Сюжеты, рассматриваемые в этой книге, взаимосвязаны, и лишь для удобства их изложения они сгруппированы в семь относительно самостоятельных блоков, каждый из которых составляет содержание отдельного раздела. В первом из них рассматривается феномен обыденности смерти, ее самого непосредственного вхождения в жизнь каждого из нас. Во втором разделе показано, как исподволь входит в пространство нашей жизни, казалось бы, далекая от повседневного бытия книжная философия смерти и как самым прямым образом формирует индивидуальное отношение к смерти ее житейская философия. В третьем разделе исследуется образное восприятие смерти, создаваемое всеми видами искусства, в четвертом анализируется восприятие смерти под воздействием различных религиозных учений, а весь пятый посвящен пониманию смерти в русском православии. В шестом разделе рассматривается феномен погребальной культуры и экономики смерти, и, наконец, в седьмом — рассказывается о том, как закрепляется в памяти людей и остается в пространстве жизни то, чем жили и чем были славны те, кого уже нет. Архитектура текста может быть выражена формулой 7 × 7 × 7: каждый из семи разделов состоит из семи глав, а каждая из них — из семи тематических фрагментов со своими заголовками. Так, например, третий раздел «Образы смерти в искусстве» включает семь глав: 3.1. Музыкальные образы смерти; 3.2. Поэтические образы смерти; 3.3. Проза смерти; 3.4. Живописуя смерть, скорбь и воскрешение; 3.5. Смерть и посмертие на иконе и фреске; 3.6. Смерть на сцене; 3.7. Смерть на экране. А каждая глава этого раздела книги состоит из семи тематических фрагментов. Так, глава 3.1 «Музыкальные образы смерти» включает следующие фрагменты: 3.1.1. Музыка скорби, печали и утешения; 3.1.2. Траурная церемониальная музыка; 3.1.3. Реквиемы и Dies irae; 3.1.4. Dance macabre; 3.1.5. Православная традиция; 3.1.6. Народная песня и Призраки оперы; 3.1.7. Смерть, рэп, рок и металл. Всего же в книге 343 таких тематических фрагментов, что лишь иллюстрирует, но отнюдь не исчерпывает многоаспектность избранной темы. Большой объем текста (более полутора тысяч страниц) определил его издание в двух томах: том первый — «Смерть в пространстве жизни. Обыденность. Философия. Искусство», том второй — «Смерть в пространстве жизни. Религиозные представления. Погребальная культура. Вечная память». Этот труд — четвертый и, вероятно, последний из написанных «в свободное от работы время» 1) . Его тема — «смерть в пространстве жизни» — менее всего связана с приближением к концу моей затянувшейся жизни. Мы, дети военного времени, жили в странных отношениях со смертью: постоянно играли в войну, а ежедневно кому-то приходили реальные «похоронки», и радио доносило вести о потерях наших войск и гибели мирных жителей. Поистине это было время постоянного ожидания и присутствия «смерти в пространстве жизни», и слава Богу, что все воевавшие мужчины нашей семьи остались живы. Несколько послевоенных лет я не встречался лицом к лицу со смертью и даже не был на похоронах моей любимой бабушки Ольги Дмитриевны, которая отдала Богу душу во время моего длительного карантинного нахождения в Крыму. Пожалуй, первое сильное личностное соприкосновение со смертью произошло в четырнадцатилетнем возрасте: нелепо умер мой друг Боря Поляков — гордость родителей и нашей школы. Тогда я писал: «Всем ведомо — затем, чтоб умереть // Родились мы, лишь неизвестны сроки: // Кому-то век, кому — лишь треть, //Кому — четырнадцать, — что проку // О том гадать? Легко писать о том, // Что смерть закономерна, жизнь — случайна, // Что в этом нет ни мистики, ни тайны, // Но все это — потом, потом, потом...» И это «потом» отодвинулось более чем на полвека от неумелых и самонадеянных подростковых виршей. Рано войдя в мир трудно поживших людей, я слишком поверхностно соприкасался с их уходом, долго памятуя о том, как они жили, и почти не связывая это с памятью о том, как они умирали. Моя жизнь, чрезмерно заполненная сменой профессий, интересов и знакомств, долгое время не оставляла места глубокому переживанию смерти, и она была для меня более естественнообыденной, чем чрезвычайно событийной. И за годы поспешных прощаний с уходящими в мир иной меня побудили к осознанию сути смерти лишь мучительная кончина 53-летнего отца и моя преступно невысказанная к нему любовь. Эта книга — для тех, кто, подобно мне самому, уже соприкасался со смертью родных и близких, кто видел по телевизору похороны политических деятелей и артистов, и