URSS.ru Магазин научной книги
Обложка Мамедова И.Ю., Лившиц В.Б. Ювелирные украшения своими руками: Изготовление ювелирных изделий в домашних условиях Обложка Мамедова И.Ю., Лившиц В.Б. Ювелирные украшения своими руками: Изготовление ювелирных изделий в домашних условиях
Id: 297481
599 р.

Ювелирные украшения своими руками:
Изготовление ювелирных изделий в домашних условиях. Изд. 3

2023. 200 с.
Типографская бумага

Аннотация

Предлагаемая книга --- это обобщение отечественного и зарубежного опыта производства ювелирных изделий из цветных и драгоценных металлов, изготовленных на простейшем оборудовании в единичном исполнении.

Авторы не только подробно описали технологию литья по выплавляемым моделям, начиная от подготовки мастер-модели и заканчивая готовыми изделиями, но и дали представление о дизайне, так как он включает такие составляющие, как художественное... (Подробнее)


Содержание
top
Содержание3
Предисловие8
Введение11
ГЛАВА 1 Основы классификации ювелирных изделий20
ГЛАВА 2 Основы дизайна25
2.1. Понятие «дизайн»25
2.2. Литьё в дизайне31
ГЛАВА 3 Что такое технология35
ГЛАВА 4 Металлы и сплавы36
ГЛАВА 5 Как отличить металл от неметалла37
5.1. Некоторые физические свойства металлов, применяемых в литейном производстве39
5.2. Серебро и его свойства42
5.2.1. Сплавы на основе серебра45
5.3. Золото и сплавы на его основе46
5.3.1. Сплавы золота 585 и 583 проб49
5.3.2. Сплавы золота 750 пробы50
5.3.3. Сплавы белого золота 585, 583 и 750 проб50
5.3.4. Сплавы золота 375 и 333 проб51
5.3.5. Влияние примесей на свойства сплавов золота51
5.3.6. Взаимодействие сплавов золота с газами51
5.3.7. Очистка золота от примесей52
5.4. Материалы, используемые для изготовления ювелирных изделий из других драгоценных металлов52
5.4.1. Платина ее свойства и металлы платиновой группы53
5.4.2. Палладий и его свойства54
5.4.3. Иридий и его свойства54
5.4.4. Родий и его свойства55
ГЛАВА 6 Основы технологии литья57
6.1. Литьё по выплавляемым моделям эстрих-процессом63
6.1.1. Изготовление мастер-моделей63
6.1.2. Изготовление восковых моделей66
6.1.3. Изготовление пресс-форм67
6.1.4. Материалы для изготовления эластичных пресс-форм67
6.2. Литьё воска под давлением70
6.2.1. Изготовление блока восковок (елочки)73
6.3. Изготовление литейных форм76
6.3.1. Получение огнеупорной формы в промышленности76
6.3.2. Получение огнеупорной формы в индивидуальных условиях78
6.3.3. Выплавление модельного состава и прокалка формы79
ГЛАВА 7 Плавка и литьё в прокаленные формы82
7.1. Центробежное литьё84
7.2. Метод вакуумного литья85
7.3. Плавильные приспособления и установки86
7.4. Расчет необходимого количества металла для заполнения формы88
7.5. Расчет шихты для выплавки сплавов 583 пробы марки ЗлСрМ и его плавка90
7.5.1. Плавка сплавов золота открытым пламенем96
7.5.2. Процессы кристаллизации металлов и сплавов97
7.5.3. Застывание и кристаллизация сплавов в форме110
7.5.4. Ликвация или неоднородность по химическому составу112
7.6. Заливка металла в формы113
7.7. Охлаждение опоки и отливки114
7.8. Очистка отливок от формомассы и удаление литников114
ГЛАВА 8 Специальные виды литья и отделка отливок в неспециализированных мастерских115
8.1. Литьё под давлением в заранее отожженные опоки117
8.2. Плавка и литьё белого золота119
8.3. Литьё изделий из платины эстрих-процессом120
8.3.1. Литьё платиновых ювелирных изделий традиционным методом по выплавляемым моделям (ЛПВМ)121
8.3.2. Суть технологического процесса ЛПВМ122
8.3.3. Пресс-формы. Литниковые системы122
8.3.4. Материалы оболочковой формы. Связующие материалы123
8.3.5. Изготовление оболочковой формы125
8.3.6. Удаление модельного состава, прокалка и заливка оболочек126
8.3.7. Литьё тугоплавких и химически активных металлов, включая палладий иридий, платину127
8.4. Литьё с камнями128
8.4.1. Крапанная закрепка камней в резиновых пресс-формах129
8.5. Обработка поверхности отливок130
8.5.1. Отжиг130
8.5.2. Очистка травлением131
8.5.3. Травление и очистка серебряных изделий131
8.5.4. Электрохимическое полирование131
8.5.5. Химическая окраска золота133
8.5.6. Крацевание134
8.5.7. Механическое полирование134
8.6. Копирование ювелирных изделий134
8.6.1. Различные методы гальванических покрытий135
8.6.2. Гальванические процессы при наличии постороннего источника тока136
8.6.3. Гальваническое серебрение136
8.6.4. Гальваническое золочение139
8.6.5. Удаление позолоты142
8.6.6. Эмалирование142
8.7. Определение пробы благородных металлов и их сплавов145
8.7.1. Определение пробы на пробирном камне148
8.8. Дефекты ювелирных отливок и их устранение148
ГЛАВА 9 Изготовление ювелирных отливок и бижутерии из полимеров (пластмассы)151
ГЛАВА 10 как самому собрать литейное оборудование153
10.1. Самодельная электрическая плавильная печь153
10.2. Самодельные муфельные печи154
10.3. Самодельные вулканизаторы157
10.4. Самодельная центробежная литейная установка158
10.5. Самодельная вакуумная литейная установка158
10.6. Самодельная бензиновая горелка159
10.7. Самодельные хромель-алюмелевая и платино-платинородиевая термопары159
Приложение164
1. Литьё на замораживаемом связующем164
2. Новый метод изготовления сложнопрофильных ювелирных изделий MIM-технологией166
3 Металлы168
Литература186

