URSS.ru Магазин научной книги
Обложка Чернявская В.Е., Молодыченко Е.Н. Речевое воздействие в политическом, рекламном и интернет-дискурсе Обложка Чернявская В.Е., Молодыченко Е.Н. Речевое воздействие в политическом, рекламном и интернет-дискурсе
Id: 297479
849 р.

Речевое воздействие в политическом, рекламном и интернет-дискурсе Изд. стереотип.

URSS. 2023. 176 с. ISBN 978-5-9519-3792-6.
Белая офсетная бумага
  • Твердый переплет

Аннотация

Учебник представляет теоретически обоснованные и практически проверенные речевые приемы для оптимального достижения коммуникативно обусловленных целей. Формируется представление о существенной роли языкового аспекта в социальном воздействии. Через анализ языкового выражения вскрываются политические, экономические, идеологические интересы использующего язык человека / группы лиц. Тематически схожие вопросы рассматриваются обычно в предметном... (Подробнее)


Оглавление
top
ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ВВЕДЕНИЕ
Цель, задачи, принципы анализа, целевая аудитория9
ЧАСТЬ I. Формы, стратегии, средства речевого воздействия13
РАЗДЕЛ 1. Язык как инструмент воздействия в обществе15
1.1. Язык как инструмент воздействия: «знаю, почему»15
1.2. Язык как инструмент воздействия: «знаю, как»18
1.3. Речевое воздействие: основные формы и направления анализа25
1.3.1. Риторика как наука о речевом общении25
1.3.2. Персуазивность и суггестивность как способы языкового воздействия28
1.3.3. Речевые манипуляции: к определению понятия34
1.3.4. Пропаганда: к определению понятия38
1.3.5. Нейро-лингвистическое программирование39
Литература для углубленного чтения к Разделу 141
РАЗДЕЛ 2. Воздействующая речь: основные средства43
2.1. Лексические средства44
2.1.2. Эвфемизмы и дисфемизмы45
2.1.3. Интенсификация и генерализация оценки46
2.1.4. Стереотипы, ключевые слова, ярлыки47
2.1.5. Семантически пустые слова55
2.1.6. Опора на авторитет науки56
2.2. Грамматико-синтаксические средства58
2.2.1. Манипулирование ролями субъекта и объекта действия59
2.2.2. Субъектные и бессубъектные высказывания60
2.2.3. Диалогизация и обращенность речи62
2.3. Имплицитная информация и скрытые смыслы66
2.3.1. Импликатуры связной речи и импликации67
2.3.2. Пресуппозиция как скрытая посылка70
2.4. Конструирование контекстов72
2.5. Лингвистическая экспертиза продуктов речевой деятельности75
Литература для углубленного чтения к Разделу 278
РАЗДЕЛ 3. Формат речи как средство воздействия79
Литература для углубленного чтения к Разделу 387
РАЗДЕЛ 4. Стратегии и тактики воздействующей речи: общая характеристика89
4.1. Коммуникативная иерархия: стратегия — тактика — средство89
4.2. Типичные средства и тактики речевого воздействия92
Литература для углубленного чтения к Разделу 4100
ЧАСТЬ II. Коммуникативные практики речевого воздействия101
РАЗДЕЛ 5. Речевая агрессия в политическом дискурсе103
5.1. Во власти дискурса104
5.2. Публичная речь как инструмент воздействия109
5.2.1. Задачи публичной речи110
5.3. Коммуникативно-прагматические характеристики и типичные приемы конфронтационной риторики114
5.3.1. Редукционизм114
5.3.2. Эмоциональность и оценочность117
5.3.3. Гиперболичность120
5.3.4. Смысловая неопределенность123
5.3.5. Метафоричность127
5.3.6. Гипотетичность130
5.3.7. Детализация и конкретизация133
5.4. Создания образа врага как основная стратегия в политической конфронтации136
5.4.1. Создание круга «чужих»136
5.4.2. Создание фантомной угрозы139
5.4.3. Демонизация врага140
Литература для углубленного чтения к Разделу 5142
РАЗДЕЛ 6. Культура продвижения: позиционирование товаров и создание образа потребителя143
6.1. От дискурса рекламы к дискурсу продвижения143
6.2. Рекламная направленность современных текстов147
6.3. Новые интернет-СМИ: стратегии создания идеального потребителя149
6.3.1. Оценка и ценности151
6.3.2. Образ адресата-потребителя154
6.3.3. Обольщение и солидарность157
Литература для углубленного чтения к Разделу 6160
Библиография161
Источники167

Об авторах
top
photoЧернявская Валерия Евгеньевна
Лингвист, специалист в теории и методологии исследований текста и дискурса, в области социальной семиотики, мультимодальности. Доктор филологических наук, профессор Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого. Автор книг «Лингвистика текста. Лингвистика дискурса» (М.: URSS); «Текст в медиальном пространстве» (М.: URSS); «Научный дискурс: выдвижение результата как коммуникативная и языковая проблема» (М.: URSS); «Дискурс власти и власть дискурса: проблемы речевого воздействия».
photoМолодыченко Евгений Николаевич
Кандидат филологических наук, доцент Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики». Специалист в области дискурса консьюмеризма, речевых технологий в политической коммуникации. Соавтор (вместе с В. Е. Чернявской) монографии «История в дискурсе политики: Лингвистический образ „своих“ и „чужих“» (М.: URSS) и учебника «Речевое воздействие в политическом, рекламном и интернет-дискурсе» (М.: URSS).