Данная книга написана осенью 2022 года. С февраля этого года идет специальная военная операция на Украине. 24 ноября Государственная Дума приняла федеральный бюджет на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов. При обсуждении бюджета состоялись острые дебаты по вопросу о том, какими должны быть расходы по статье «Национальная оборона». Понятно, что ведение военных действий требует дополнительных расходов бюджета, но при этом возникают важные вопросы: как соблюсти баланс между потребностями в обеспечении военной безопасности и экономическими возможностями страны, как влияет реализация военных программ на динамику социально-экономических показателей страны. Вопрос этот не нов, он возникал неоднократно в разные годы во многих странах мира. Но до сих пор универсального ответа на этот вопрос не выработано. Это тот самый случай, когда необходимо детальное рассмотрение конкретных обстоятельств и использование комплексного подхода с использованием математического моделирования (по принципу «семь раз отмерь и один раз отрежь»). Проблема осложняется тем, что математические методы, «заточенные» на решение подобных вопросов, развиты недостаточно. Цель данной книги — продемонстрировать возможности динамического математического моделирования для решения указанных проблем и предложить соответствующий математический аппарат, который мог бы быть использован в системах поддержки принятия решений в области стратегического планирования и управления на государственном уровне. Возможности предлагаемого подхода продемонстрированы в данной книге на примере: ● анализа влияния реализации программ развития фундаментальных, прогнозных и поисковых исследований (ФППИ) военного назначения на социально-экономические показатели страны; ● обоснования подхода к определению оптимальных объемов государственного оборонного заказа (ГОЗ) исходя из баланса потребностей обеспечения военной безопасности и динамичного экономического развития страны. Интерес к первой теме обусловлен следующим. Определение приоритетных направлений фундаментальных, прогнозных и поисковых исследований играет большую роль в процессе реализации военно-технической политики (ВТП) государства в интересах создания научно-технического и технологического задела для разработки перспективного, в том числе нетрадиционного, вооружения, военной и специальной техники (ВВСТ). Однако кроме сугубо военно-прикладных аспектов ФППИ, связанных с решением проблем обеспечения военной безопасности, постоянно возникает вопрос о том, каковы социально-экономические последствия расходов на военную науку. Необходимо отметить, что в советское время этот вопрос по существу не ставился, поскольку задачи обеспечения обороноспособности имели наивысший приоритет и на решение этих задач тратили столько средств, сколько для этого было нужно. Однако в постсоветский период, а именно, в девяностые годы, ситуация кардинально изменилась: возобладало мнение, что оборонные расходы — это сугубо вынужденная мера («пушки вместо масла»), и чем они меньше, тем лучше для социально-экономического развития страны. Достаточно распространено такое мнение и теперь, хотя оно, как правило, не подкрепляется результатами количественных оценок. В 2019 году вышло Постановление правительства РФ № 903, которое утвердило «Методику оценки эффективности реализации государственных программ Российской Федерации»; однако эта методика основана на оценке степени выполнения показателей, которые содержатся в самих программах, и не предусматривает независимую оценку влияния этих программ на долгосрочное социально-экономическое развитие страны. Для серьезного непредвзятого анализа макроэкономических и долгосрочных социальных эффектов реализации государственных программ (в частности, программ по реализации ФППИ военного назначения) необходима разработка соответствующего научно-методического аппарата, в том числе, комплекса математических моделей. При проведении исследований, направленных на решение данной задачи, необходимо использование отечественного и зарубежного опыта макроэкономического и социального моделирования. Цель исследований, результаты которых изложены в данной книге, состояла в разработке научно-методического аппарата, позволяющего проводить количественные оценки влияния расходов на ФППИ на социально-экономические показатели страны. Для этого был создан комплекс математических моделей для количественной оценки влияния расходов на ФППИ: ● на изменение внутреннего валового продукта страны; ● на изменение индекса инфляции; ● на изменение уровня монетизации экономики; ● на изменение реальных доходов населения; ● на изменение экономической структуры общества; ● на изменение уровня человеческого