URSS.ru Магазин научной книги
Обложка Голубев В.С. Основы гармонологии: Гармония и развитие в системе природа — человек — общество. От диалектики к триалектике. От ноосферы к гармосфере. От либерализма к социогуманизму. От «Homo Sapiens» к «Человеку Гармоничному» Обложка Голубев В.С. Основы гармонологии: Гармония и развитие в системе природа — человек — общество. От диалектики к триалектике. От ноосферы к гармосфере. От либерализма к социогуманизму. От «Homo Sapiens» к «Человеку Гармоничному»
Id: 299827
599 р.

Основы гармонологии:
Гармония и развитие в системе природа — человек — общество. От диалектики к триалектике. От ноосферы к гармосфере. От либерализма к социогуманизму. От «Homo Sapiens» к «Человеку Гармоничному»

2023. 244 с. ISBN 978-5-9710-4015-6.
Белая офсетная бумага
  • Мягкая обложка
Гармония и развитие в системе "природа — человек — общество" • От диалектики к триалектике • От ноосферы к гармосфере • От либерализма к социогуманизму • От «Homo Sapiens» к «Человеку Гармоничному».

Аннотация

В доступной для широкого круга читателей форме излагаются основы гармонологии — естественно-гуманитарной науки о гармонии в системе природа — человек — общество. Триалектика противопоставляется диалектике. Согласно триалектике имеются не две сущности бытия — противоположности, как это полагает диалектика, а три. Третья сущность является разрешением противоположности, дающим «новое» третье. Последняя сущность и есть гармония противоположностей.... (Подробнее)


Оглавление
top
Оглавление3
Предисловие7
Введение8
Глава 1. Гармония и развитие10
1. Предмет и метод гармонологии10
2. От термодинамики к эргодинамике11
3. Эргопреобразователи и их структурная энергия12
4. Типы и критерии развития15
5. От диалектики к триалектике21
6. Китайская монада и гармоническая триада27
7. От предыстории к истории30
8. Предыстория, история, постистория (в аспекте соотношения техногенного и гуманитарного прогресса)32
9. Эволюционное будущее: ноосфера или гармосфера?36
10. Эволюционное время39
Глава 2. Структурная энергия и жизнь43
1. Структурная энергия и геологическая жизнь43
2. От геологической к предбиологической жизни49
3. Биологическая жизнь: между равновесием и неравновесием51
4. О факторах эволюции автотрофов55
5. Об эволюции гетеротрофов60
6. О сопряженности и взаимообусловленности геологической и биологической жизни63
Глава 3. Природа человека65
1. Наука о человеке — главная наука современности65
2. Определение феномена человека66
3. Сущность человека с позиции триалектики67
4. Капитал индивида72
5. Динамика витального капитала индивида75
6. Факторы продолжительности жизни80
7. Какое знание о здоровье дает эргодинамическая модель?86
8. Позитивные человеческие качества88
9. «Открытый патриотизм» как разрешение противоположностинационализм — интернационализм94
10. От «Homo Sapiens» к «Человеку Гармоничному»98
11. На пути к гармоничному развитию человека: какие имеются препятствия и как их преодолеть?100
12. Реализация человека103
13. Социогуманитарное просвещение105
14. Смысл жизни — жизнетворение107
Глава 4. Человек в биосфере111
1. Биосферная концепция развития (биоцентризм)111
2. Устойчивость современной биосферы113
3. Биосферная функция человека118
4. Окружающая среда: от охраны к гуманизации120
Глава 5. Человек в cоциуме123
1. Капитал — структурная энергия социума123
2. Национальное богатство и индекс качества жизни — главные показатели состояния и развития социумов125
3. Методика и результаты расчета национального богатства и индекса качества жизни стран мира и субъектов РФ127
4. «Тормоза» развития138
5. Модель экономики «высшего», «среднего» и «низшего» классов141
Глава 6. Либерализм — финальный строй предыстории146
1. Почему либерализм изжил себя?146
2. Мир заблудился: его водят «бесы» и «бесенята»149
3. Социальное и страновое неравенство152
4. Либеральное рабство156
5. Расчеловечивание человека158
6. Когда свободы не сопряжены с обязанностями160
7. Почему при либерализме неизбежны войны?162
8. Экономическая природа войны: математическая модель164
9. Атомная бомба не является частью национального богатства166
10. Против системы168
Глава 7. Эволюционная траектория развития либерализм — интегрализм — социогуманизм172
1. Типы социального развития172
2. От либерализма к социогуманизму175
3. Социогуманизм как гармоническое разрешение противоположности капитализм — социализм178
4. Социогуманитарное государство на основаниях развития, гармонии и гуманизма183
5. Принципы экономической политики социогуманитарного государства189
6. Принципы социальной политики социогуманитарного государства192
7. «Человек Гармоничный» — главная цель гуманитарной политики194
8. Гуманизация окружающей среды — сущность экологической политики социогуманитарного государства195
9. Наука при социогуманизме: смена приоритетов — от естественных к наукам естественно-гуманитарного синтеза198
10. Христианское учение и социогуманизм202
11. Геополитика социогуманитарного государства на базе гармонии и компромисса206
12. Новое движение за мир: научная основа213
13. Социогуманизм и интегральное общество217
Глава 8. На пути к гармосфере223
1. Социогуманитарный переход: специфика китайского пути223
2. Россия — страна неразрешенной противоположности капитализм — социализм225
3. О трех «эволюционных классах» российского общества и сопряженных с ними направлениях научной мысли228
4. Социогуманитарное государство Россия230
Заключение235
Цитируемая литература237
Библиографический список239
Приложение. Авторские новации241

Предисловие
top

Предлагаемая книга обобщает и развивает предыдущие исследования автора по проблеме гармонии в системе природа — человек — общество. Поскольку данная система имеет как естественную, так и гуманитарную составляющие, то имеем дело с наукой естественно-гуманитарного синтеза (ЕГС). Науки ЕГС являются гармоническим разрешением противоположности естественные — гуманитарные науки. Эти науки эволюционно более продвинуты и обладают определенными преимуществами сравнительно с естественными и гуманитарными науками, поскольку синтезируют позитивные стороны их обеих.

