URSS.ru Магазин научной книги
Обложка Царегородцева Г.И. Исход по-американски: Ближневосточный курс США, палестинский вопрос и начало американо-израильских отношений 1945–1949 гг. Обложка Царегородцева Г.И. Исход по-американски: Ближневосточный курс США, палестинский вопрос и начало американо-израильских отношений 1945–1949 гг.
Id: 299097
861 р.

Исход по-американски:
Ближневосточный курс США, палестинский вопрос и начало американо-израильских отношений 1945–1949 гг.

2023. 208 с.
Белая офсетная бумага
  • Твердый переплет
Палестинский вопрос к окончанию Второй мировой войны • Образование государства Израиль • На пути в ООН • Признание государства Израиль • Установление дипломатических отношений между США и Израилем • Позиция США по проблеме арабо-израильского конфликта.

Аннотация

В монографии рассматривается вопрос внешнеполитической стратегии США в отношении Палестины и государства Израиль после Второй мировой войны. С 1917 года палестинский вопрос вошел во внешнеполитическую повестку в связи с публикацией Декларации Бальфура — документа, посвященного созданию еврейского национального очага в Палестине.

После Первой мировой войны Великобритания, получив мандат на управление Палестиной, создала несколько... (Подробнее)


Оглавление
top
Оглавление3
Введение4
Глава 1. Начало формирования ближневосточной политики США29
1. Палестинский вопрос и позиция по нему США к окончанию Второй мировой войны29
2. Дискуссия в администрации и в Конгрессе США по палестинскому вопросу в 1945–1946 гг.  41
Глава 2. Палестинский вопрос в ООН и образование государства Израиль (1947–1948 гг.)64
1. На пути в ООН: основные проблемы в обсуждении палестинского вопроса в США (январь–август 1947 г.)64
2. Дискуссия в США по палестинскому вопросу после принятия резолюции ООН о разделе Палестины (декабрь 1947 – февраль 1948 г.)90
3. Попытка США скорректировать курс в палестинском вопросе и признание государства Израиль (февраль–май 1948 г.)108
Глава 3. Изменение палестинского курса США в контексте образования государства Израиль и президентских выборов 1948 г. (лето 1948–1949 гг.)135
1. Установление дипломатических отношений между США и Израилем (лето 1948 г.)135
2. Позиция США по проблеме арабо-израильского конфликта (май–ноябрь 1948 г.)145
3. Ближневосточный курс США после президентских выборов 1948 г.  162
Заключение180
Приложение. Исторические схемы186
Библиография188

Введение
top

После окончания Второй мировой войны в ближневосточном регионе начинается активное национально-освободительное движение, связанное с ослаблением двух великих держав, ранее контролировавших ближневосточный регион, — Великобритании и Франции. Формально еще до и во время войны независимость получили Египет, Сирия, Ливан, Ирак, однако там сохранялось влияние старых колониальных держав, которые не спешили выводить свои войска с Ближнего Востока. Вместе с тем еврейское население Палестины, мандат на управление которой был у Великобритании, не только не получило независимости, но и прежние договоренности с державой-мандатарием были нарушены. Несмотря на обещания, полученные от правительства Великобритании еще в 1917 г., до начала официального действия мандата о создании национального очага в Палестине, к началу Второй мировой войны этот очаг так и не был создан в действительности. Помешала этому, главным образом, Вторая мировая война. Британское правительство, чтобы не обострять отношения с арабским населением Ближнего Востока в ожидании войны с Германией, резко ограничило миграцию евреев в Палестину, а идея национального очага была отложена.

Лидеры сионистского движения — движения за возвращение еврейского народа в Палестину и создание там еврейского государства — приняли решение искать помощи у других держав. В первую очередь, речь шла о Соединенных Штатах Америки. Участие США в делах ближневосточного региона к окончанию войны очевидно было связано с активным развитием здесь американского нефтяного бизнеса. Между тем в годы Второй мировой войны администрация США начинает укреплять отношения со стратегически важными государствами, как то: Саудовской Аравией и Египтом. Если до войны проникновение США в регион, помимо нефтяной сферы, также включало культурно-просветительскую, то после войны регион вошел в число жизненно важных для безопасности США ввиду возможной угрозы со стороны Советского Союза.