капитала; ● на динамику кадрового потенциала в сфере НИОКР. Интерес ко второй теме обусловлен необходимостью определения баланса между решением проблем безопасности страны, с одной стороны, и задач ее экономического развития, с другой. Здесь также необходим подход на основе макроэкономического и социального моделирования, позволяющего вырабатывать оптимальные решения. Основная цель книги — изложить суть предлагаемых подходов и продемонстрировать технологию их использования на практике. При этом мы осознано для демонстрационных примеров рассматриваем ситуацию, как если бы мы находились в 2018 году и проводили свой анализ в то время. Это сделано по следующим причинам: ● дистанцирование от текущей ситуации позволяет более объективно проанализировать то, как работают методики, уделив основное внимание именно методическим аспектам; ● в настоящий период, когда идет специальная военная операция на Украине, конкретные цифры, связанные с расходами на ФППИ, ГОЗ и с другими показателями оборонного бюджета, носят непубличный (закрытый) характер, что исключает возможность их использования в расчетах, публикуемых в открытой печати. При этом важно отметить, что использованный научный подход и разработанный методический аппарат имеет достаточно общий характер, вследствие чего он может быть использован не только для оценки социально-экономических последствий государственных расходов на оборонные нужды, но и расходов на другие общегосударственные цели: здравоохранение, спорт, образование и т. п. Порядок изложения материалов следующий. Первая глава работы посвящена анализу имеющихся методов количественной оценки влияния государственных расходов на макроэкономические и социальные показатели. Сформулирован используемый авторами методический подход. Во второй главе изложены методы, математические модели, а также полученные с их помощью результаты расчетной оценки влияния расходов на ФППИ военного назначения на изменение конкретных социально-экономических показателей. В третьей главе описана методология и математическая модель, предназначенная для оценки оптимальных объемов государственного оборонного заказа (ГОЗ) исходя из баланса потребностей обеспечения военной безопасности и динамичного экономического развития страны. Также обсуждены некоторые вопросы реализации финансовой политики в современной России в свете полученных результатов. Авторы посвящают эту книгу светлой памяти Дмитрия Сергеевича Чернавского, который был автором многих идей и математических моделей, о которых в книге идет речь. Мы выражаем глубокую благодарность Ковалеву В. И., Тужикову Е. З., Акаеву А. А., Маевскому В. И., Кирдиной С. Г., Рубинштейну А. А., Коротаеву А. В., Щербакову А. В., Андрееву А. И., Билюге С. Э., Сулеймановой А. И., безвременно ушедшим из жизни Дубовскому С. В., Коссе Ю. В., Кирилюку И. Л. за плодотворные обсуждения и ценные замечания. Работа выполнена в рамках Программы развития Междисциплинарной научно-образовательной школы Московского университета «Математические методы анализа сложных систем» при поддержке РНФ (проект № 20–61–46004).
![]() Доктор технических наук, профессор. Научный руководитель Центра долгосрочного прогнозирования и стратегического планирования МГУ имени М. В. Ломоносова, ведущий научный сотрудник Института экономики РАН, руководитель направления Центра проблем СЯС Академии военных наук, действительный член Академии военных наук. Специалист в области математического моделирования социально-экономических и политических процессов, устойчивости социально-экономических систем в условиях дестабилизирующих воздействий, создания логико-математических моделей долгосрочной мировой динамики. Автор более 300 научных работ.
![]() Доктор физико-математических наук, главный научный сотрудник Физического института имени П. Н. Лебедева Российской академии наук. Специалист в области ядерной физики и математического моделирования социально-экономических процессов. С 1995 г. — член научной группы профессора Д. С. Чернавского по разработке динамической модели общества с учетом его социально-экономической структуры. Автор более 200 научных работ (включая работы по социально-экономической тематике).
![]() Аналитик, математик-программист, научный сотрудник МГУ имени М. В. Ломоносова и Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова. Специалист по разработке и программной реализации математических моделей, связанных с моделированием и прогнозированием мирового и регионального социально-экономического развития (в том числе с учетом климатических изменений), мировой торговли, денежного обращения, динамики и прогноза человеческого капитала на региональном и федеральном уровнях. Автор более 20 научных работ.
|