Предлагаемые две работы представляют собой одно целое. Они связаны между собой не только общностью темы. Они являются попыткой решения одного и тсго же вопроса разными методами, относящимися к разным дисциплинам, при полном согласовании применения этих методов. Мы полагаем, что результаты такой работы небезынтересны для обоих привлеченных наук. С одной стороны, для теории музыкального искусства не может быть безразличным соотношение результатов ее анализа с реальным восприятием слушателя (каковым может явиться и сам композитор). Иначе можно дойти до построений, не имеющих никакой связи с действительностью. В этих случаях технические наблюдения и частные обобщения и предписания заменяют собой нужную полноту подлинного музыковедческого исследования. Между тем, целый ряд спорных вопросов о роли и воздействии той или иной стороны в музыке легко, казалось бы, решается, если только установить путем эксперимента, как фактически происходит такое воздействие. С другой стороны и для психологии существенна теория музыкального искусства. Некоторые психологические исследования не нужно было бы производить или нужно было бы производить в другой форме, если б соблюдалась разумная экономия и принимались в расчет данные, которые могут быть установлены музыкальной наукой. Избранная нами тема—строение мелодии и ее восприятие. Мелодия, напев является одним из непосредственных и особо понятных музыкальных проявлений. Между тем, музы-кально-т€оретически учение о мелодии разработано совершенно недостаточно. В теории построения музыкальных произведений вопрос о мелодии, собственно, отводится вовсе в сторону, как вопрос о мало понятном явлении, зависящем от одного вдохновения, явлении, которому нельзя обучить ибо его нельзя изучить. Для большинства исследований специфические моменты мелодии обычно заслоняются современным учением о гармонии. Между тем, и истории музыки, и музыкальной этнографии известно своеобразие законов мелодического построения. Современная музыковедческая мысль с неизбежностью наталкивается на необходимость изучения мелодии. Ряд работ уже устанавливает совершенную независимость и самостоятельность законов мелодических образований Мелодии начинают уже получать собственные классификации. Психологическое исследование оснований мелодического восприятия представляет большую важность. Новейшие работы по мелодии вынуждены уже прибегнуть к психологической точке зрения и привлечь данные непосредственного восприятия. Если не считаться с психологическими фактами, то легко дать объяснение несуществующим на самом деле явлениям. Предлагаемая работа задумана и выполнена нами совместно. Авторы исследований полагают, что принцип изучения выбран ими правильно и может оказаться полезным и при дальнейшем исследовании музыкальных явлений. С. Беляева-Экземплярская. Беляева-Экземплярская Софья Николаевна
Кандидат педагогических наук, специалист в области социальной психологии и психологии музыки. Окончила историко-филологический факультет Московских Высших женских курсов; также училась по классу фортепиано в музыкальном училище Андреева. С 1916 г. вела исследовательскую работу по общей психологии и психологии музыки. С 1917 г. работала на кафедре философии при Высших женских курсах. Действительный член Государственного института музыкальной науки (с 1926 г. — Государственной академии художественных наук). В 1932–1935 гг. — старший научный сотрудник акустической лаборатории при Московской консерватории; занималась исследованием вопросов теории и психологии музыки. С 1944 г. - преподаватель, а с 1945 г. — доцент кафедры психологии Челябинского педагогического института. С 1957 г. работала в Москве, в Психологическом институте (ныне Психологический институт Российской академии образования, ПИ РАО).
Основные работы С. Н. Беляевой-Экземплярской были посвящены изучению музыкального восприятия во взаимосвязи с закономерностями музыкального языка, личностно-возрастными и социально-психологическими особенностями музыкального развития слушателей и др. Она создала оригинальные экспериментальные методики исследования восприятия мелодического движения, психологических особенностей и типологии музыкального восприятия детей. На этой основе ею был собран и обобщен обширный фактологический материал, относящийся к различным аспектам восприятия музыки. Ее труды стали классикой отечественной музыкальной психологии. В их числе: «О психологии восприятия музыки», «Музыкальное восприятие в дошкольном возрасте» (на немецком языке), «Восприятие мелодического движения», «Заметки о психологии восприятия времени в музыке», исследование иллюзий зрительного восприятия «Моделирование одежды по законам зрительного восприятия» и другие. Яворский Болеслав Леопольдович Доктор искусствоведения, профессор. Музыковед, композитор, пианист, педагог и общественный деятель.
Окончил Киевское музыкальное училище и Московскую консерваторию. В разное время преподавал в Киеве и Москве. Был профессором Киевской консерватории и профессором киевского Музыкально-драматического института, заведующим отделом музыкальных учебных заведений Главного управления профессионального образования, членом Государственной академии художественных наук и членом художественного совета Большого театра. В конце жизни преподавал в Московской консерватории. Создатель новаторской теории «ладового ритма» и «ладового звуковедения». Среди его сочинений по теории музыки: «Строение музыкальной речи. Материалы и заметки», «Текст и музыка», «Первоначальные упражнения в голосоведении в мажорном ладу», «Заметки о творческом мышлении русских композиторов от Глинки до Скрябина» и другие. Яворский также автор таких музыкальных произведений, как опера «Вышка Октября» и балет «Джон Вильмор» и ряда оркестровых и камерных сочинений. |