Открытие К. Марксом и Ф. Энгельсом роли потребностей человека как определяющей причины его поступков, первоисточника и движущей силы его деятельности явилось началом подлинно научного объяснения целенаправленного поведения и психики. Все другие используемые при описании поведения понятия — будь то установки, ценности, интересы, мотивы, диспозиции и т.п. — являются производными от потребностей, порождаются ими. В сущности личность есть индивидуально неповторимая композиция и внутренняя соподчиненность потребностей данного человека, а воспитание — формирование такого набора и такой иерархии потребностей воспитуемого, которые были бы наиболее благоприятны для развития общества и реализации личности во всем богатстве ее потенциальных возможностей, способностей и задатков. Казалось бы, глубокий анализ реального многообразия человеческих потребностей должен был стать центральной задачей современного человековедения. К сожалению, этого не произошло. Большинство авторов не идет дальше их деления на потребности материальные и духовные, биологические и социально-исторические. Для попыток дать их более подробное перечисление характерны произвольность и отсутствие четко сформулированного принципа подобной классификации. Польский психолог Обуховский насчитал свыше 120 классификаций потребностей человека, ни одна из которых не стала сколько-нибудь общепринятой. Можно ли всерьез говорить о научно обоснованном формировании потребностей и выявлении способностей, обладая столь ограниченными знаниями и о первом, и о втором? Режиссер и театральный педагог П.М. Ершов — автор известных книг "Технология актерского искусства" (1959), "Режиссура как практическая психология" (1972), "Темперамент. Характер. Личность" (в соавторстве, 1984) — подошел к проблеме потребностей с позиций своей профессии. Дело в том, что воссоздаваемое актером и режиссером поведение сценического персонажа есть модель поведения человека в условиях его повседневного социального бытия, а искусство— одна из форм познания человека. Отсюда возникает необходимость и неизбежность обращения художника сцены (тем более теоретика-искусствоведа!) к проблеме движущих сил поведения сценического персонажа — потребностей, интересов, мотивов. В творческой системе К.С. Станиславского метод физических действий и учение о сверхзадаче (доминирующей потребности) представляют нерасторжимое единство. И естественно, что П.М. Ершов, столь много сделавший для развития метода в своих первых двух книгах, ныне обращается к проблеме потребностей, интегрируя два основных аспекта наследия К.С. Станиславского. Без сверхзадачи метод физических действий бесполезен. Без метода сверхзадача безоружна. Но значение предлагаемой вниманию читателей новой книги П.М. Ершова далеко выходит за пределы искусствоведения и театральной педагогики. Разработанная автором классификация потребностей человека представляет собой новое и оригинальное слово в общей психологии, я бы даже сказал, в общем человековедении. Она, несомненно, вызовет интерес у каждого, кто по роду своей профессии обращается к анализу человеческого поведения, будь то философ, психолог, социолог, педагог, юрист, руководитель коллектива. Строя свою систему человеческих побуждений, П.М. Ершов опирается на богатейший материал художественной литературы, на данные современной психофизиологии, на результаты исследования деятельности мозга. В последнее время мы много говорим о потенциальных возможностях синтеза науки и искусства. Книга П.М. Ершова — яркий пример плодотворности такого синтеза. П.В. Симонов, академик Ершов Петр Михайлович Актер, режиссер, теоретик театра, исследователь психологии человеческого поведения. Кандидат искусствоведения (1947). Окончил Театрально-литературную мастерскую под руководством А. А. Дикого в 1935 г. В 1936–1944 гг. — актер Театра-студии А. А. Дикого, БДТ им. М. Горького и др. С 1944 г. целиком посвятил себя научно-исследовательской, режиссерской и педагогической работе. Поставил более двадцати спектаклей в разных театрах страны. Преподавал в театральных вузах Москвы и Владивостока.
П. М. Ершов внес значительный вклад в разработку идей К. С. Станиславского о специфике творчества актера, разработал оригинальную классификацию действий. С начала 1960-х гг. он совместно с известным физиологом, академиком П. В. Симоновым, приступил к изучению связи поведения с мотивами и потребностями человека. Основные труды: «Технология актерского искусства» (1959), «Режиссура как практическая психология» (1972), «Искусство толкования: Режиссура как художественная критика» (1973), «Темперамент. Характер. Личность» (в соавторстве с П. В. Симоновым; 1984), «Потребности человека» (1990). |