кто хоть раз в жизни осознавал неминуемость собственной смерти. Для тех, кто боится собственной кончины как самого ужасного из всех мыслимых бед, и для тех, кто думает, что не боится ее. Для тех, кто считает бессмысленным призыв «memento mori!», не понимая того, что «помни о смерти!» означает лишь напоминание о краткости жизни, которую нужно прожить во всей ее великолепной полноте и достоинстве без желания «убить время» — самого чудовищного злодеяния по отношению к самому себе. Эта книга для любителей рискованного экстрима во всех его видах. Для уверенных в том, что смерть есть акт полного уничтожения личности, и для верующих в жизнь вечную. И, не в последнюю очередь, эта книга написана для меня самого как попытка сконцентрировать наконец-то свои представления о жизни и смерти, накопленные в памяти о том, что было в течение многих десятилетий пережито, увидено, прочитано или услышано. Я не рассчитываю на читательский успех этой книги не только в связи с несопоставимостью моих усилий по представлению темы «смерть в пространстве жизни» с ее протяженностью, глубиной и высотой. Я думаю, что книгу мало кто прочтет, и потому, что большинство из нас может не без интереса прочитать о смерти либо мелодраматической («женские романы»), либо захватывающе интригующей (детективы), либо связанной с какой-либо известной (особенно скандально известной) личностью: о смерти таких людей пишут пользующиеся спросом статьи и книги и снимают кино- и телефильмы. Я же написал лишь о смерти как о повседневном явлении нашей жизни, о масштабах и смысле этого явления и о нашем его восприятии. Несколько десятилетий назад, под влиянием трудов Ф. Броделя и других авторов «Анналов», у меня возникла тщеславная идея написать книгу «Повседневное христианство» о мало замечаемом в то государственно-атеистическое время факте реального присутствия веры в современных (вторая половина прошлого века) отечественной идеологии и культуре, в языке и обычае, в религии и суеверии, в ценностных ориентирах и в отношении к работе и заработку, в семейной жизни и организации хозяйства, в отношении к жизни и смерти. Книга не была написана, но ее замысел, логика и отдельные тексты причудливым образом перешли в различные статьи и книги, — наиболее полно в монографии о современной русской семье 2) и о современной же русской цивилизации 3) . Теперь пришло время продолжить начатое применительно к «смерти в пространстве жизни» — самой «неудобной» теме.
Лексин Владимир Николаевич Доктор экономических наук, профессор. Главный научный сотрудник Федерального исследовательского центра «Информатика и управление» РАН. Автор около 500 публикаций, один из наиболее цитируемых ученых-обществоведов России. Научные интересы последних лет характеризуют такие работы, как монография «Федеративная Россия и ее региональная политика», написанный совместно с академиком Б. Н. Порфирьевым цикл книг и статей о проблемах российской Арктики, авторские журнальные публикации «Цивилизационный кризис и его российские последствия», «Россия как светское государство: Церковь в секулярном обществе», «Русское православие сегодня», «Русская цивилизация сегодня», «Национальный вопрос в многонациональной России», «Синтез общества потребления и информационного общества», «Человек на рынке искусственного интеллекта», «„Цифровизация религии“ в современном обществе», «Неопределенность и риски в функционировании антропогенных систем», «Умереть в России», «Системные основания и последствия территориально опосредованной депопуляции», «Новое отходничество и вахтовая организация труда в процессах депопуляции и заселения территорий», «Пространство культуры и границы закона».
В течение многих лет В. Н. Лексин сотрудничает с издательством URSS, где были опубликованы его монографии «Обычная русская семья в условиях трансформации института семьи: Опыт системной диагностики» (2011), «Судьбы цивилизаций и русский вопрос: Опыт системной диагностики» (2016), «Искусственный интеллект в экономике, политике и частной жизни: Опыт системной диагностики» (2021), а также написанные совместно с А. Н. Швецовым монографии «Новые проблемы российских городов», «Муниципальная Россия: социально-экономическая ситуация, право, статистика» (в 5 т.), «Государство и регионы: Теория и практика государственного регулирования территориального развития», «Реформы и регионы: Системный анализ процессов реформирования региональной экономики, становления федерализма и местного самоуправления». |