Многие направления магистратуры и аспирантуры включают в свои программы ознакомление обучающихся с философией науки: предполагается, что знание ее основ способствует обучению будущей профессии и основам научной деятельности. Изучение дисциплины «Философия науки» (для некоторых направлений — «Философские проблемы науки») призвано помочь обучающемуся сформировать теоретический уровень познавательной деятельности, поняв природу научного познания и закономерности его развития, — а это, в конечном счете, позволит выработать собственные приемы научного и профессионального творчества. Успешное освоение курса позволит перейти к осмысленному изучению дисциплин профессионального цикла, поскольку оно закладывает фундаментальные знания, позволяющие усваивать изучаемый материал как часть единого научно-технического прогресса. Целями курса философии науки является формирование у обучающихся навыков абстрактно-теоретического мышления, умения использовать общенаучные методы исследования в своей профессии и анализировать современные проблемы, вызванные интенсификацией научно-технического прогресса. Предлагаемое учебное пособие состоит из двух частей. В первой части в хронологическом порядке излагаются основные философские теории, относящиеся к анализу процесса познания и, в частности, к анализу научного исследования и социальных функций науки. Во второй части рассматривается современное состояние философии науки — достигнутое ею понимание таких основных понятий, как «истина», «теория», «научная картина мира» и т. д. Таким образом, пособие включает материал, раскрывающий важнейшие особенности философского знания, основные этапы истории философии науки, ее наиболее значимые разделы и проблемы. К сожалению, ограничиваясь при рассмотрении философских концепций теми их аспектами, которые имеют отношение к теории познания, приходилось в некоторых случаях упрощать приводимую их авторами аргументацию; тем, кто заинтересуется взглядами одного из упоминаемых мыслителей, следует обратиться к специальной философской литературе. Предназначенное для первого знакомства с данной тематикой, пособие посвящено общенаучным проблемам и методам научного исследования и не включает разделы, относящиеся к философскому осмыслению методики отдельных наук: такие темы, как философия математики, философия биологии и т. п., потребуют изучения других изданий, предназначенных обучающимся конкретного направления. Пособие может быть рекомендовано для аспирантов и магистрантов, изучающих философию науки, для преподавателей данного курса и для всех, кто интересуется философским анализом развития науки.
![]() Доктор философских наук, кандидат технических наук, профессор кафедры гуманитарных и социальных наук Брянского государственного технического университета. Почетный работник высшего профессионального образования. Председатель Брянского отделения Российского философского общества, член Президиума РФО, эксперт РАН.
Н. В. Попкова — специалист в области философии техники, автор более 300 научных и методических работ. В ее работах осуществляется философско-методологический анализ понятий, применяемых философией для обозначения техногенной среды; выявляется философский смысл понятия техносферы, сущность и содержание формируемого обществом искусственного предметного мира, закономерности техногенного развития и техносферизации планеты; анализируются глобальные проблемы современности, в том числе антропологический кризис, его причины и возможные пути его преодоления; обсуждаются проблемы кризисного положения философии в современном мире и методы ее преподавания в высшей школе. |