URSS.ru Магазин научной книги
Обложка Попкова Н.В. Философия. Краткий курс. Книга 3: ФИЛОСОФИЯ НАУКИ Обложка Попкова Н.В. Философия. Краткий курс. Книга 3: ФИЛОСОФИЯ НАУКИ
Id: 297679
699 р.

Философия.
Краткий курс. Книга 3: ФИЛОСОФИЯ НАУКИ. Кн.3

URSS. 2023. 304 с. ISBN 978-5-9710-4257-0.
Белая офсетная бумага
  • Мягкая обложка

Аннотация

Учебное пособие представляет собой курс философии науки, с максимальной краткостью изложенный для студентов высших учебных заведений технических направлений. Настоящее издание, продолжая учебные пособия «Философия. Краткий курс: Общая философия» (М.: URSS) и «Философия. Краткий курс: Философия техники» (М.: URSS), включает сведения, необходимые для усвоения курса «Философия» в рамках бакалавриата и курса «Философия науки и техники» в рамках... (Подробнее)


Оглавление
top
Оглавление3
Предисловие6
Введение. Предмет философии науки8
Глава 1. Философский анализ науки11
1. Становление философской теории познания11
1.1. Зарождение науки и философии11
1.2. Наука и философия античности14
1.3. Развитие европейской науки и теории познания24
2. Становление классической философии и научного метода (XVII–XVIII века)32
2.1. «Знание — сила»: новый взгляд на возможности и задачи науки32
2.2. Полемика рационализма и эмпиризма38
2.3. Философия эпохи Просвещения о науке43
3. Исследование границ познания52
3.1. «Коперниканский поворот» И. Канта52
3.2. Немецкая классическая философия о познании61
3.3. Г. Гегель о развитии и мышлении65
4. Становление философии науки72
4.1. Рационалистическая философия в XIX веке72
4.2. Формирование философии науки79
4.3. Развитие иррационализма90
5. Неклассическая наука и неклассическая философия (первая половина XX века)99
5.1. Развитие позитивизма в первой половине XX века99
5.2. «Лингвистический поворот»107
5.3. Феноменология112
5.4. Герменевтика116
5.5. Другие концепции философии науки119
6. Философия науки в конце XX века126
6.1. Позитивистская линия философии науки126
6.2. Философский анализ динамики науки135
6.3. Философская критика научного познания143
Глава 2. Философское понимание науки153
1. Познание: его сущность, виды и возможности153
1.1. Философское понимание познания153
1.2. Основы познавательной деятельности159
1.3. Уровни познания164
1.4. Философское понимание истины169
2. Специфика научного познания175
2.1. Философское понимание науки175
2.2. Принципы научного познания182
2.3. Уровни научного исследования190
3. Методы научного исследования197
3.1. Значение метода для науки197
3.2. Общенаучные методы исследования199
3.3. Особенности социального познания215
3.4. Философские методы научного исследования221
4. Основные этапы развития науки227
4.1. Становление научного познания227
4.2. Формирование классической науки233
4.3. Развитие науки в XX веке236
4.4. Философский анализ динамики науки246
5. Наука как социальный институт251
5.1. Социальные аспекты научной деятельности251
5.2. Дисциплинарная структура науки256
5.3. Организационная структура науки258
5.4. Социологические исследования науки263
5.5. Управление наукой270
6. Наука в современном мире272
6.1. Научный этос272
6.2. Социальные функции науки282
6.3. Находится ли наука в кризисе?287
Заключение. Находится ли в кризисе философия науки?294
Список литературы298

Предисловие
top

Многие направления магистратуры и аспирантуры включают в свои программы ознакомление обучающихся с философией науки: предполагается, что знание ее основ способствует обучению будущей профессии и основам научной деятельности. Изучение дисциплины «Философия науки» (для некоторых направлений — «Философские проблемы науки») призвано помочь обучающемуся сформировать теоретический уровень познавательной деятельности, поняв природу научного познания и закономерности его развития, — а это, в конечном счете, позволит выработать собственные приемы научного и профессионального творчества. Успешное освоение курса позволит перейти к осмысленному изучению дисциплин профессионального цикла, поскольку оно закладывает фундаментальные знания, позволяющие усваивать изучаемый материал как часть единого научно-технического прогресса. Целями курса философии науки является формирование у обучающихся навыков абстрактно-теоретического мышления, умения использовать общенаучные методы исследования в своей профессии и анализировать современные проблемы, вызванные интенсификацией научно-технического прогресса.

Предлагаемое учебное пособие состоит из двух частей. В первой части в хронологическом порядке излагаются основные философские теории, относящиеся к анализу процесса познания и, в частности, к анализу научного исследования и социальных функций науки. Во второй части рассматривается современное состояние философии науки — достигнутое ею понимание таких основных понятий, как «истина», «теория», «научная картина мира» и т. д. Таким образом, пособие включает материал, раскрывающий важнейшие особенности философского знания, основные этапы истории философии науки, ее наиболее значимые разделы и проблемы. К сожалению, ограничиваясь при рассмотрении философских концепций теми их аспектами, которые имеют отношение к теории познания, приходилось в некоторых случаях упрощать приводимую их авторами аргументацию; тем, кто заинтересуется взглядами одного из упоминаемых мыслителей, следует обратиться к специальной философской литературе. Предназначенное для первого знакомства с данной тематикой, пособие посвящено общенаучным проблемам и методам научного исследования и не включает разделы, относящиеся к философскому осмыслению методики отдельных наук: такие темы, как философия математики, философия биологии и т. п., потребуют изучения других изданий, предназначенных обучающимся конкретного направления.

Пособие может быть рекомендовано для аспирантов и магистрантов, изучающих философию науки, для преподавателей данного курса и для всех, кто интересуется философским анализом развития науки.


Об авторе
top
photoПопкова Наталья Владимировна
Доктор философских наук, кандидат технических наук, профессор кафедры гуманитарных и социальных наук Брянского государственного технического университета. Почетный работник высшего профессионального образования. Председатель Брянского отделения Российского философского общества, член Президиума РФО, эксперт РАН.

Н. В. Попкова — специалист в области философии техники, автор более 300 научных и методических работ. В ее работах осуществляется философско-методологический анализ понятий, применяемых философией для обозначения техногенной среды; выявляется философский смысл понятия техносферы, сущность и содержание формируемого обществом искусственного предметного мира, закономерности техногенного развития и техносферизации планеты; анализируются глобальные проблемы современности, в том числе антропологический кризис, его причины и возможные пути его преодоления; обсуждаются проблемы кризисного положения философии в современном мире и методы ее преподавания в высшей школе.