URSS.ru Магазин научной книги
Обложка Штаммлер Р. Хозяйство и право с точки зрения МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКОГО ПОНИМАНИЯ истории: Социальный материализм. Социальная жизнь людей. Форма и материя социальной жизни. Монизм социальной жизни: Социально-философское исследование. Пер. с нем. Обложка Штаммлер Р. Хозяйство и право с точки зрения МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКОГО ПОНИМАНИЯ истории: Социальный материализм. Социальная жизнь людей. Форма и материя социальной жизни. Монизм социальной жизни: Социально-философское исследование. Пер. с нем.
Id: 297063
718 р.

Хозяйство и право с точки зрения МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКОГО ПОНИМАНИЯ истории:
Социальный материализм. Социальная жизнь людей. Форма и материя социальной жизни. Монизм социальной жизни: Социально-философское исследование. Пер. с нем. Изд. стереотип.

2023. 310 с.
Книга напечатана по дореволюционным правилам орфографии русского языка (репринтное воспроизведение)
Типографская бумага

Аннотация

Вниманию читателя предлагается книга выдающегося немецкого юриста Рудольфа Штаммлера (1856–1938), ставшая одним из важнейших трудов в области европейской теории и философии права конца XIX -- начала XX века. В книге излагается материалистическая теория истории, которую автор считает единственно верной концепцией хода исторического развития человеческого общества. Хозяйство Р.Штаммлер характеризует как материю, право --- как форму социальной... (Подробнее)


Содержанiе
top
ВВЕДЕНIЕ. Соцiальная философiя
Книга первая. Современное состоянiе вопроса
Книга вторая. Предметъ соцiальной науки
Книга третья. Монизмъ соцiальной жизни

Из введенiя
top

СОЦIАЛЬНАЯ ФИЛОСОФIЯ

Пока я не знаю, что такое справедливое,
для меня трудно знать, добродетель-ли это, или
нетъ, и несчастенъ-ли, или счастливъ тотъ,
кто имъ обладаетъ.

Платонъ, de republ. I p. 354 с.

1. Идея соцiальной философiи. – 2. Философiя права и хозяйства. -Обобщенiя историческихъ фактовъ; сравненiе права. – 3. Соцiальная философiя и общее ученiе о праве. – 4. Методъ соцiально-философскаго изследованiя. – 5. Матерiалистическое пониманiе исторiи.

1.

Наука о соцiальной жизни человека находится въ настоящее время въ ненадежномъ и колеблющемся состоянiи.

Могучимъ потокомъ надвигаются на насъ соцiальныя проблемыэ не разбиваясь о регулирующую плотину, соорудить которую можетъ лишь опирающаяся на науку техника, и неугомонныя волны соцiальнаго броженiя съ стихiйною силой стремятся одна за другой, непонятыя въ своей основной законосообразности.

Уразуменiе этой основной законосообразности и составляетъ цель настоящей книги.

Всякое точное спецiальное изследованiе имеетъ истинную ценность только тогда, если оно находится въ зависимости отъ общей законосообразности и руководится общими принципами познанiя. Безъ отношенiя къ такой основной законосообразности, къ общей объективной точке зренiя, которая сохраняла-бы значенiе при разсмотренiи всехъ отдельныхъ вопросовъ, последнее было-бы не въ состоянiи доказать своя raison d'etre. И не одна только личная потребность въ уразуменiи ценности и значенiя того, что служитъ объектомъ изысканiя, принуждаетъ изследователя направить свой взоръ въ глубину и стремиться къ изученiю объективныхъ основныхъ законовъ его познанiя. Лишь при условiи упомянутаго уясненiя общей законосообразности истиннаго познанiя вообще становится возможнымъ твердо намеченный методъ спецiальнаго изследованiя: если у знанiя нетъ этихъ фундаментальныхъ законовъ, то всякая изолированная попытка найти выясняющуюся въ известномъ пункте истину, какъ по своему выполненiю, такъ и по своему результату, неизбежно будетъ случайной.

Для соцiальной науки все это имеетъ, конечно, особое значенiе. Она еще не нашла истиннаго метода, при помощи котораго она могла-бы, какъ это возможно въ естествознанiи, – смело идти впередъ въ разработке спецiальныхъ вопросовъ, не соображаясь съ основной законосообразностью своего познанiя. Мы видимъ въ ней только непрестанное исканiе истиннаго научнаго метода, исканiе, отъ котораго едва-ли можетъ избавиться какое либо основательное изследованiе въ области юриспруденцiи или политической экономiи.

Даже падлежащiй способъ, по которому следуетъ собирать въ названныхъ отрасляхъ знанiя спецiальныя познанiя, можетъ быть установленъ лишь въ зависимости отъ пониманiя общей законосообразной связи всехъ частныхъ, возможныхъ здесь познанiй. Ибо толъко изъ этой общей связи и можетъ быть выведено, въ какомъ смысле следуетъ вообще наблюдать соцiальныя явленiя и констатировать ихъ. Напр., всякое спецiальное юридическое изследованiе, заявляющее притязанiя на научную ценность, должно быть приведено въ согласованiе съ общимъ объединеннымъ воззренiемъ на сущность и возникновенiе права.

