URSS.ru Магазин научной книги
Обложка Шимукович П.Н. ТРИЗ-идеи в системном изложении: ПАТЕНТОВАНИЕ И ВОПЛОЩЕНИЕ ТВОРЧЕСКОГО РЕЗУЛЬТАТА Обложка Шимукович П.Н. ТРИЗ-идеи в системном изложении: ПАТЕНТОВАНИЕ И ВОПЛОЩЕНИЕ ТВОРЧЕСКОГО РЕЗУЛЬТАТА
Id: 298916
1324 р.

ТРИЗ-идеи в системном изложении:
ПАТЕНТОВАНИЕ И ВОПЛОЩЕНИЕ ТВОРЧЕСКОГО РЕЗУЛЬТАТА

2023. 400 с.
Белая офсетная бумага

Аннотация

В книге рассмотрены вопросы патентования и воплощения (материализации) творческих результатов. Особенность их изложения — плотная привязка к разработанным в ранее изданных книгах и продвигаемых автором PN-методу и рекомендациям по системному решению проблем, основой которых является классическая теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) и современная теория систем.

Раскрытие темы патентования осуществлено путем сопоставления отобранных... (Подробнее)


Оглавление
top
Оглавление3
Введение5
Глава 1. Базовые сведения о системном решении задач (проблем)9
Глава 2. Патентование творческого результата23
1. Общие сведения23
2. Требования нормативных документов к описанию изобретения26
3. Какую терминологию применять при работе над описанием изобретения?38
4. Категория «информация» и патентование52
5. Зонтичное патентование85
6. Примеры патентов и их анализ93
7. Выводы127
Глава 3. Воплощение творческого результата128
1. Общие сведения128
2. Объектная часть работы исследователя135
2.1. Воплощение творческого результата как целедостижение136
2.2. Воплощение творческого результата как достижение успеха148
2.3. Воплощение творческого результата как предпринимательская деятельность160
2.4. Другие подходы к воплощению творческого результата169
2.5. Воплощение творческого результата как реализация проекта183
2.6. Воплощение творческого результата как Agile-реализация проекта210
2.7. Воплощение творческого результата как решение проблем224
2.8. Выводы230
3. Субъектная часть работы исследователя231
3.1. Что ждать исследователю от окружения?231
3.2. Работа исследователя над собой251
3.3. Собеседники исследователя. Кто они?255
3.4. Поведение собеседников. Какое оно?260
3.5. Как взаимодействовать исследователю с собеседниками?266
3.6. Деловое общение. Общие сведения272
3.7. Спор291
3.8. Конфликт301
3.9. Переговоры314
3.10. Аргументация332
3.11. Убеждение352
3.12. Преодоление сопротивления воплощению творческого результата376
3.13. Выводы379
Заключение381
Литература383

Введение
top
Вниманию читателей представляется моя очередная книга, посвященная системному подходу к решению творческих задач/проблем. Ей предшествуют шесть ранее изданных.

1. ТРИЗ-противоречия в инновационных решениях. PN-метод [346].

2. Информационный метод творчества. Информация, язык, семиотика, ТРИЗ на службе инноваций [342].

3. У проблем есть решения! ТРИЗ-идеи в системном изложении [347].

4. Побуждение к творчеству. Истоки успешных инноваций [343].

5. ТРИЗ-идеи в системном изложении: Практика [344].

6. ТРИЗ-идеи в системном изложении: Путь к творческому результату: целостное представление и пошаговый анализ [345].

Они написаны в представленной последовательности и в ответ на запросы, существовавшие на момент их выхода в свет. В их основе — классическая теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) и современная теория систем. Сейчас, на финальном этапе работы над этой серией книг, имеется возможность представить всю их совокупность читателям в упорядоченной последовательности, соответствующей исходному замыслу.

Первой, стартовой книгой последовательности является [343]. В ней освещены вопросы, помогающие исследователю встать на путь творчества — перейти из состояния «не творю» в состояние «творю». Если этот этап пройден успешно, можно переходить к очередному.

Книги [346], [347], [344] посвящены изложению существа разработанного мной PN-метода (PN — мои инициалы имени и отчества) решения творческих задач, сформулированных на его основе рекомендаций по системному решению проблем (далее — «Рекомендаций») и практике решения задач с их помощью.

