Русскому ученому-биологу А. А. Любищеву принадлежит суждение о том, что прошлое мысли — не кладбище заблуждений, навеки похороненных под могильными плитами, а собрание недостроенных архитектурных ансамблей, многие из которых не были закончены не из-за порочности замысла, а из-за несвоевременного рождения проекта или из-за чрезмерной самоуверенности строителей. Вероятно, это суждение относится к русской философии более чем к какой-либо другой. В ней много замыслов-ансамб¬лей, и почти все они не были закончены. Впрочем, «сотворение мира дело не мгновения, а вечности» (И. Кант). И вина ли русской философии в том, что в стремлении к высшему и запредельному она нередко забегала вперед и рождала «несвоевременные проекты», или что «строители» были «чрезмерно самоуверенны» и потому недалеки и жестоки? Да и можно ли раз и навсегда закончить эти проекты? Многие мыслители считают, что самые серьезные проблемы наций и государств чаще всего связаны не с экономикой, политикой или обороной, а с культурой, с нематериальными, неосязаемыми символами. Все преуспевающие нации обладают набором ключевых символических элементов, которые служат людям точками опоры в этом мире, своеобразными «моментами истины». Эти символы очерчивают контуры идентичности, конкретизируют чувство собственного достоинства и самоуважения, создают нравственную основу доверия и солидарности в обществе и участия в его делах. Всякая нация и всякое государство, следовательно, должны определить для себя, осознанно или неосознанно, какие символы им необходимы для оформления и выражения представлений о себе как таковых на индивидуальном или коллективном уровне. Искать ответы на вопросы «Кто мы?», «Что следует понимать под этим „мы“?» приходится постоянно и вне зависимости от «статуса успешности» нации или государства. Эти вопросы принципиально важны как для государств, появившихся на карте мира в XX веке, так и для государств, давно занимающих свое место в мировой геополитической структуре. Хотя, разумеется, интенсивность поиска ответов у разных народов разная. В последние десятилетия Россия особенно сильно нуждается в уяснении собственных культурных оснований, определении духовных символов и ориентиров, способных адекватно соответствовать вызовам времени. Для этого необходимо обращение к собственной культуре, истории, искусству, литературе, их истокам и корням. В этом же ряду — русская философия. В отличие от русской литературы, еще в XX в. ставшей визитной карточкой России в культурной сфере, русская философия традиционно привлекала к себе сравнительно мало внимания и была известна в основном специалистам. В этом смысле данная монография — еще одна попытка несколько изменить эту традицию. Особенность этой работы в том, что она обращена как к специалистам, так и к обычному читателю, молодому прежде всего. Ее компактность и лаконичность можно рассматривать как определенное преимущество в глазах тех, кто живет в современном динамичном мире и при этом хотел бы уяснить себе азы собственной культуры в ее глубинных основаниях. Прежде чем обратиться к собственно отечественной философской мысли, автор счел необходимым, пусть кратко, описать и охарактеризовать российскую цивилизацию. Это сделано для того, чтобы читатель мог проследить хотя бы очевидные связи между ее особенностями и ведущими категориями русской философии. Краткость, понятно, несколько упрощает картину, однако автор полагает, что пусть лучше читатель освоит этот пласт отечественной культуры и истории хотя бы в ключевых их характеристиках, чем его отпугнут сложные тексты, написанные непонятным и «темным» языком, которым страдают многие философские книги и учебники, издаваемые сегодня в России. По этой же причине автор написал главу, посвященную тенденциям развития российской цивилизации примерно до 2020 г. Не претендуя на обладание всей полнотой истины, автор стремится обратить внимание на те процессы в современном мире и России, не учитывать и игнорировать которые сегодня не может позволить себе ни одна страна, если не хочет оказаться на периферии мировой истории. Пожалуй, сегодня высока степень истинности утверждения о том, что российский читатель дезориентирован и потому скептичен. Но здесь и не предлагается новый набор постулатов. Напротив, автор уверен, что в меняющемся мире строгих и неизменных данностей не существует, но это не устраняет нашей потребности действовать, предварительно, разумеется, поняв, как это делать. В этом действии необходимо уяснить, как должны сочетаться разум и нравственность, и как возможно меньшее число людей должны остаться в стороне от этой задачи. Нашему соотечественнику способно в этом помочь обращение к русской истории, культуре и философии.
![]() Доктор философских наук, профессор. Почетный работник сферы образования Российской Федерации (2022). Специалист в области социальной философии, философии истории, философии управления, истории и философии науки. Преподает и ведет исследовательскую работу в Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ. Публикуется в ведущих российских научных журналах, а также за рубежом.
Известен в научном сообществе как автор книг: «Г. В. Плеханов: Философия истории» (URSS), «Онтология гуманизма и тоталитаризма», «Техника переговорного процесса», «Эффективные переговоры», «Философия» (рук. авт. коллектива), «Политическая эпистемология», «Политическая философия. Эпистемология», «Философия управления», «История и философия науки», «Деловые переговоры», «Деловое общение: эффективные переговоры», «Философия славянофилов в современной российской историографии» (URSS), «Русская философия. Имена и идеи» (URSS) и других. Всего имеет 330 научных публикаций. |