URSS.ru Магазин научной книги
Обложка Ершов П.М. Потребности человека Обложка Ершов П.М. Потребности человека
Id: 299116
799 р.

Потребности человека Изд. 2, стереотип.

2023. 368 с.
Типографская бумага
Причинность в поведении • Истоки многообразия желаний • От биологических потребностей к социальным • Вариации справедливости • Фрейд: психоанализ, исповедь • Нужда и развитие • Семейный эгоизм • Средства экономии сил в мышлении • Власть, авторитет, право • Профессия и дело • Перерождение добрых начинаний • Дружба и любовь • Квалификация • Количество и качество в поисках знаний • Наука и искусство • Неискусство в искусстве • Смех, стыд, благоговение • Любовь • Логика поведения • Типы человеческой породы.

Аннотация

Анализ всего многообразия человеческих потребностей является одной из центральных задач современной психологии, поскольку личность человека — это индивидуально неповторимая композиция и внутренняя соподчиненность потребностей данного индивида.

Разработанная автором настоящей книги классификация потребностей человека представляет собой новое и оригинальное слово в общей психологии. В построении своей системы человеческих побуждений П.М.... (Подробнее)


Оглавление
top
Предисловие3
Глава первая. Причинность в поведении (желания, цели, нужды и потребности)5
Бесспорное, предполагаемое, возможное — 5. Жизнь — потребность — 5. Место в физическом пространстве — 7.Теоретическое и идеальное владение и распространение —11. Цели, средства, способы - 16
Трансформации потребностей, эмоции и мышление—18. Размножение и обслуживание потребностей — 22. Место воли — 30. Удовлетворение потребностей - 34
Глава вторая. Разграничение потребностей (истоки многообразия желаний)39
Сложность — противоречивость — 39. Структурность — 41.0т биологических к социальным — 44. Многослойность социальных потребностей — 48. Вариации справедливости — 54. Нормы удовлетворения — 58. Смена и развитие норм — 61. Нужда в бескорыстном познании — 63. Нормы охраняют — 67. Фрейд: психоанализ, исповедь — 69. Нормы и культура — 73. Нормы и личность — 79. Главенствующая потребность — 81. Самосохранение (нужда) и рост (развитие) — 85. Проблема классификации потребностей — 87.Потребности промежуточные и вспомогательные - 93
Глава третья. Потребности биологические (место в физическом пространстве)100
Растительное и животное— 100. Биологическое в социальном— 104. Диапазон биологических потребностей — 108. Семейный эгоизм — 111. Оттеснение биологического — 114. Экономия сил — 114. Средства экономии сил в мышлении - 118
Глава четвертая. Потребности социальные (место в обществе —"в умах людей")122
Параметры социальных потребностей — 122. Устойчивость альтруизма— 125. Ранги общественного положения—129. Власть, авторитет, право—133."Для дела" — 136. "Дело" для карьеры—141. Профессия и дело—145. Перерождение добрых начинаний—148. Дружба и любовь — 153. Нужда в идеале — 155. Квалификация - 157
Глава пятая. Потребности идеальные (место в мироздании)161
Потребность в знаниях—161. Последствия экстраполяции и дедукции — 163. Своеобразие бескорыстного познания — 166. Количество и качество в поисках знаний—170. Наука и искусство—175. Виды искусства и отрасли науки—181. Сила идеальных потребностей—186. Идеальное как средства—189. Главенствование идеальных потребностей — 192. Накопление знаний. Истина и красота — 197. Созерцаемое единство противоположностей — 202. "Дело" в искусстве — 208. Присутствие неискусства в искусстве — 214. Разные неискусства в искусстве — 219. Смысл завершенности — 224. Пренебрежение к искусству в искусстве — 231. Недоразумение с "искусством для искусства" — 238. Цена бескорыстного познания — 242. Абсолютизация относительного — 249. Смех, стыд, благоговение - 254
Глава шестая. Промежуточные и вспомогательные потребности (идеологические и этнические потребности)258
Нормы, подкрепляющие одна другую — 258. Нужда в норме — 261. Диапазон идеологических норм — 266. Тенденции в смене норм — 269. Доброта и добро, истина и красота — 272. Любовь: многозначность понятия — 277. Потребность как любовь — 280. Любовь и нормы — 284. Любовь и дело — 286. "...Все движется любовью" — 289. Вооруженность: потребности и возможности — 293. Врожденное — 296. Унаследованное и приобретенное — 299.Специа-лизация — 303. Универсальное средство — 306. Логика как вооруженность— 309. Вооруженность и воля — 311. Игра и вооруженность - 313
Глава седьмая. Потребностно-информационный метод326
Классификация потребностей — 326. Типы доминант — 330. Индикаторы доминанты — 333. Параметры практической доминанты — 335. Роль четырех мозговых структур в поведении — 343. Состав практических доминант — 345. Логика поведения — 347. Типы человеческой породы — 348. Болезни потребностей — 351. Проблемы человековедения - 355
Список использованной литературы357