Поскольку сегодня мы живем в информационном мире и информация интенсивно внедряется во все сферы жизни, в книге [342] рассмотрены вопросы, позволяющие учесть специфические особенности категории «информация» при решении творческих задач, в том числе — с помощью разработанного мной подхода. Эта книга также имеет непосредственное отношение к творческому этапу работы исследователя.

Книга [345] посвящена так называемым сопряженным процессам, то есть процессам, которые сосуществуют параллельно с основным творческим процессом, но оказывают существенное влияние на протекание последнего:

● поиск того, что может стать изобретением;

● анализ исходной ситуации;

● целеполагание;

● прогнозирование;

● принятие решений и другие на промежуточных и финальном этапах творчества.

В совокупности все представленные книги ориентированы на поиск и проработку идей решения творческих задач. Безусловно, идея решения представляет собой очень важный, но все же промежуточный итог работы исследователя. Финальный результат получается лишь в том случае, когда идея материализуется — превращается в новое реально изготовленное техническое устройство или оказываемую услугу. Обозначенным вопросам и посвящена данная книга. При этом из всей совокупности вопросов, связанных с движением к обозначенному финалу на основе полученной идеи, к рассмотрению приняты лишь два основных — патентование и воплощение творческого результата.

Книга включает в себя три главы.

В первой главе приведены базовые сведения о системном решении задач (проблем). Содержащийся здесь материал в большинстве своем представляет выдержки из предыдущих публикаций, центральное место среди которых отведено рекомендациям по системному решению проблем и алгоритму авторского PN-метода.

Вторая глава посвящена изложению вопросов патентования творческого результата. В частности, приведены общие сведения о подготовке изобретения к патентованию и сделан акцент:

● на правилах подбора терминов, используемых при написании заявки на изобретения;

● на уровнях изобретений, которые могут быть получены с помощью PN-метода;

● на решениях, которые в нормативных документах именуются как «только представление информации» и не признаются патентоспособными, но которые в части случаев являются таковыми;

● на зонтичном патентовании.

Здесь же на основе анализа описаний 11 изобретений, заимствованных из реестра Роспатента, и их сопоставления с возможностями, которыми располагают разработанные мной «Рекомендации», сделан вывод о соответствии одного другому. Получено подтверждение целесообразности применения последних при составлении описаний будущих изобретений. В частности, подробно рассмотрены вопросы зонтичного патентования, выбора рационального уровня общности применяемой терминологии и некоторые другие, важные для исследователя при его работе над формулой изобретения. Сформулированные в главе рекомендации не противоречат актуальным нормативным документам по патентованию и служат гарантированной поддержкой исследователю для создания им сильных изобретений.

В третьей главе рассмотрены вопросы, связанные с воплощением нового творческого результата. Основное внимание уделено поведению и действиям исследователя, которые он должен осуществить при решении двух задач:

● обеспечить воплощение творческого результата — материализацию, изготовление технического устройства;

● обеспечить готовность своего окружения, которое в книге условно названо собеседниками, поддержать воплощение творческого результата.

В рамках первой задачи подвергнут анализу процесс работы исследователя с техническим устройством, а также его поведенческая линия, обеспечивающая реализацию этого процесса. Для этого воплощение творческого результата рассмотрено как:

● целедостижение;

● достижение успеха;

● предпринимательская деятельность;

● доведение дела до конца;

● решение проблем;

● реализация навыков высокоэффективных людей;

● реализация ситуационного, системного, процессного и проектного подходов, в том числе современная Agile-реализация последнего.

На основе выполненного анализа сформулированы требования к качествам и навыкам исследователя, представлены перечни действий, которые надлежит исполнить для воплощения творческого результата.

В рамках второй задачи подвергнуто анализу взаимодействие исследователя с окружением в таких его формах, как деловое общение, спор, конфликт, переговоры, в том числе путем реализации процессов аргументации и убеждения. Особенностью изложения материала является представление взаимодействия исследователя и собеседника, как это предусмотрено системной теорией, в виде связи, а также преобразования этой связи в соответствии с правилами, определенными разработанным мной и описанным в первой главе PN-методом. Показано, что предложенный подход позволил систематизировать имеющиеся наработки по коммуникации собеседников и наметить перспективные задачи, ориентированные на повышение эффективности воздействия исследователя на собеседников в ходе делового общения.