Неограниченное («дурное») развитие естественных наук, не сопряженное с развитием гуманитарного знания, имеет следствием техно-гуманитарный дисбаланс (отставание гуманитарной составляющей развития от техногенной), не благоприятный для развития. Ярчайший пример техно-гуманитарного дисбаланса — феномен ракетно-ядерного оружия глобального самоуничтожения человечества и происходящая на наших глазах легализация ядерной войны. Это — следствие неразрешимости более общей противоположности разум — чувство. «Чрезмерный» рост разума становится неразумением. Прогнозируемое будущее есть не ноосфера, а гармосфера — сфера гармонии разума и чувства, человека и природы, науки и искусства. Субъектом гармосферы станет не «Homo Sapiens», а «Человек Гармоничный». Науки ЕГС гуманизируют естественные науки.

Негатив гуманитарных наук хорошо известен — отсутствие общего языка, множество противоречивых трактовок одной и той же проблемы, недостаточность математического аппарата и др. Естественно-гуманитарный синтез устраняет этот негатив.

Перед автором стояла проблема — как назвать науку о гармонии в системе природа — человек — общество. Термин «триалектика» соотносится с разделом философии и имеет частный характер. Был введен термин «гармонология». В дальнейшем обнаружилось, что данный термин используется в теории музыки. Но сопряженный с разъяснением, что имеется в виду гармония в системе природа — человек — общество, термин «гармонология» кажется наиболее приемлемым.


Введение
top

Гармония есть согласование разнородных и даже противоположных (конфликтных) элементов, которое достигается на основе уравновешенного их синтеза. Через такой синтез осуществляется развитие. Гармонию изучали еще в древней Греции (Аристотель, Пифагор), позже в Европе (Леонардо да Винчи, Плотин), в Китае (Конфуций). В XIX в. французский философ Ш. Фурье развил идею гармоничного общества. Немецкий математик XVII–XVII в. Г. Лейб¬ниц пишет: «Миром правит Предустановленная гармония».

В настоящее время гармония исследуется в ряде наук, как гуманитарных, так и естественных. Ее изучает раздел философии — триалектика (в противовес диалектике). Триалектика исходит из того, что имеются не две сущности бытия — противоположности, как это полагает диалектика, а три. Третья сущность является разрешением противоположности, дающим «новое» третье. Последняя сущность и есть гармония противоположностей. Попросту говоря, есть не два ответа «да» или «нет» на любой вопрос, а три: третий — «и да, и нет».

Триалетика описывает социоприродное развитие. Согласно «триадной парадигме» развитие происходит на основе разрешения существующих в мире противоположностей путем рождения «нового» (третьего), которое является гармоническим синтезом разрешающихся противоположностей. «Триадная парадигма» противоположна «диадной», которая рассматривает развитие не как разрешение противоположностей, а как их «борьбу» с «победой» одной из составляющих противоположностей. Триалетика является более продвинутым знанием по сравнению с диалектикой, так как она дополнительно учитывает феномены компромисса и гармонии.

Философия определяется как наука об общих законах развития природы, общества и мышления. Но что же такое тогда все остальные науки? То же, что и философия? Путаница определения философии как науки несомненна. Данный парадокс предлагается разрешить на основе применяемых в науках и философии разных методов познания. В науках (особенно естественных) — это объективное количественное знание, основанное на эксперименте (наблюдении) и теории, использовании методов индукции и дедукции. В философии — исследование мира мозговым усилием, умственное миропонимание. Существование разных философских систем по одной и той же проблеме — свидетельство субъективности философии; того, чего не должно быть в науке. Ее метод — интуиция, умозрение, спекуляции, дающие иррациональное знание.

Учение о гармонии в авторском изложении имеет свой теоретический (математический) аппарат и описывает социоприродное развитие в формате естественных наук. Поэтому рассматривать это учение как раздел философии в ее традиционной трактовке не получается. Если же иметь в виду теоретическую философию как науку о законах функционирования и развития системы природа — человек — общество, то учение о гармонии возможно рассматривать как составную часть этой науки. Поскольку данная трактовка философии еще не принята, то для науки, изучающей гармонию в системе природа — человек — общество, используется термин гармонология.

В мире Природы противоположности в целом разрешены, и бытие Природы подчинено гармонии. Мир человека, наоборот, дисгармоничен: в нем существующие противоположности в целом не разрешены.


Об авторе
top
photoГолубев Владимир Степанович
Кандидат химических наук, доктор геолого-минералогических наук. Физик по образованию. Является одним из основоположников нового научного направления в геохимии, получившего название «динамика геохимических процессов», а также новых естественно-гуманитарных наук (эргодинамика, гармонология) и учения социогуманизма.

Автор более 400 научных работ по геохимии, физической химии, экологии и экономике, в том числе более 30 книг.