Книга о качестве целей Многие из нас живут не столько по целям, сколько по причинам; не столько «зачем», сколько «почему»; не столько по выбору, сколько по обстоятельствам. Не так ли? Явился на свет с врожденными потребностями — надо их удовлетворять. Они растут — приходится работать больше и лучше. Окружающие нас люди, среда общения задают стандарты и образцы жизни, к освоению которых мы вынуждены стремиться. Поступил на службу, устарела квалификация — пошел добирать ее на курсы, семинары, в бизнес-школы. Конкуренты обходят, деваться некуда — будем стараться догнать или обогнать. ........ 3. Где искать цели? В ценностях! Говорят, что важность самоцелей столь велика, что большие возможности для субъектных целей открываются только при их осуществлении: надо суметь найти, придумать, создать средства достижения этих, пусть и действительно неизбежных целей. Вообще — нам бы хоть с самоцелями справиться… В том-то и дело, что выдвижение авангардных, сильно субъектных, но реалистичных целей дает исполнение самоцелей как следствие. Основной экономического прорыва Японии была идея ее послевоенного правительства: создавать продукцию, конкурентоспособную на мировом рынке. Власть закупала лучшие образцы западной техники и передавала тем японским предпринимателям, кто брались их превзойти и успешно продавать собственные изделия в странах, где были произведены исходные. Тот же вариант развития решительно инициировал в Южной Корее Пак Чжон Хи. Уровень, качество и продолжительность жизни, конечно же, выросли, и самоцели были обеспечены, но в результате достижения целей авангардных. Однако такие цели появились после ценностного выбора: эти дальние азиатские страны приняли европейскую цивилизацию как свою. А в ней прогресс строился на ценностях права, политической и коммерческой конкуренции. Именно там было доказано, что только примитивное целеполагание отрывает цели от ценностей, от идеологии. В прогрессе они едины. Авангардное целеполагание очень ценностно. Это справедливо как для людей, так и для организаций и стран. Не случайно все больше предпринимателей с интересом разрабатывают идеологии фирм (о чем дальше будет большой разговор). Вернемся к началу. Да, преобладает целепассивное большинство, т. е. те, кто редко и в исключительных обстоятельствах выходят за самоцели, слабо рефлексируют по поводу своих ценностей. Но у тех целеактивных меньшинств, сознательно определяющихся с ценностями и из них выводящими цели, возникает метавопрос: каковы границы и возможности нашего субъектного целеполагания при столь сильной его заданности? Ответ на этот метавопрос объяснит, насколько мы владеем будущим, в какой мере оно принадлежит нам или мы ему. И нельзя ли как-то увеличить свою способность планирования? Или тогда будет только хуже? В Японии мне сказали, что стремятся не столько изобретать, сколько открывать. Я тружусь над этим метавопросом, чтобы разобраться, понять — как устроено целеполагание. И дальше вы узнаете, что мне открылось. Конечно, для проникновения в недра целеполагания мне пришлось строить, создавать инструментарий: методы, понятия, концепции, выводы . Еще больше инструментария я конструировал для целеосуществления. Потому что моя работа — помогать предпринимателям и руководителям посильно определять будущее их бизнеса. Вы увидите это в подробном изложении.
![]() Один из первых консультантов по управлению в России, профессор, соучредитель и многолетний руководитель Национального института сертифицированных консультантов по управлению (НИСКУ). В 1991 г. основал Школу консультантов по управлению в Академии народного хозяйства при Правительстве РФ (ныне РАНХиГС), которая выпускала дипломированных консультантов до 2016 г. Первым из российских консультантов прошел сертификацию по стандарту Международного совета институтов по управленческому консультированию (ICMCI). В 2011 г. выпускал журнал «Консультант по управлению (журнал интеллектуалов менеджмента)».
А. И. Пригожин разработал методологию глубокого управленческого консультирования, а также методики стратегического управления, командообразования, вовлечения персонала в достижение целей организации, прецизионного маркетинга, конкурентного анализа, кадровой политики, оргдиагностики, идеологии бизнеса, оргкультуры и т. д. Автор 11 книг и свыше 500 статей в СМИ. Последние книги: «Методы развития организаций» (2003; переизд. в URSS), «Дезорганизация» (2007; переизд. в URSS), «Цели и ценности» (2010; переизд. в URSS), «Управленческие идеи» (М: URSS). Среди его клиентов — заводы, банки, государственные учреждения, некоммерческие организации, строительные и торговые предприятия и др. |