Введение | 17
|
Глава 1. Идея конституционного инжиниринга как основание для понимания конституционно-правового регулирования государства | 44
|
1. Понятие конституционного инжиниринга государства, его сущность, значение и виды | 44
|
1.1. Государство как «произведение искусства» конституционно-правового регулирования | 44
|
1.2. Понятие и значение конституционного инжиниринга государства | 46
|
1.3. Два вида конституционного инжиниринга государства | 52
|
2. Стадии конституционного инжиниринга государства | 54
|
2.1. Онтология государства (сферы) и стадии конституционного инжиниринга государства | 54
|
Схема 1. Онтология государства (сферы) и стадии конституционного инжиниринга государства | 55
|
2.2. Конституционный идеал государства | 56
|
а. Понятие, сущность и значение конституционного идеала государства для его конституционно-правового регулирования | 56
|
б. Три современных конституционных идеала государства | 58
|
(1) Буржуазный (западный) конституционный идеал государства | 59
|
(2) Социалистический конституционный идеал государства | 62
|
(а) Парадокс социалистического конституционного идеала государства | 62
|
(б) Социалистический конституционный идеал в истории конституционно-правового регулирования отечественного государства | 64
|
(в) Отражение социалистического конституционного идеала государства в нормах современных зарубежных конституций | 68
|
(3) Исламский конституционный идеал государства | 68
|
(4) Возможность комбинирования отдельных признаков конституционных идеалов государства в рамках его данной конкретной нормативной конституционной модели | 70
|
2.3. Нормативная конституционная модель государства | 71
|
2.4. Конституционное государство | 73
|
Глава 2. Теоретические основы государства как объекта конституционно-правового регулирования | 74
|
1. Понятие конституционно-правового регулирования государства | 74
|
1.1. Конституционно-правовое регулирование как регулирование нормативно-правовое | 74
|
Схема 2. Конституционно-правовое регулирование | 83
|
Схема 3. Конституционное и конституционно-правовое регулирование | 84
|
1.2. Понятие конституционно-правового регулирования государства | 84
|
1.3. Цели конституционно-правового регулирования государства | 85
|
1.4. Пределы конституционно-правового регулирования государства | 87
|
1.5. Сущность конституционно-правового регулирования государства | 89
|
1.6. Виды конституционно-правового регулирования государства | 94
|
а. Первичное учредительное конституционное регулирование государства (перворегулирование) | 94
|
б. Последующее вторичное конституционно- правовое регулирование государством собственного статуса (саморегулирование) | 97
|
Схема 4. Конституционно-правовое регулирование государства | 98
|
в. Предшествующее предконституционное регулирование государства | 98
|
1.7. Парадокс конституционно-правового регулирования государства | 102
|
а. Понятие, сущность, логическое основание и содержание парадокса конституционно-правового регулирования государства | 102
|
Схема 5. Парадокс конституционно- правового регулирования государства | 104
|
б. Отдельные формулировки парадокса конституционно-правового регулирования государства (парадокса суверенитета) в науке конституционного права | 106
|
(1) И. Д. Левин | 106
|
(2) К. Шмитт | 107
|
(3) М. Фуко | 109
|
(4) Дж. Агамбен | 110
|
(5) Э. Кристодоулидис | 112
|
(6) Д. Валадес | 113
|
(7) М. Лоулин и Н. Уолкер | 114
|
(8) Теория Ю. Хабермаса и её интерпретация Р. Никкелем | 116
|
(9) Т. Зелик | 119
|
в. Подходы к разрешению парадокса конституционно-правового регулирования государства | 122
|
(1) Исходя из принципиальной невозможности конституционно-правового регулирования государства | 122
|
(а) Ж. Боден | 123
|
(б) Х. фон Вольф | 124
|
(в) Т. Гоббс | 124
|
(г) Ж.-Ж. Руссо | 125
|
(д) Дж. Остин | 126
|
(е) У. У. Уиллоуби | 130
|
(2) Исходя из самоограничения (самообязывания) государством самого себя | 131
|
(а) Р. фон Иеринг | 132
|
(б) Г. Еллинек | 133
|
(3) Исходя из идеи первоначала | 136
|
(а) Л. Дюги | 136
|
(б) Г. Кельзен | 138
|
(в) И. Д. Левин | 142
|
(г) Ж. Бюрдо | 145
|
(д) К. Шмитт | 145
|
