Мы живем в период смены парадигм. Согласно Томасу Куну, это время называется революцией. Предлагаемая книга посвящена содержанию и судьбе парадигмы электричества. Девятнадцатый век подарил человечеству тепловой двигатель и математическую физику. Прошедшее двадцатое столетие было эпохой электричества. Электричество не только стало основой цивилизации. Методология электромагнитных волн была обобщена и дала квантовую волновую механику. Новая физика породила ядерную энергетику. Что дальше? Какие силы приобретут люди в XXI веке? Как наука изменит общество? В предлагаемой книге автор преследует две основные цели. Во-первых, стремится подвести итог развитию науки об электричестве, представить основные эффекты и их применение. Во-вторых, в книге развивается концепция многокомпонентности парадигм. Весь окружающий нас мир многокомпонентен. Познание мира фактически заключалось в выявлении его компонент. Последовательное осознание многокомпонентности реальности приводило к созданию фундаментальных физических моделей: атомов, электронов, ядра и т.д. Можно привести и множество иных примеров. Химия как наука началась с открытия химических элементов – компонент химического строения вещества. Представления об обществе используют его деление на сообщества, нации, классы и т.д. При этом неотъемлемая особенность такого строения – взаимодействие компонент. Одна из идей предлагаемой книги заключается в том, что и наука об электричестве также многокомпонентна. Для ее понимания необходимо учитывать, что существует взаимодействие ряда процессов: формирования новых понятий, развития науки и действия экономики, представляющих компоненты знаний об электричестве. Автор стремился реализовать принцип, символически отображенный на стодолларовой купюре. Стодолларовая купюра – символ связи науки об электричестве и экономики. На ней соединены основоположник науки об электричестве Бенджамин Франклин и экономическая компонента науки. В целом, учебное пособие адресовано широкому кругу читателей: специалистам, студентам, аспирантам, школьникам. Книга может быть использована, в частности, в качестве дополнительной литературы для учебных курсов "Общая физика" и "Концепции современного естествознания". Кроме того, ее можно предложить аспирантам для подготовки к кандидатскому экзамену по дисциплине "История и философия науки". Автор стремился к простоте изложения, поэтому книга доступна также и для "продвинутых" школьников. Пособие содержит три основные части. В первой из них исследуются основные понятия электрических взаимодействий. Автор старался обратить внимание читателя на множество связей, существующих между различными явлениями, формируемыми электромагнитными взаимодействиями. Во второй части делается обзор важнейших явлений, происходящих во Вселенной и окружающем нас мире, а также описываются принципы действия ряда электрических устройств. Третья часть посвящена гуманитарным аспектам. Анализируется история возникновения парадигм электричества. Излагаются также различные иные модели, описывающие процессы развития научного знания, в частности экспоненциальный закон и теория научных исследовательских программ И.Лакатоса. В конце книги даются решения задач, предложенных в предшествующих трех частях, или комментарии, помогающие читателю решить их. В наиболее сложных для анализа ситуациях, решение которых неоднозначно, предлагается точка зрения автора на их анализ. ![]() Доктор физико-математических наук, профессор факультета информационно-математических технологий Уральского государственного технического университета (г. Екатеринбург). Специалист в области процессов переноса в многокомпонентных термодинамических системах. Работал в различных областях технической физики: занимался синтезом сплавов палладия с особыми свойствами; вел исследования магнитной структуры веществ с помощью ядерного гамма-резонанса; рассчитал магнитные фазовые диаграммы для четырехподрешеточных кристаллов; создал ряд компьютерных моделей миграции веществ в технических объектах; впервые установил значения эффективных проводимостей для основных типов композиционных систем и т. д.
В настоящее время И. Н. Сачков разрабатывает концепцию электрических и механических микроконтактов. В педагогике развивает направление «физика для гуманитариев». |