Предисловие
top

Ювелирное литьё — один из древних и наиболее распространенных видов обработки металлов и сплавов. В наше время появление новых технологий литья по выплавляемым моделям, новых материалов и оборудования, позволяет облегчить труд литейщиков, удешевить производимые ими литейные ювелирные изделия, а также их тиражировать.

В последнее время, в связи с рыночными преобразованиями и

развитием малого бизнеса в нашей стране, появилась возможность большому контингенту людей заниматься индивидуальной трудовой деятельностью, но при этом отсутствие современной технической литературы тормозит этот процесс.

Кроме того, появился интерес к самостоятельному изготовлению ювелирных изделий с помощью недорогих приспособлений и дешевых материалов.

Поэтому авторы постарались составить книгу таким образом, чтобы она отражала возможность изготовления ювелирных изделий в условиях, не приспособленных к массовому производству, с использованием недорогих вспомогательных материалов, оборудования и приспособлений, изготовленных в неспециализированных мастерских. Предлагаемая книга — это в какой-то степени обобщение отечественного и зарубежного опыта производства ювелирных изделий из драгоценных металлов, изготовленных на простейшем оборудовании в единичном исполнении.

Авторы не только подробно описали технологию литья по выплавляемым моделям, начиная от подготовки мастер-модели и кончая готовыми к продаже изделиями, но и дали представление дизайну, так как он включает такие составляющие как художественное конструирование изделий, материалы, технологию, физические и технологические свойства металлов. В связи с тем, что ювелирные изделия представляют

собой предметы, украшающие быт человека, авторы детально остановились на художественной отделке литых ювелирных украшений, поскольку она сильно влияет на общий вид изделий. Приведена информация по изготовлению и сборке простейшего литейного оборудования и приспособлений.

В первом разделе рассмотрено понятие «дизайн» и очерчен круг основных вопросов, которые существуют в этой сфере. Приведена классификация ювелирных изделий, в основном личных украшений по группам и подгруппам, по материалу, отделке и т. д.

Во втором — дано понятие о технологическом процессе.

В третьем разделе приводятся сведения о металлах и сплавах, включающих сведения о влиянии примесей и газов, влияющих на свойства медных, благородных металлов и сплавов.

В четвертом разделе рассказывается о том, как отличить металл от неметалла (металлоида). Рассказывается о некоторых физических свойствах благородных металлов и их сплавов, применяемых в литейном производстве при литье в гипсовые формы. Подробно рассказывается о чистом золоте и серебре и о сплавах на их основах различных проб. Кроме того, приводится информация о влиянии примесей и газов на сплавы золота и серебра.