Предисловие
top

Открытие К. Марксом и Ф. Энгельсом роли потребностей человека как определяющей причины его поступков, первоисточника и движущей силы его деятельности явилось началом подлинно научного объяснения целенаправленного поведения и психики. Все другие используемые при описании поведения понятия — будь то установки, ценности, интересы, мотивы, диспозиции и т.п. — являются производными от потребностей, порождаются ими. В сущности личность есть индивидуально неповторимая композиция и внутренняя соподчиненность потребностей данного человека, а воспитание — формирование такого набора и такой иерархии потребностей воспитуемого, которые были бы наиболее благоприятны для развития общества и реализации личности во всем богатстве ее потенциальных возможностей, способностей и задатков.

Казалось бы, глубокий анализ реального многообразия человеческих потребностей должен был стать центральной задачей современного человековедения. К сожалению, этого не произошло. Большинство авторов не идет дальше их деления на потребности материальные и духовные, биологические и социально-исторические. Для попыток дать их более подробное перечисление характерны произвольность и отсутствие четко сформулированного принципа подобной классификации. Польский психолог Обуховский насчитал свыше 120 классификаций потребностей человека, ни одна из которых не стала сколько-нибудь общепринятой. Можно ли всерьез говорить о научно обоснованном формировании потребностей и выявлении способностей, обладая столь ограниченными знаниями и о первом, и о втором?

Режиссер и театральный педагог П.М. Ершов — автор известных книг "Технология актерского искусства" (1959), "Режиссура как практическая психология" (1972), "Темперамент. Характер. Личность" (в соавторстве, 1984) — подошел к проблеме потребностей с позиций своей профессии. Дело в том, что воссоздаваемое актером и режиссером поведение сценического персонажа есть модель поведения человека в условиях его повседневного социального бытия, а искусство— одна из форм познания человека. Отсюда возникает необходимость и неизбежность обращения художника сцены (тем более теоретика-искусствоведа!) к проблеме движущих сил поведения сценического персонажа — потребностей, интересов, мотивов.

В творческой системе К.С. Станиславского метод физических действий и учение о сверхзадаче (доминирующей потребности) представляют нерасторжимое единство. И естественно, что П.М. Ершов, столь много сделавший для развития метода в своих первых двух книгах, ныне обращается к проблеме потребностей, интегрируя два основных аспекта наследия К.С. Станиславского. Без сверхзадачи метод физических действий бесполезен. Без метода сверхзадача безоружна.

Но значение предлагаемой вниманию читателей новой книги П.М. Ершова далеко выходит за пределы искусствоведения и театральной педагогики. Разработанная автором классификация потребностей человека представляет собой новое и оригинальное слово в общей психологии, я бы даже сказал, в общем человековедении. Она, несомненно, вызовет интерес у каждого, кто по роду своей профессии обращается к анализу человеческого поведения, будь то философ, психолог, социолог, педагог, юрист, руководитель коллектива. Строя свою систему человеческих побуждений, П.М. Ершов опирается на богатейший материал художественной литературы, на данные современной психофизиологии, на результаты исследования деятельности мозга.

В последнее время мы много говорим о потенциальных возможностях синтеза науки и искусства. Книга П.М. Ершова — яркий пример плодотворности такого синтеза.

П.В. Симонов, академик


Об авторе
top
photoЕршов Петр Михайлович
Актер, режиссер, теоретик театра, исследователь психологии человеческого поведения. Кандидат искусствоведения (1947). Окончил Театрально-литературную мастерскую под руководством А. А. Дикого в 1935 г. В 1936–1944 гг. — актер Театра-студии А. А. Дикого, БДТ им. М. Горького и др. С 1944 г. целиком посвятил себя научно-исследовательской, режиссерской и педагогической работе. Поставил более двадцати спектаклей в разных театрах страны. Преподавал в театральных вузах Москвы и Владивостока.

П. М. Ершов внес значительный вклад в разработку идей К. С. Станиславского о специфике творчества актера, разработал оригинальную классификацию действий. С начала 1960-х гг. он совместно с известным физиологом, академиком П. В. Симоновым, приступил к изучению связи поведения с мотивами и потребностями человека. Основные труды: «Технология актерского искусства» (1959), «Режиссура как практическая психология» (1972), «Искусство толкования: Режиссура как художественная критика» (1973), «Темперамент. Характер. Личность» (в соавторстве с П. В. Симоновым; 1984), «Потребности человека» (1990).