Уважаемый читатель! В начале нашей встречи автор считает нужным предупредить Вас о некоторых вещах. Дело в том, что... ...открывая эту книгу, Вы тем самым берете на себя определенные обязательства, и автор хочет, чтобы Вы это понимали. Впереди у Вас время, которое Вы освободили для чтения, отодвинув тысячи важных дел: возможно – работу, учебу, начальника, друзей, мужа, жену, детей, родителей, развлечения, отдых, поездки – все то содержание, которое до краев наполняет жизнь. Прервав течение повседневности, Вы обнаружили у себя ВРЕМЯ для этого нового ментального предприятия, которым является чтение данной книги. Это важно. Теперь Вы, с точки зрения автора, ДОЛЖНЫ использовать данное время для себя – с максимально возможной полнотой. Автор смотрит на вас мысленным взором и видит – только молодых, только красивых, только успешных женщин и мужчин, которые проявили подлинный интерес и приложили определенные усилия, чтобы иметь возможность изучить предлагаемый текст. Итак, эта книга, три ее основные раздела, посвящены трем темам. Каждая представляет собой некую самостоятельную ментальную модель понимания окружающего мира, коррелирующую с двумя другими – и, при этом целиком и полностью соответствующую мировосприятию автора. В силу того, что они индивидуальны, автор не предлагает принять эти модели в том виде, в котором они здесь представлены для непосредственного личного пользования каждым прочитавшим их, и он, тем более, не интересуется их критикой, поскольку массовое распространение идей книги не является для него сколько-нибудь важным. Но он представляет свои модели с определенной целью. Поскольку любой человек, с его точки зрения, обладает в какой-либо области профессионализмом и может предоставить другому бесценную информацию об этом, а другой, если захочет, сможет ее воспринять, автор, как профессионал в сфере когнитивных процессов, тщательно описывает модели своего видения и понимания... чего угодно – всего. При этом автор утверждает безусловную истинность данных моделей – для себя лично. Он придерживается той мысли, что формальные модели чего-либо, прежде всего, формальны и тем интересны сами по себе, независимо от содержания. Наблюдая в процессе чтения за тем, как разворачиваются модели, переходя от одной к другой, можно осознать внутренние принципы их построения и тогда получить возможность построения своих собственных моделей, истинных лично для каждого исследователя, взявшего на себя труд пойти по указанному пути. Необходимо предупредить читателя, что это глубоко индивидуальная работа, результаты которой, скорее всего, могут быть известны и полезны исключительно самому человеку, за нее взявшемуся. Итак, все, что предлагает данная книга – это обучиться построению моделей. Ни терапия, ни улучшение самочувствия, ни достижение социальных успехов не являются целями этой книги. Вслед за классиком нейро-лингвистического программирования Р.Бендлером автор повторяет: "Способность к обучению на самом деле реализуется не тогда, когда некто наполняет вас содержанием, а когда некто может обучить вас тому механизму, при помощи которого это можно сделать: субъективным структурам и последовательностям, необходимым для научения". Р.Бендлер, Дж.Гриндер, их коллеги и ученики сделали первый шаг на пути развития кибернетической эпистемологии, на пути, который чрезвычайно интересен автору: они рассмотрели модель коммуникации между "я" и "другим человеком". Практическая задача этой книги решается благодаря описанию взаимодействия другого абстрактно-логического уровня: "человек – мир". Это предельный для человеческого восприятия уровень, уровень философии как наиболее абстрактной и, с точки зрения автора, безусловно, сугубо практической области знания, определяющей образ реальности, в которой живет человек. Направленность философского мышления XX века на проблемы онтологии в экзистенциальном аспекте приводит, как известно, не только к постмодернистской критике метафизики, но и к принципиально новой гносеологии, выражаемой новым методологическим инструментарием (от феноменологической онтологии до деконструкции). В связи с этим обращение авторов монографии к эпистемологической проблематике представляет собой интересную попытку осмысления специфических особенностей процесса развития современного мышления. Авторы подходят к "мышлению" как к "природно-социальному" процессу, продолжая в своем исследовании линию, с одной стороны, структурной антропологии К.Леви-Стросса и исследований М.Мид, и (в большей степени) кибернетики Н.Винера и эпистемологии Гр.Бейтсона. Их основная методологическая посылка может быть охарактеризована как смелое новаторское предположение о природе мышления и сознания, реализованное на уровне абстрактно-логической конструкции, воплощенной в тексте: рассмотрение мышления в качестве такого же природного процесса как и те, которыми традиционно занимается физика и биология. При этом, авторам удается оставаться в строгих рамках научного философского подхода, избегая общепсихологического или бихевиористического уклонов. Учитывая несомненную близость кибернетической теории, синергетической парадигмы (как наиболее используемых в гуманитарном познании частей общей теории систем) и постмодернистского мышления, отмечаемую рядом современных авторов (М.А.Можейко, А.Ю.Бабайцев), исследование авторов книги можно рассматривать как мета-контекстуальный анализ того способа или, лучше сказать, этапа развития мышления, который может быть назван "передним краем" современной научной эпистемы. Форма подачи материала книги неразрывно связана с ее идеологией – диалоговостью, интерконтекстуальностью, процессуальностью, а также принципиальной "авторизованностью" любого мышления. Процесс понимания концепции авторов одновременно является способом "настройки" ментального аппарата читателя на абстрактно-логический уровень мышления, позволяющий осмыслить его современное состояние и перспективы развития. Книга позволяет посмотреть на эпистему современности как целое и в телеологическом аспекте, причем, для авторов книги совершенно ясно, что выбор читателем ментальных средств собственного мышления, во-первых, предопределен его экзистенциальными целями, во-вторых, приводит к выстраиванию вокруг него такой вселенной, которая является функцией его первоначального онто-логического выбора. Настолько, насколько выбор окажется осознанным (субъектным), его вселенная будет осознаваема и управляема (что, хотим подчеркнуть, не противоречит самоорганизации мира человека) – это один из основных и наиболее позитивных выводов книги. Яркий, образный, временами эссеистский язык работы позволяет сохранять интерес на протяжении всех ее страниц, теоретические фрагменты чередуются с интеллектуальными экспериментами и размышлениями, содержащими вопросы к читателю, заставляющие думать и сравнивать свои выводы с идеями авторов. Книга адресована как профессионалам в области философии, так
и широкому кругу читателей, интересующихся развитием гуманитарного
научного мышления, антропологической проблематикой и стремящихся
не только к энциклопедичности своего разума, но и к росту его абстрактно-логической
структуры.
Декан философского факультета
Саратовского государственного
университета им.Н.Г.Чернышевского,
доктор философских наук, профессор
В.Н.Белов |