В пятом разделе читатель знакомится с основами технологии литья эстрих-процессом. Раздел заканчивается получением огнеупорной формы в индивидуальных условиях.

Шестой раздел знакомит читателя с плавкой и литьём в прокаленные формы. Здесь даются сведения о методах принудительной заливки на центробежном и вакуумном оборудовании, изготовленном самостоятельно в неспециализированных мастерских. Приводятся сведения об электролитическом полировании. И рассказывается конкретно о плавке сплавов золота, содержащих серебро и медь. Уделено внимание литейщиков на процессы кристаллизации и ликвации отливок.

В седьмом разделе содержатся сведения о специальных видах литья и отделки ювелирных отливок в неспециализированных мастерских в домашних условиях. Рассматриваются технологические процессы литья белого золота, платины и литья с драгоценными камнями. Приводиться информация по обработке поверхности отливок для получения готового ювелирного изделия. Приводится технология определения пробы благородных металлов в непроизводственных условиях. И, наконец, рассматриваются дефекты ювелирных изделий и способы их устранения.

В заключение приводится раздел, сообщающий начинающим литейщикам о том, как можно самому собрать несложное литейное оборудование и необходимые приспособления для самостоятельного получения отливок.

Книга написана с целью оказания помощи начинающим ювелирам-литейщикам, ее можно использовать при подготовке молодых специалистов, работающих в области ювелирного литья, а также ее можно использовать в качестве руководства при проведении уроков труда в средних школах. В этом случае при заполнении форм следует применять легкоплавкие сплавы (припои) или можно их заменить самотвердеющими полимерами.

В этой книге введение, основы дизайна, классификация ювелирных изделий (гл. 2), процессы кристаллизации металлов и сплавов (7.5.2), ликвация или неоднородность по химическому составу (7.5.4), отделка ювелирных изделий (8.5 и 8.6) и приложение написаны доц., к. т. н. Мамедовой И. Ю. Остальные главы и разделы написаны доц., к. т. н. Лившицем В. Б. Авторы выражают благодарность рецензенту, члену Европейского Совета по сохранности памятников проф., д. т. н. Чурсину В. М. за ценные замечания, сделанные при написании книги.


Введение
top

О художественных деталях, их обработке написано много книг. Они представляют историю ювелирного дела, методы изготовления деталей из драгоценных металлов, вопросы технологии, материалов оборудования, приспособлений и т. д.

В нашем издании представлена история изготовления ювелирного литья и предметов декоративно-прикладного искусства из драгоценных и цветных металлов и дана классификация ювелирных изделий, сохранившихся до настоящего времени.

Золото, серебро, платина были известны человеку еще с незапамятных времен. Ему были известны все достоинства этих металлов. Человек находил их в виде самородков, отличавшихся не только красивым внешним видом, но и высокими физико-механическими свойствами: невысокой температурой плавления, что очень важно для расплавления; легкостью механической обработки и т. д. Ювелирное дело с раннего периода (многие тысячелетия до н. э.) и до наших дней считается одним из наиболее выдающихся ремесел. Народы многих континентов (Азии, Африки, Южной Европы) украшали ювелирными изделия из драгоценных металлов оружие, сосуды, одежду, мебель и даже стены. Стиль, называемый «золотым листом», был распространен на Дальнем Востоке, в античной Греции, Мексике и Перу. Греки очень быстро переняли способы украшений, которые были присущи персам, халдейским и египетским мастерам, и внесли много своего в искусство украшательства: чеканку, гравирование, тиснение, дифовку, ковку, литьё, чернение, эмалирование, грануляцию, скань и т. д.

У греков искусство изготовления ювелирных изделий переняли этруски и римляне. В период существования Римской империи ювелирное дело получает широкий размах. Так, Помпей Великий обладал золотым сервизом на тысячу персон, император Нерон выстроил дом из золота.

Общее представление об античном ювелирном деле дали раскопки царских курганов Причерноморья VI–V вв. до н. э. и памятники Прикубанья, относящиеся приблизительно к тому же периоду.