г. Разрешение парадокса исходя из теории конституционно-правового регулирования государства | 148
|
2. Понятие и сущность государства как объекта конституционно- правового регулирования | 159
|
2.1. Об использовании категории «объект конституционно-правового регулирования» применительно к государству | 161
|
а. Объект — отношение (деятельность) или объект — явление? | 161
|
б. Реалистическое и нормативное понимание государства как объекта конституционно- правового регулирования | 163
|
в. Государство как объект конституционно- правового регулирования в свете двух видов его регулирования | 165
|
г. Государство как целостный объект конституционно-правового регулирования и как совокупность его элементов | 166
|
2.2. Государство как объект конституционно- правового регулирования в предмете конституционного права | 167
|
Схема 6. Объект и предмет конституционно- правового регулирования: государство как объект в предмете конституционного права | 171
|
2.3. Государство — сущностный объект конституционного права | 172
|
Схема 7. Государство в системе объектов предмета конституционного права | 176
|
Схема 8. Структура предмета отрасли конституционного права и место конституционного права в системе права | 181
|
3. Содержание конституционно-правового регулирования государства | 181
|
3.1. Два подхода к описанию содержания конституционно-правового регулирования государства | 181
|
3.2. Система элементов целостного объекта (государства) как идеальный тип конституционно-правового регулирования государства | 184
|
а. Понятие и значение категории «идеальный тип конституционно-правового регулирования государства» | 185
|
б. Система элементов объекта (государства) конституционно-правового регулирования | 188
|
в. Структура элементов объекта (государства) конституционно-правового регулирования — две группы элементов | 190
|
Схема 9. Структура элементов объекта (государства) конституционно-правового регулирования | 191
|
3.3. Объём конституционного регулирования государства сквозь призму истории | 192
|
а. Интерпретационная реконструкция государства как объекта конституционного регулирования и теория прогосударственного толкования конституции | 192
|
Схема 10. Прогосударственное толкование конституции | 193
|
б. Общий вектор всемирного развития конституционного регулирования государства | 194
|
График 1. Историческая изменчивость объёма конституционного регулирования государства | 200
|
График 2. Взаимосвязь объёма конституционного регулирования государства и характера конституционных норм о государстве | 201
|
в. Динамика конституционного регулирования отечественного государства | 201
|
(1) Дореволюционный период | 201
|
(2) Регулирование государства советскими конституциями | 202
|
(3) Действующая Конституция РФ от 12 декабря 1993 г. и Российское государство | 205
|
(а) Конституционный смысл понятия «государство» | 205
|
(б) Содержание регулирования государства Конституцией РФ 1993 г. | 209
|
г. Классификация конституций с точки зрения объёма регулирования государства | 214
|
Схема 11. Классификация конституций с точки зрения объёма регулирования государства | 215
|
4. Метод конституционно-правового регулирования государства | 218
|
4.1. Особенности метода конституционно-правового регулирования государства | 218
|
4.2. Конституционно-правовые нормы о государстве | 219
|
а. Понятие и особенности конституционно- правовых норм о государстве | 220
|
б. Классификация конституционно-правовых норм о государстве | 227
|
в. Нормы о государстве в структуре конституции | 232
|
4.3. Источники конституционно-правового регулирования государства | 234
|
а. Конституция | 235
|
б. Иные источники конституционно-правового регулирования государства | 235
|
в. Примеры регулирования отдельных элементов объекта (государство) источниками конституционного права: соотношение элементов объекта и источника его конституционно-правового регулирования | 240
|
г. «Закон «О Государстве»»? | 244
|
5. Модели конституционного регулирования государства | 245
|
5.1. Модель конституционного регулирования государства как единство содержания и метода его регулирования | 245
|
5.2. Инструментальная модель конституционного регулирования государства | 247
