Советское клоунское искусство завоевало мировое признание. Оно доказало свое право на обращение к сложным и животрепещущим проблемам. Преодолевая национальные и языковые барьеры, это искусство активно участвует в развитии духовной культуры советских людей, пропагандирует передовые идеалы, утверждает коммунистическую нравственность. В настоящем учебнике, предназначенном для отделений режиссуры цирка театральных институтов и училищ эстрадно-циркового искусства, прослеживаются процессы становления и развития советской клоунады – формирование эстетических принципов клоунского искусства советского цирка, рождение комического героя нового типа. Изучение этих вопросов представляет не только исторический интерес, оно необходимо для определения дальнейших перспектив развития жанра. На страницах книги дается подробная характеристика клоунских масок, анализируется репертуар, созданный в разные годы ведущими мастерами манежа. Знакомство с лучшими клоунскими номерами позволит глубже проникнуть в секреты этого жанра, понять его законы. Автором широко использованы труды советских и зарубежных цирковедов, материалы периодической печати, ранее не публиковавшийся репертуар советских комиков, хранящийся в Центральном государственном архиве литературы и искусства СССР, в архивах Союзгосцирка и Государственного училища циркового и эстрадного искусства, в личных архивах цирковых деятелей. Задачи учебника "Советская клоунада" – дать необходимые знания по истории и теории жанра, выработать у студентов умение оценивать явления искусства с позиций марксистско-ленинской эстетики. Макаров Сергей Михайлович Доктор искусствоведения, заслуженный деятель искусств РФ, президент Академии циркового искусства, советник Китайского национального цирка. С 1986 г. — ведущий научный сотрудник Государственного института искусствознания, занимается исследованием семантики циркового и сценических искусств. С. М. Макаров пришел в науку, пройдя путь от циркового клоуна-иллюзиониста и режиссера до исследователя искусства. Является автором ряда работ, в числе которых монографии: «Шаманы, масоны, цирк: Сакральные истоки циркового искусства» (URSS), «Китайская премудрость русского цирка: Взаимовлияние китайского и русского цирка» (URSS), «Искусство клоунады в СССР» (URSS), «Театрализация цирка» (URSS), «От старинных развлечений к зрелищным искусствам: В дебрях позорищ, потех и развлечений» (URSS). Под его редакцией вышел сборник «Театр, эстрада, цирк» (URSS), посвященный научной деятельности основоположника эстрадоведения и цирковедения Ю. А. Дмитриева.
|