В собрании Эрмитажа Гильдесгейские сокровища (I в. н. э.), сокровища из Боскореале (тот же период), Нормандский, Бернейский клады (II–III вв. н. э.), хранящиеся в Париже, и ряд других усиливают представление о старом ювелирном деле. С распадом Римской империи массовое искусство, в том числе и ювелирное дело, пришло в упадок в Европе, а центр ювелирного изготовления переместился на восток в Византию, которая стала представлять собой крупнейший художественный центр. Стремление к роскоши в то время было характерно для Востока, что вызвало резкое увеличение производства драгоценных металлов. Например, Софийский собор в Константинополе (Стамбуле) был целиком украшен золотом, а в императорском дворце находилось большое количество золотых сосудов. Если в ранних греческих и римских изделиях из драгоценных металлов первенствовала пластика, то в Византии — любовь к цвету, которая была проявлена в широком использовании эмалей, камней — самоцветов и филиграни.

В Европе ювелирное дело сохранилось в галльских и германских колониях, во Фландрии и Англии. Новый подъем этого искусства наступил около X в. н. э. В Германии ювелирным искусством занимались монастырские в Трире, Эссене, Регенсбурге, а также в светских мастерских Лотарингии. Во Франции в раннем Средневековье искусство художественной обработки драгоценных металлов нашло свое пристанище в мастерских Реймса и Лиможа. Когда наступило время готики, появились бюсты реликварии, сосуды реликварии, потиры, фигуры Иисуса Христа, Девы Марии и апостолов, а также застежки плащей круглой или квадратной формы. До XIV в. церковь была единственным заказчиком изделий из драгоценных металлов. В XV в. в городах гильдии и корпорации стрелков располагали большим количеством серебра, а дворянство и бюргерство имело большое количество золотых изделий.

Центрами ювелирного дела в Средневековье были мастерские ремесленников. В большей степени в городской среде (особенно) отмечался абстрактный натурализм. Формы высокой готики были отодвинуты на второй план. Частыми изделиями ювелирного искусства стали кубки в виде виноградной грозди, яблок, ананасов. Изготавливали кубки с крышками самых различных форм: конические, сердцеобразные, витые и целые наборы из входящих друг в друга кубков. Полюбившимся свадебным подарком стали кубки, соединенные друг с другом краями. Стол украшали причудливые предметы сервировки необычных форм, например, в виде башен, зверей, кораблей. Посудой пользовались не серебряной, ее подавали только в торжественных случаях. В позднем Средневековье наибольший расцвет наблюдался в Германии. Здесь ювелиры работали совместно с художниками. Такое сотрудничество позволило применять цветные эмали. К крупнейшим ювелирам относятся Альбрехт Дюрер, Ганс Гольбейн и Людвиг Крус.

В XV–XVI вв., когда в Европе господствовала готика, в Италии начался Ренессанс. Его провозвестниками выступили ученые, художники, поэты. Началось увлечение дорогими ювелирными изделиями из драгоценных металлов. В это время ювелирное дело, которое концентрировалось во Флоренции, Риме и Венеции, приняло скульптурные формы. Стали преобладать хрустальные сосуды в оправе из драгоценных камней и металлов. Работы ювелиров этого времени (Сансовино, Вероккио, Гиберти, Гирландайо и Брунехески) до сих пор поражают наше воображение. Наиболее известным ювелиром эпохи Возрождения был Бенвенуто Челлини, автор прославленной «Солонки Франциска I», украшенной фигурками Моря и Земли. Это произведение искусства отражает художественное видение художника и ювелира. Изделие отличает виртуозное исполнение, присутствует игра золота, серебра и эмалей, обилие драгоценных камней и заимствованные из мира природы мотивы.

В Европе XVI–XVII вв. процветало барокко, тяготевшее к торжественному «большому стилю», стремившееся к величию и пышности, к совмещению реальности и иллюзии. Во времена Контрреформации церкви одаривались дорогими ювелирными изделиями. Настоящими произведениями искусства выглядели потиры, дарохранительницы, которые делали из чистого золота или позолоченного серебра. Их декорировали чеканными узорами, филигранью, и, сканью, в сочетании с цветными камнями эмалью. Из серебра делали целые алтари и гробницы с фигурами погребенных. Но все же излюбленными предметами ювелирного дела остаются блюда, парадные кувшины, лохани и кубки. Популярными становятся кружки и стопки с откидной крышкой. (Даже в наше время любителям пива подают кружки с закрывающейся крышкой, которая поднимается нажатием большого пальца во время совершения питья из указанной посуды). Поверхность крышки заполняется чеканным или литым декором.