|
5.3. Эссенциально-инструментальная модель конституционного регулирования государства | 248
|
Глава 3. Государство и конституция | 249
|
1. Взаимосвязь государства и конституции | 249
|
1.1. Взаимосвязь в форме взаимообусловленности | 249
|
1.2. Диалектика государства и конституции | 251
|
1.3. Этимологический аспект взаимосвязи | 252
|
1.4. Основные теоретические подходы к соотнесению государства и конституции | 254
|
а. Теории взаимной идентичности государства и конституции | 254
|
(1) Прогосударственные (политические) теории: конституция суть государство | 255
|
(а) Аристотель | 255
|
(б) Г. В. Ф. Гегель | 257
|
(в) Ф. Лассаль | 257
|
(г) К. Н. Ллевеллин | 259
|
(д) К. Шмитт | 260
|
(2) Юридические (нормативистские) теории: государство суть конституция | 261
|
б. Теории противопоставляющие государство и конституцию | 261
|
(1) Теории «позитивного» воздействия конституции на государство | 262
|
(2) Теории «негативного» воздействия конституции на государство | 263
|
2. Функции взаимного влияния государства и конституции | 263
|
2.1. Функции конституции в отношении государства (конституция → государство) | 264
|
а. Регулятивная | 264
|
б. Учредительная | 266
|
(1) Что раньше: государство или конституция? | 272
|
(2) Четыре типа взаимосвязи государства и конституции | 276
|
(3) Конституционное преемство в контексте взаимосвязи государства и конституции | 278
|
(4) Объект конституционного учреждения: государство или его форма? | 288
|
(5) О понятии форма государства в конституционном праве | 289
|
(6) Механизм конституирования | 290
|
в. Легитимирующая | 295
|
г. Легализующая | 298
|
д. Интеграционная | 299
|
е. Аксиологизирующая | 302
|
(1) Конституционная аксиология | 302
|
(2) Система и иерархия конституционных ценностей согласно Конституции РФ 1993 г. | 306
|
Схема 12. Система и иерархия конституционных ценностей согласно Конституции РФ 1993 г. | 308
|
(3) Государство как конституционная ценность | 310
|
(4) Отношения между конституционными ценностями внутри аксиологической системы | 312
|
(5) Шесть формальных законов (правил) принятия решений о предпочтении конституционных ценностей | 314
|
(а) Вертикальный конфликт и вертикальная иерархия конституционных ценностей | 315
|
(б) Горизонтальный конфликт и горизонтальная иерархия конституционных ценностей | 316
|
(в) Конституционные ценности и не-ценности | 319
|
Схема 13. Отношения между конституционными ценностями и не-ценностями | 319
|
(6) Формальная и реальная конституционная аксиология: соотношение абстрактного и конкретного веса ценностей | 320
|
(7) Открытость Конституции РФ 1993 г. внешним по отношению к ней ценностям и пределы такой открытости | 322
|
(8) Государство vs. Личность: конфликт конституционно значимых ценностей или их баланс? | 323
|
(9) Maxima unitas destruit civitatem | 327
|
(10) Case study: зарубежный опыт соотнесения ценности государства и личности на примере решения Верховного Суда Израиля по делу «Neiman v. Chairman of the Elections Committee» (1985) | 333
|
ж. Ограничивающая | 336
|
з. Охранительная | 342
|
и. Дескриптивная | 348
|
к. Индивидуализирующая | 349
|
2.2. Функции государства в отношении конституции (государство → конституция) | 350
|
а. Реализационная | 350
|
б. Охранительная | 353
|
в. Интерпретационная | 359
|
г. Актуализирующая | 359
|
3. Разрыв связи «государство — конституция» | 361
|
3.1. Противопоставление государства и конституции | 362
|
3.2. Государство без конституции и конституция без государства | 364
|
а. Государство без конституции | 364
|
б. Конституция без государства | 366
|
3.3. Патриотизм: государственный или конституционный? | 373
|
3.4. Государство и конституция: национальный, наднациональный, международный аспекты | 378
|
а. Международный конституционализм и государство | 381
|
б. Наднациональный (европейский) конституционализм и государство | 387
|
в. Государство в системе многоуровневого конституционализма | 388
|
г. Государственный — единственно возможный — конституционализм | 391
|
4. Конституционное государство как единство государства и конституции | 394
|
Заключение | 401
|
Библиография | 405
|