последствiй. Прежде всего мера эта устранитъ ту несообразность, что у насъ молодой человекъ могъ окончить курсъ наукъ, не только въ гимназiи, но даже и въ университете (напр. по медицинскому, математическому, а иногда и по юридическому факультетамъ), не получивъ ни малейшаго понятiя о самыхъ элементарныхъ основанiяхъ Логики, этого необходимаго пособiя при всякомъ научномъ изследованiи; условiя всякаго истиннаго образованiя и самостоятельнаго мышленiя, какъ въ области теорiи, такъ и въ практической жизни. Чего-же можно ожидать въ научномъ отношенiи отъ молодаго человека, получившаго высшее образованiе безъ этого первоначальнаго фундамента? Чемъ будетъ онъ руководиться въ жизни при выборе и оценке разнородныхъ, действующихъ на него взглядовъ? Не знакомый съ самыми простыми средствами истинно критической оценки чужихъ воззренiй, онъ приметъ, даже после окончанiя курса наукъ въ университете, обыкновено безъ всякой критической самостоятельности, то воззренiе, которое, заслуженно или незаслуженно, пользуется найбольшею популярностью въ той тесной среде, къ которой онъ случайно принадлежитъ. Введенiе Логики въ курсъ гiмназическаго преподаванiя устранитъ эти недостатки. Ознакомившись въ гимназiи хоть только съ элементарными основанiями Логики, молодой человекъ, при дальнейшемъ своемъ образованiи, вспомнитъ о существованiи неоспоримыхъ законовъ и правилъ мышленiя; въ немъ явится потребность ознакомиться съ ними более подробно и применить ихъ къ своимъ разсужденiямъ при выработке собственныхъ воззренiй на науку и жизнь, Второе последствiе введенiя Логики въ программу гимназическихъ наукъ обнаружилось, и обнаружится безъ сомненiя еще более въ будущемъ, въ обогащенiи русской педагогической литературы разными руководствами по Логике. И предлагаемое элементарное руководство Логики есть следствiе этой-же самой меры. Принимая во вниманiе то обстоятельство, что на преподованiе Логики назначено въ гимназiяхъ лишь очень незначительное число уроковъ, т.е. по одному часу въ неделю, авторъ былъ принужденъ сократить это руководство до минимума. Оно состоитъ изъ 37 параграфовъ, которые приходится разделить на 40 уроковъ. По учебному плану гимназiй, утвержденному Министерствомъ Народнаго Просвещенiя, уже ученики 5-го класса, при чтенiи и разборе русскихъ разсужденiй, должны быть ознакомляемы съ элементарными сведенiями изъ Логики относительно представленiй и понятiй, ихъ содержанiя и объема; образованiя и определенiя сужденiй и умозаключенiй, наконецъ съ основанiями определенiя и деленiя понятiй. Для такого ознакомленiя могутъ служитъ первые 28 параграфовъ, нли вовсе безъ примечанiй, или-же только съ самыми главными изъ нихъ. Можно предполагать, что после такой подготовки, ученикя 7-го класса будуть въ состоянiи пройти первые 28 параграфовъ этого руководства въ 14 уроковъ; тогда, какъ каждый изъ остальныхъ параграфовъ (начиная съ § 29: силлогизмъ, индукцiя, доказательства, методы, система) потребуетъ, по всей вероятности, по два урока. Такимъ образомъ весь курсъ можеть быть удобно изложенъ въ 32 урока; остальные-же уроки могутъ быть употреблены на повторенiе. Для удобства изложенiя, каждый параграфъ разделяется на две части: первая заключаетъ въ себе существенное содержанiе, вторая-же – примечанiя, которыя более подробно излагаютъ содержанiе самаго параграфа. Такимъ образомъ преподаватель, при могущихъ встретиться особыхъ обстоятельствахъ (напр. при неполномъ числе уроковъ въ теченiи учебнаго года, или недостаточномъ умственномъ развитiи большинства класса), можеть ограничить свой курсъ лишь темъ, что заключается въ тексте параграфовъ, излагая при томъ содержанiе примечанiй во время урока, въ виде объясненiя и развитiя самаго параграфа. При нормальныхъ-же обстоятельствахъ, само собою разумеется, что учащихся не затруднятъ подготовленiе къ уроку параграфовъ вместе съ примечанiями; темъ более, что преподаватель предварительно объяснитъ имъ содержанiе урока, и позаботится не о механическомъ заучиванiи руководства наизусть, а объ ясномъ и точномъ уразуменiи его содержанiя... Настоящее третье изданiе Элементарной Логики, появляющееся полтора года после перваго, пополнено разными примерами и следующими примечанiями: Примечанiе 1-е къ § 16 (dictum de omni et de nullo); Примечанiе 3-е къ § 31 (inductio per enumerationem simplicem); Примечанiе 2-е къ § 36 (синтезь и анализь въ дедуктивномъ и индуктивномъ методахь); Примечанiе 1-е къ § 37 (начала или принципы научныхъ системъ). Два последнiя прибавленiя помещены уже во второмъ изданiи. Въ Сентябре, 1875 г. Аеторъ.
Это изданiе Элементарной Логики вновь пересмотрено авторомъ и пополнено различными примерами. Главное-же вниманiе автора на этотъ разъ обращено было на формальную сторону руководства; желанiемъ его было придать самому изложенiю предмета по возможности еще большую строгость, определенность и ясность. Для достиженiя этой цели, авторъ воспользовался какъ указанiями Ученаго Комитета Министерства Народнаго Просвещенiя, такъ и замечанiями практическихъ педагоговъ. Въ Октябре, 1877 г. Авторъ.
настоящаго руководства, подобно предшествующимъ, вновь пересмотрено авторомъ по форме и содержанiю и пополнено несколькими примечанiями и многими примерами, объясняющими ближе содержанiе параграфовъ (напр. Примечанiе 1-е къ § 21, Прим. 3-ье къ § 26, Прим. 2-е къ § 29 и др.). Въ Октябре, 1883 г. Авторъ.
![]() Русский философ, логик, психолог. Родился в Гонсиорово, недалеко от Калиша (Польша), в семье управляющего лесными угодьями Королевства Польского. Учился в Тюбингенском и Йенском университетах. В 1862 г. защитил в Йенском университете диссертацию на степень доктора философии «О происхождении души». В 1863 г. был назначен адъюнкт-профессором по кафедре философии Варшавского университета; с 1871 г. — профессор. В 1870 г. получил степень доктора философии в Московском университете, защитив диссертацию «Самостоятельное начало душевных явлений». Читал лекции по философии, логике, психологии, этике, эстетике и истории философии. Преподавал в Варшавском университете до 1903 г., затем вышел в отставку и уехал в Англию.
В своих философских сочинениях Г. Е. Струве пытался построить цельную философскую систему идеального реализма, которую он называл «идеально-реальным» миропониманием (или «синтетической философией») и в которой он стремился примирить противоречия между духом и материей, свободой и необходимостью, искусством и наукой, церковью и государством и т. д. По определению Струве, философия изучает общее в частном, а специальные науки, основой которых является математика, — частное в общем; предметом последних служит познание явлений, предметом философии — объяснение явлений. Известность получили его труды: «Отличительные черты философии и их значение в сравнении с другими науками» (1872), «Введение в философию. Разбор основных начал философии вообще» (1890), «Способности и развитие философствующего ума» (1897), «Современная анархия духа и ее философ Фр. Ницше» (1900), «Этическое движение Новейшего времени. Его история и учение» (1901) и другие. |