Серебро в XVIII в. было самым популярным металлом. Столовые сервизы — иногда на 3000 персон — состояли из суповых мисок, тарелок, блюд, подносов, солонок и др. изделий. (Некоторые столовые принадлежности дошли и до наших дней). Из серебра делали подсвечники, бра, рамы для картин и зеркал, письменные и туалетные наборы, табакерки, мебель и многое другое.

Большое количество изделий из серебра было изготовлено во Франции в эпоху рококо при Людовике XV (1710–1774). Ювелиры в это время изготавливают мелкую утварь, табакерки, баночки, набалдашники для тростей, флаконы, швейные принадлежности и т. д. Особенно ценились золотые табакерки.

В 1789 г. во Франции появились дешевые английские изделия широкого пользования. Их дешевизна объяснялась тем, что операции по ковке и прессованию механизировали и, таким образом, вытеснили ручные операции, бытовавшие во Франции при художественной обработке металлов.

К шедеврам английского ювелирного искусства принадлежит серебро королевы Анны (1665–1714), которое отличается простотой и благородством форм. Особо следует отметить ювелира-художника Р. Адама (так называемое «Адамово серебро»). Он создавал вазы с крышками, коробочки, кувшины, блюда и подсвечники.

В начале XIX в. наиболее ценные изделия из драгоценных металлов создавались в эпоху Наполеона. Образцом служило искусство Римской империи и Древнего Египта. Проекты ювелирных изделий разрабатывали императорские архитекторы Персье и Фонтен, а изготавливали их мастера Одно, Бьенне и Огюст.

Во второй половине XIX в. в результате широкого внедрения штамповки, прессования, гальванопластики электрохимических покрытий и других достижений науки и техники в ювелирное производство и среду малой пластики рынок был наводнен дешевой и примитивной продукцией, и только изредка появлялись высокохудожественные произведения ювелирного искусства.

В начале XX в. произошел временный подъем художественного творчества в ювелирном деле под названием Iugendstil, и с использованием традиций японского искусства.

Высокого уровня достигло ювелирное дело в Древней Руси, где оно играло важную роль в общественной и культурной жизни. Большой интерес представляют памятники ювелирного искусства Киевской Руси, Древнего Новгорода — исключительные по художественной выразительности и уровню ремесла. Разнообразием используемых ювелирных приемов отличались произведения серебряников Владимиро-Суздальской Руси, применявших при их изготовлении чеканку, скань, эмалирование, чернь, резьбу и позолоту.

С XVIII в. до начала XX в. в русском ювелирном деле применяются те же стили, что и во Франции. Однако мастерство русских ювелиров оказалось таким высоким, что лучшие их произведения сохранили художественную ценность и отличаются высоким уровнем ювелирной работы по сегодняшний день. Так, в начале XX в. мировую известность приобрела петербургская фирма «Карл Фаберже», получившая в Париже на Всемирной выставке золотую медаль.

Мастера этой фирмы широко применяли все виды эмальерной техники: живописную и оконную эмаль по скани и по гильошированной поверхности и т. д. Ни одно ювелирное предприятие не выпускало ни одной ювелирной вещи с эмалью таких разнообразных оттенков.

Наиболее ярко проявилась самобытность и подлинная художественность ювелирного искусства в отделке национального костюма. Для выполнения таких ювелирных изделий, как правило, использовались серебро и позолота. Народные мастера прекрасно владели всеми видами ювелирной техники — от примитивного литья до изысканной тончайшей филиграни, часто сочетая при изготовлении одного изделия различные приемы.

История украшений берет начало в истоках человеческого общества. Наряду с эстетической функцией ювелирные украшения выполняли и другие задачи: во-первых, они служили в качестве амулетов, или талисманов; во-вторых, они были отличительными знаками власти и богатства; в-третьих, ими скреплялись, или застегивались одежда, обувь, пояс; в-четвертых, они укрепляли прическу и подчеркивали красоту человеческого тела.