Представители Международного еврейского агентства (далее Еврейское агентство) начали выстраивать диалог с администрацией Франклина Рузвельта, который занимал нейтральную позицию, не собираясь поддерживать ни арабскую, ни еврейскую часть населения Палестины. Одновременно сионисты обратились и к советскому правительству в поисках поддержки образования независимого еврейского государства. Война отсрочила рассмотрение палестинского вопроса. Но к концу войны, после смерти Ф. Рузвельта в апреле 1945 г., президентом стал Г. Трумэн, который откликнулся на просьбы сионистов и поддержал идею миграции евреев из лагерей для беженцев в Европе в Палестину. С этого момента палестинский вопрос занимает важное место в ближневосточном курсе администрации Трумэна.

На политику США в этот период повлияли несколько факторов. Во-первых, США опасались активного вмешательства Советского Союза в дела региона. Во-вторых, если ранее интересы США и Великобритании сталкивались в основном в сфере нефтяного бизнеса, то ситуация вокруг миграции в Палестину обострила отношения между двумя англо-саксонскими государствами, поскольку ишув (еврейское население Палестины) после войны начал активные действия против британских властей, а Великобритания продолжала поддерживать арабское население.

США приняли активное участие в решении таких вопросов, как предоставление независимости Палестины, образование государства Израиль и урегулирование вооруженного конфликта в первой арабо-израильской войне. Апогеем этого стало признание Соединенными Штатами государства Израиль де-факто сразу после провозглашения 14 мая 1948 г. Таким образом, администрация Трумэна формировала свою первоначальную стратегию в отношении как Палестины, а позже Израиля, так и всего региона в целом.

В настоящее время Ближневосточный регион ввиду своего геополитического положения и богатых природных ресурсов в ряде стран занимает важное место в международной политике. Многочисленные конфликты в регионе влияют не только на жизнь самого региона, но и на международную обстановку, поскольку создают угрозу миру. В решение ближневосточных проблем вовлечены страны — члены ООН, в первую очередь члены Совета Безопасности ООН.

В последние годы Соединенные Штаты проводят активную политику на Ближнем Востоке; можно сказать, что они являются ключевым игроком в регионе. Палестинский конфликт занимает важное место во внешнеполитическом курсе США, а государству Израиль США оказывают свою поддержку с момента его образования в 1948 г.

Палестинский конфликт, фактически не прекращающийся со второй половины 1940 гг., перешел на новый уровень с 29 ноября 2012 г., когда ровно через 65 лет после принятия резолюции о разделе Палестины в ООН было принято решение о предоставлении Палестине статуса государства-наблюдателя. США, Израиль и ряд других стран это решение не признали. Проект раздела Палестины и его реальное воплощение во второй половине 1940 гг. оказали прямое влияние на развитие арабо-израильского конфликта вплоть до настоящего времени.

Анализ современной ситуации в ближневосточном регионе и роли США в регионе требует обращения к истокам конфликта и изучения причин его возникновения после Второй мировой войны.

Именно во второй половине 1940-х гг., в период, совпавший с началом «холодной войны», завершился переход от политики изоляционизма к активной внешней политике США на мировой арене. Ряд событий, в том числе кризис в Греции и Турции, Берлинский кризис, становятся вехами в формировании новой внешнеполитической концепции США, включавшей в себя «доктрину сдерживания», «план Маршалла», которые были направлены на закрепление за Соединенными Штатами роли лидера западных держав в «холодной войне» с Советским Союзом.

Палестинская проблема заняла одну из центральных позиций в ближневосточной политике США в 1945–1949 гг., так как именно Палестина не вписывалась в общую картину ближневосточных интересов США.