Далее ясно, что всякое обобщенiе частнаго наблюденiя, какъ такового, и каждая попытка понять конкретно воспринятое въ качестве законосообразнаго, можетъ иметь смыслъ и значенiе только при условiи допущения общей закономерности соцiальной жизни. Если кто-либо, будетъ-ли это de lege lata или ferenda, высказываетъ положенiе, имеющее спецiальное содержанiе, утверждая въ то-же время, что это положенiе необходимо, то онъ допускаетъ, разумеется, вместе съ темъ и всеобщiй законъ, изъ котораго этотъ частный законъ только и можетъ получить свойство необходимости. И подобно тому, какъ фязiологъ всегда предпосылаетъ законъ причинности въ его формальной всеобщности, подобно тому, какъ всякое познанiе естественныхъ законовъ покоится на общей закономерности природы, то-же самое должно быть введено соответствующимъ образомъ и въ научное познанiе общественной жизни человека.

Кто стремится установить въ созданiи правовыхъ нормъ и правовыхъ институтовъ и въ развитiи соцiальной жизни вообще закономерные процессы, тотъ приписываетъ частнымъ фактамъ общественнаго существованiя человека свойство необходимости, и, следовательно, онъ долженъ знать и уметь ответить, что онъ, собственно, хочетъ этимъ сказать?

Въ какомъ смысле при созданiи новаго права можетъ быть речь о необходимости? Можно-ли установить и примерить всеобщую закономерность соцiальной жизни людей точно такъ-же, какъ закономерность природы является основой естествознанiя? Или между той и другой областью существуютъ, можетъ быть, какiя-либо общiя различiя? Поскольку основательно и поскольку оправдывается перенесенiе и параллельное приложенiе естественно-научныхъ понятiй и методовъ къ соцiальному познанiю, въ особенности къ правоведенiю?

Конечно, не найдется ни одного юриста и ни одного экономиста, которому не приходилось-бы задуматься надъ этими вопросами. Какъ уже сказано, намечая себе самостоятельную цель познанiя, онъ неизбежно наталкивается на вопросъ объ истинномъ методе, верномъ и однообразномъ способе изследованiя, а по окончанiи работы снова возникаетъ сомненiе: какую ценность и какое значенiе имеетъ результатъ этого изследованiя въ целомъ нашей науки?

Но радикальной постановки вопроса, признанiя, что здесь речь идетъ объ особомъ объекте критическаго наблюденiя и уясненiя, а именно о законосообразности всего нашего познанiя въ соцiальной сфере, въ большинстве случаевъ мы еще не встречаемъ.

Область научнаго изследованiя велика и съ трудомъ можетъ быть окинута взоромъ; кто хочетъ вполне сродниться съ нимъ, задаетъ себе болъшую и трудную работу. Чемъ энергичнее и добросовестнее онъ принимается за нее, темъ легче онъ замыкается въ определенномъ вопросе, чтобы затемъ перейти къ другому. Чемъ самостоятельнее онъ поступаетъ при этомъ, темъ более колоссальные размеры прiобретаетъ для него задача ясной разработки своего спецiальнаго предмета. Едва-едва удается ему поддерживать сношенiя со своимъ соседомъ, прикованнымъ къ такой-же тачке. – Можетъ ли его привлечь проблема, нисколько не увеличивающая запасъ положительныхъ спецiальныхъ познанiй, не сулящая никакого познанiя со спецiальнымъ историческимъ содержанiемъ и довольствующаяся изследованiемъ формальнаго единства этого знанiя и принципiальнаго характера этого единства?..


Об авторе
top
Штаммлер Рудольф
Выдающийся немецкий юрист, теоретик права, виднейший представитель школы «возрожденного естественного права». Неокантианец, социальные взгляды которого близки к катедер-социализму. Профессор университетов в Марбурге (с 1882), Гисене (с 1884), Галле (с 1885), Берлине (1916–1923). С позиций так называемого юридического мировоззрения Р. Штаммлер пытался критиковать марксизм, отождествлявшийся им с экономическим детерминизмом. Он утверждал, что право первично по отношению к экономике и государству, если не во временном и причинном, то во всяком случае в логическом плане. По мнению Штаммлера, общественная жизнь во всех ее проявлениях — это упорядоченная совместная жизнь людей, важнейшей формой которой выступает право; экономическое и политическое развитие должно поэтому идти путем частичных изменений права, критерием которых является создаваемое человеческим разумом «правильное право». Взгляды Штаммлера подвергались критике в работах В. И. Ленина, Г. В. Плеханова и других марксистов.