Среди украшений для одежды следует назвать застежки (фибулы). В ходе столетий они превратились в роскошные изделия из драгоценных металлов и камней. Их ряд продолжают застежки плащей или, если фибулы изготавливались парными, т. е. они соединялись друг с другом, то их называли замочками. Ювелиры изготавливали их из листового золота и украшали драгоценными камнями, жемчугом, филигранью, цветной эмалью, а также античными геммами и камеями.

XVIII в. — период рыцарства и поклонения Прекрасной Даме. Поэтому ювелиры наряду с большими застежками для плащей изготавливают изящные аграфы. В женской одежде они застегивают отворот шейного выреза. Эти украшения отражали личные отношения дарителя к возлюбленной с помощью изображения сплетенных рук, пронзенных сердец, цветов, ключей и т. п.

Особой аграфной техникой ювелирного дела владели бургундские мастера XV в. Наряду с мотивами из Библии и церковной истории их украшали изображениями птиц, сказочных животных, любимыми женскими атрибутами (например, цветами) и образами. Для позднеготических аграфов характерен эмальерный рельеф с религиозными фигурными мотивами. Аграфы использовали в качестве украшения шляп (особенно в Италии).

В эпоху Ренессанса фибулы, застежки и аграфы потеряли свое значение, так как в XVIII в. были вытеснены брошами. Изобретение броши приписывается мадам де Савиньи (придворной даме короля Людовика XIII). Наружная сторона броши украшалась рубинами, сапфирами, жемчугом. В XVIII в. броши покрывают бриллиантами с эффектом асимметрии в стиле барокко и рококо. В это же время вошли в моду броши с миниатюрными портретами в золотой оправе с жемчужной каймой. Стали появляться брошке миниатюрами, портретами, геммами, камеями и мозаикой из драгоценных камней, заключенных в скромное обрамление. В 1930-е гг. появились неоготические броши из железа и чугуна. В 1960-е гг. стали использовать в качестве оправы для бриллиантов белое золото, серебро и платину.

В середине ХVII в. появились пряжки для обуви и пряжки для панталон из золота, серебра и других драгоценных металлов с драгоценными и полудрагоценными камнями. Но наряду с дорогими изделиями были и дешевые имитации, например, английские стальные пряжки. Пряжки на поясах являлись не только атрибутами одежды, но и свидетельствовали о происхождении и богатстве человека. Великолепные поясные пряжки, найденные в древних захоронениях, особенно их декоративная отделка, дали большой простор для фантазии ювелиров.

В XIII–XIV вв. изготавливали пряжки с пластическим декором, впечатление от которого усиливалось с помощью черни и эмали. В период Ренессанса были популярные литые серебряные пояса, состоящие из звеньев с ажурным узором, богато отделанные драгоценными камнями, жемчугами, эмалью.

Подвеска пришла из далеких времен, когда воины носили амулеты, которым приписывалась магическая сила. Позднее она превратилась в украшение. Стремление украшать себя блестящими предметами было желанием всех народов. К подвескам относят бляшки с мощами в форме крестов, украшенные филигранью, зернью и насечкой полумесяца, которые носили паломники, а также реликварии — ларчики в виде футляров.

В эпоху Ренессанса мужчины, женщины и дети носили многоцветные, роскошные подвески из драгоценных металлов, как правило, удлиненных, грушевидных очертаний. Испанские подвески XVI в. отличались особой роскошью, лицевая сторона этих изделий представляла собой пластические фигурные мотивы, а оборотная, плоская сторона украшалась орнаментом и эмалью. Были широко распространены подвески в форме орла, лебедя, петуха, ящерицы, единорога, дракона и других животных, которые выполнялись точными методами литья.

К началу XVIII в. очень модными стали колье с бриллиантами.

На территории России и Украины (Киевская Русь X–XI вв.) были найдены бронзовые и золотые украшения, свидетельствующие о том, что нашим предкам были известны процессы литья по выплавляемым моделям.

Особое место занимают литьё колоколов и пушек. Например, в XVI в. А. Чоховым была отлита Царь-пушка. Ее масса составляла 38 400 кг. В 1630-х гг. отцом и сыном Моториными был отлит Царь-колокол весом 256 т, высотой 6,14 м и диаметром 6,6 м.