Во-первых, в Палестине не было нефтяных залежей, представителей американского нефтяного бизнеса эта территория интересовала в меньшей степени до того момента, как возник замысел провести через Палестину нефтепровод для снабжения Европы.

Во-вторых, проблема евреев Палестины привлекла внимание не только США, но и СССР. Сверхдержавы надеялись, опираясь на идею поддержки жертв нацизма, найти себе в лице независимого еврейского государства надежного союзника в ближневосточном регионе, не связанного с Великобританией, и соответственно упрочить свои позиции на Ближнем Востоке. В условиях «холодной войны» и начала активной антисоветской пропаганды интерес президента Трумэна к Палестине и судьбам евреев нельзя объяснить лишь его личными интересами. США не только не хотели допустить усиления позиций СССР, но и надеялись использовать новое еврейское государство как плацдарм в случае войны с Советским Союзом. Этот фактор, а также то, что принятие внешнеполитических решений находилось в руках президента, исключало возможность конфликта и «открытой борьбы» между Белым домом и Государственным департаментом. Однако некоторые разногласия по поводу методов и форм проведения палестинского курса имели место.

В-третьих, палестинский вопрос оказал влияние на ход предвыборных кампаний на выборах в Конгресс в 1946 г. и на президентских выборах 1948 г., что не осталось незамеченным не только внутри страны, но и на мировой арене. Следовательно, президент Трумэн не мог не принимать в расчет интересы демократической партии, которые как политик едва ли мог ставить ниже личных симпатий и антипатий.

Целью данной работы является изучение процесса формирования палестинского направления ближневосточной политики США во второй половине 1940 гг. и его итоги к 1949 г., в связи с этим автор поставил перед собой несколько промежуточных задач.

Во-первых, определить место палестинского вопроса в общей внешнеполитической концепции Соединенных Штатов и степень заинтересованности администрации США в его решении в данный период.

Во-вторых, выяснить, какие внутренние и внешние факторы повлияли на складывание ближневосточного курса США.

В-третьих, проследить, какие были точки зрения в администрации и в Конгрессе США по вопросу формирования ближневосточной политики.

В-четвертых, рассмотреть процесс складывания отношений США с возникшим Израилем на начальном этапе развития этого государства.

За нижний хронологический рубеж данного исследования принят 1945 г. — год окончания Второй мировой войны. В том же году пост президента США занял Гарри Трумэн. Соединенные Штаты вышли из войны с наименьшими в сравнении с другими участниками потерями, экономическая мощь США возросла, кроме того, вырос престиж США на мировой арене. Прежние великие западноевропейские державы уже не могли соперничать с США по мощи, единственным реальным стратегическим противником администрация США видела Советский Союз. С распространением в США идеи о предназначении страны принять на себя лидерство в борьбе с коммунизмом, а также реальные стратегические интересы США в ближневосточном регионе привели к формированию новой внешнеполитической стратегии в отношении Ближнего Востока.

Верхний рубеж — конец 1949 г. — выбран потому, что в этот год завершилась первая арабо-израильская война. После проведения в Израиле первых выборов Соединенные Штаты в феврале 1949 г. признали государство Израиль де-юре, одновременно начав реализовывать новую программу помощи в отношении развивающихся стран региона, что таким образом обозначило новый этап во внешней политике в ближневосточном регионе. Была заложена новая политическая стратегия США в регионе, одновременно, ввиду образования Китайской Народной Республики в 1949 г. и начала войны в Корее в 1950 г., интересы администрации США смещаются на Дальний Восток.


Об авторе
top
photoЦарегородцева Галина Игоревна
Кандидат исторических наук, преподаватель кафедры региональных исследований факультета иностранных языков и регионоведения Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова. В 2010 г. закончила исторический факультет МГУ имени М. В. Ломоносова. В 2014 г. защитила кандидатскую диссертацию на тему «Формирование ближневосточного курса США в 1945–1949 гг.: палестинский вопрос и образование государства Израиль».