Как ранее изданные, так и данная книга написаны далеко не в кабинетной тиши. Близкие к кабинетным были лишь условия московских библиотек — Российской государственной, Государственной публичной научно-технической, Политехнической — на начальном этапе пути, при «нащупывании» концепции, контуров моего авторского подхода. А вот его детализация, наполнение частностями осуществлялось в ходе реальной практической работы, в том числе, на машиностроительных предприятиях Костромской и Брянской областей, в конструкторском бюро в г. Иваново, на нефтяных месторождениях в Прибайкальской тайге и Оренбургской степи, при строительстве и вводе в эксплуатацию металлопрокатного завода в Беларуси. Именно разнонаправленность отраслей, с которыми пришлось соприкоснуться, позволяет мне утверждать, что разработанный подход действительно является универсальным и пригоден для творческого решения самых разных практически значимых задач — технических, организационно-управленческих и любых иных.

При работе над книгами Я неизменно ощущал помощь и поддержку самых разных людей — работников перечисленных выше компаний, персонала университетов и школ, в которых мной проводились занятия, участников ТРИЗ-конференций, профессиональных ТРИЗ-консультантов, сотрудников издательства, коллег, друзей. Проявленный ими интерес к разрабатываемому подходу, конструктивная критика, разнообразие постановок требующих творческого решения задач — все это и другие практически значимые моменты послужили основой дополнительного осмысления содержания книг и внесения необходимых корректировок. Всем этим людям — мои искренние слова благодарности!

Обращаю также свои слова благодарности к многочисленным авторам использованных мной литературных источников, список которых имеется в конце каждой моей книги. Их мысли — это одновременно и источник новых направлений творческой работы, и защитное ограждение, не позволяющее сбиться с правильного пути, и подтверждение правильности моих умозаключений.

Неоценимую помощь и поддержку при написании данной книги оказали мои самые близкие — супруга Людмила, сыновья Николай и Алексей, им — особые слова благодарности и признательности.

Данная книга в определенной мере финализирует мой труд по разработке стройной системы работы с проблемами/задачами, требующими творческого решения. Рассчитываю, что с выходом ее в свет количество сторонников разработанного мной подхода продолжит расти и с их помощью можно будет найти ответы на вопросы, которые лишь обозначены мной как проблемные.

Выражаю надежду, что материал книги будет полезен как с познавательной точки зрения, так и для практической работы. Желаю читателям заинтересованной работы с текстом. Приятного и полезного прочтения!

Удачи всем!


Об авторе
top
photoШимукович Петр Николаевич
Доктор технических наук, изобретатель. Изучению, преподаванию и практическому применению методов творчества, преимущественно теории решения изобретательских задач (ТРИЗ), посвятил более 35 лет. На основе многолетнего опыта преподавания и исследовательской работы в высшей школе, консалтинга и обучения специалистов современных рыночных компаний, а также проектно-технической и административной работы в компаниях разных отраслей промышленности сформировал собственную оригинальную позицию в отношении теории и практики творческого решения проблем. Автор книг по данной тематике, выпущенных издательской группой URSS: «Информационный метод творчества: Информация, язык, семиотика, ТРИЗ на службе инноваций», «ТРИЗ-противоречия в инновационных решениях: PN-метод», «У проблем есть решения! ТРИЗ-идеи в системном изложении», «Побуждение к творчеству: Истоки успешных инноваций», «ТРИЗ-идеи в системном изложении. Практика», «ТРИЗ-идеи в системном изложении: Путь к творческому результату: целостное представление и пошаговый анализ», «ТРИЗ-идеи в системном изложении: Патентование и воплощение творческого результата», «ТРИЗ-идеи в системном изложении: 25 ключевых вопросов творческого процесса», «ТРИЗ-идеи в системном изложении vs Джефф Безос, Стив Джобс, Илон Маск, Генри Форд, Ли Якокка: Творческое решение бизнес-проблем».