В 1700 г. при Петре I было отлито большое количество пушек, пищалей и другого огнестрельного оружия. Их отливали из пушечной бронзы. Последняя содержала 12 % олова и обладала высокой прочностью при малой истираемости. В металлические формы (кокили) отливали ядра. При Петре I появились ювелирные изделия из драгоценных металлов с драгоценными камнями. Изделия предназначались для украшения одежды знати. Появились небольшие портреты на эмали Екатерины I, Меншикова и др. Изделия выполнялись литьём и чеканкой, а затем украшались эмалью и драгоценными камнями.

В период правления Александра II (1870-е гг.) ювелирное дело претерпевает новый подъем. Появляются фирмы Фаберже, Овчинникова, Хлебникова. Они украшают предметы для церквей литьём, чеканкой, гильошировкой. Применяются глухие, оконные и опалесцирующие эмали. Скульптурные произведения Фаберже, отлитые на фирме Грачевых, пользовались большим успехом.

В совершенстве литьё по выплавляемым моделям было разработано в 1950-е гг. Характерно, что этому расцвету литья способствовали новые формовочные массы на основе этилсиликата, кристобалита, гипса, специальных резин и синтетических восков.

В нашей стране этот вид литья получает развитие в 1968 г. В это время были произведены закупки оборудования в ФРГ и Италии. Технология стала высокопроизводительной и экономичной, что позволило удешевить производство ювелирных изделий.

В производстве ювелирных изделий выделяют ручное, точное литьё, прокатку в вальцах, штамповку и механическую обработку.

Точное литьё по выплавляемым моделям позволяет сильно удешевить производство, копировать и тиражировать ювелирные изделия в любом количестве. Себестоимость литых обработанных изделий становится значительно ниже, чем изделии, выполненных любым из перечисленных методов литья.

Все это дает возможность быстро реагировать на изменение рыночных ситуаций, что обеспечивает литейным ювелирным изделиям большую конкурентоспособность. Поэтому возникает требование, связанное с механизацией ювелирного изготовления — от ручной сборки до тиража, выполняемого точным литьём. Кроме того, возникает необходимость специализировать технологические процессы изготовления ювелирных изделий и оснастить рабочие места специализированным оборудованием.

В наше время Россия в числе передовых стран — таких как Италия, Германия, США и Турция — занимает одно из первых мест по производству ювелирной продукции. Однако, чтобы разобраться в технологии изготовления ювелирных изделий методами литья, необходимо привести классификацию ювелирных изделий, поскольку от формы, массы, материала и др. зависит способ их изготовления. Поэтому следующий раздел будет посвящен основам классификации ювелирных изделий.


Об авторах
top
photoМамедова Ирина Юрьевна
Кандидат технических наук в области материаловедения и технологии термической обработки материалов, доцент. Заведующий кафедрой компьютерного дизайна МИРЭА — Российского технологического университета. В 2005 г. выпустила два учебника с грифом Министерства образования и науки РФ «Материаловедение и технология конструкционных материалов» и «Дизайн» для студентов вузов по направлению «Технология художественной обработки материалов». В 2014 г. выпустила учебное пособие «Материаловедческие и технологические основы дизайна» (в соавт. с проф. В. И. Куманиным). Почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации.
photoЛившиц Виктор Борисович
Кандидат технических наук, доцент. Окончил Московский институт стали (в настоящее время Университет науки и технологий МИСИС). Специальность: технология литейного производства. Работал в области технологий художественной обработки металлических материалов (литье, ковка, сварка и др.). В 2003–2018 гг. опубликовал 2 учебника "Художественное литье: Материалы, технология, практика" и "Материалы для ювелирных изделий (в соавт. с В. И. Куманиным), книги "Технология производства отливок для художественных изделий" (в соавт. с Л. Т. Жуковой; была дважды переиздана), "Технология обработки материалов" (ответственный редактор), "Материалы и технологии" (в соавт с Ю. А. Бойко и А. П. Кушниром), учебник "Охрана труда и окружающей среды" (в соавт. В. К. Шумилиным и Е. С. Бобковой), "Технология обработки материалов" (в соавт.). Автор 4 монографий для широкого круга читателей: "Технология литья художественных изделий" (URSS), "Ювелирные украшения своими рукам: Изготовление ювелирных изделий в домашних условиях" (URSS; в соавт. с И. Ю. Мамедовой), "Ювелирные и декоративные изделия" и "Ковка и литье" (в соавт. с А. Г. Навроцким).