Цель данного исследования – выяснить место и значение праздного класса как экономического фактора в жизни современного общества. Однако практически оказалось невозможным сузить рассмотрение этого вопроса, строго придерживаясь таким образом намеченных границ: какое-то внимание по необходимости уделяется происхождению и истории развития института праздного класса, а также тем характерным чертам общественной жизни, которые обычно не причисляются к чертам экономическим. Некоторые моменты изложения развиваются на основе тех данных экономической теории или обобщенных фактов этнологии, которые могут оказаться в какой-то степени незнакомыми читателю. Вводная глава в общих чертах раскрывает природу этих теоретических предпосылок – достаточно, как мы надеемся, для того, чтобы избежать неясности изложения. Принятая нами теоретическая позиция в более явном виде излагается в ряде статей, опубликованных в четвертом томе "Америкэн джорнэл оф социолоджи" под рубриками "Инстинкт мастерства и изнурительность труда", "Истоки собственности" и "Статус женщин в эпоху варварства" (American Journal of Sociology, "The Instinct of Workmanship and the Irksomeness of Labour", "The Beginnings of Ownership", and "The Barbarian Status of Women"), Однако содержание книги не основывается лишь на этих – отчасти непривычных – выводах таким образом, чтобы она совсем утратила свою возможную ценность как часть экономической теории в том случае, если бы эти непривычные выводы оказались в представлении читателя недостаточно обоснованными или недостаточно авторитетными. Отчасти из соображений удобства, отчасти в силу того, что не столь велика возможность неправильного понимания тех явлений, которые знакомы всем людям, для иллюстрации или для подкрепления теоретических выводов взяты непосредственно наблюдаемые или общеизвестные факты преимущественно из повседневной жизни, а не из малоизвестных и более далеких источников. Надо надеяться, что ни у кого из читателей не возникнет ощущения неуместности с литературной или научной точки зрения такого обращения к обыденным фактам или того вольного, как может казаться временами, оперирования примитивными явлениями или явлениями, которые в силу их сокровенного места в жизни людей нередко оказывались недоступными для рассмотрения с экономической точки зрения. Теоретические предпосылки и подкрепленные фактами свидетельства, приводимые из более далеких источников, как и любые теоретические положения или выводы, заимствованные из этнологии, также относятся к наиболее известным и доступным, и достаточно начитанные люди должны легко определять соответствующие источники. В книге поэтому не соблюден обычай ссылаться на документы и авторитетные издания. Таким же образом немногочисленные цитаты обычно узнаются достаточно легко без указания источника цитирования и приводятся большей частью для иллюстрации. Веблен Торстейн Бунде Выдающийся американский экономист и социолог, основоположник институционального направления в политической экономии. Родился в семье норвежских переселенцев. Окончил Йельский университет. Доктор философии (диссертацию «Этические основания доктрины воздаяния» защитил в 1884 г.), профессор экономики. Преподавал в Корнельском (1890–1892), Чикагском (1892–1906), Стэнфордском (1906–1909) университетах, а также в Университете штата Миссури (1910–1917). Один из основателей «Новой школы социальных исследований» в Нью-Йорке; редактировал журнал «Дайэл».
Торстейн Веблен — автор ряда фундаментальных экономических и социологических трудов, в числе которых: «Теория праздного класса» (1899; книга неоднократно перерабатывалась и переиздавалась; переведена на русский язык: М.: URSS; с издания 1934 г.), «Теория делового предпринимательства» (1904), «Инстинкт мастерства и уровень развития технологии производства» (1914), «Крупные предприниматели и простой человек» (1919), «Инженеры и система ценностей» (1921) и другие. Взгляды Веблена, особенно его теория «праздного класса», идея отставания культуры и традиций от изменений в области технологии производства, а также критика некоторых аспектов американской жизни, оказали значительное влияние на развитие американской и мировой социологии. |