URSS.ru Магазин научной книги
Обложка Малатеста Э. Краткая система анархизма: Избранные сочинения. Пер. с итал. Обложка Малатеста Э. Краткая система анархизма: Избранные сочинения. Пер. с итал.
Id: 296573
499 р.

Краткая система анархизма:
Избранные сочинения. Пер. с итал. № 20. Изд. стереотип.

2023. 184 с.
Типографская бумага
  • Мягкая обложка

Аннотация

Предлагаемая читателю книга содержит избранные сочинения известного итальянского анархо-коммуниста, одного из популяризаторов идей анархизма Эррико Малатеста (1853–1932). Центральное место в книге занимает работа "Краткая система анархизма", написанная в форме десяти бесед. В них автор рассматривает наиболее часто задаваемые вопросы, ответы на которые раскрывают суть и смысл анархо-коммунистической теории, и развенчивает мифы... (Подробнее)


Содержание
top
 Эррико Малатеста: анархист, коммунист и революционер
 Наша Программа
Краткая система анархизма
 Глава I
 Глава II
 Глава III
 Глава IV
 Глава V
 Глава VI
 Глава VII
 Глава VIII
 Глава IX
 Глава Х
Крестьянские речи
 ПРЕДИСЛОВИЕ
 Крестьянские речи
 Немного теории
 Анархизм
 Демократия и анархия
 Ни демократы, ни диктаторы: анархисты

Эррико Малатеста: анархист, коммунист и революционер
top

Итальянец по происхождению, Эррико Малатеста родился 14 декабря 1853 г. в Санта-Мария-Капуа-Ветере, городе на юге Апеннинского полуострова, в то время – на территории Королевства Обеих Сицилий.

Наряду с такими выдающимися личностями, как Пётр Кропоткин, Жан Грав, Элизе Реклю, Карло Кафиеро, Варлаам Черкезов, Александр Беркман, Эмма Гольдман, Малатеста является одним из тех авторов, благодаря которым теория классического анархистского коммунизма приобрела целостный и завершённый характер. Он был скорее популяризатором теории, нежели ее разработчиком. Тем не менее его вклад в распространение идей анархического коммунизма представляется значительным. В частности, еще в 1876 г. на конгрессе во Флоренции после доклада К.Кафиеро, подержанного Э.Малатестой, принцип анархо-коммунизма был принят Итальянской федерацией I Интернационала. Отметим, что это произошло уже после появления работы Ф.Дюмартере, но еще до Кропоткина, подробно изложившего основы анархо-коммунистической теории в своих трудах. Ведь основная задача популяризации – донесение сложных теоретических концепций до понимания интеллектуально малоподготовленной аудитории.

С этой точки зрения особый интерес из переведенных на сегодняшний день на русский язык работ Малатесты представляет "Краткая система анархизма в десяти беседах". В ней автор подробно останавливается на "часто задаваемых вопросах", ответы на которые раскрывают суть и смысл анархо-коммунистической теории, развенчивает расхожие мифы об анархизме и анархистах.

Анархо-коммунистическую теорию в России часто отождествляют исключительно с Петром Алексеевичем Кропоткиным. Но это, по меньшей мере, некорректный подход. Выше приведен список из целого ряда заметных имен, связанных с развитием классической анархо-коммунистической мысли. Некоторые работы части этих авторов уже были переизданы в последнее время. Теперь пришла очередь и итальянского либертарного коммуниста Эррико Малатесты. Безусловно, ведущая роль в теоретической разработке анархо-коммунистической теории принадлежит перу Петра Кропоткина. Тем не менее, без вклада многих других авторов данная теория была бы неполной. Ведь и популяризаторы теории вносили свой вклад в ее развитие. Конечно, не все однозначно в работах любого автора. Те или иные положения всегда вызывают споры. Так же обстоит дело и с публицистическим наследием Малатесты.

Особый интерес представляют включенные в данный сборник небольшие статьи "Демократия и анархия" (1924) и "Ни демократы, ни диктаторы: анархисты" (1926). В них итальянский анархо-коммунист выступил против демократии с анархистских позиций, утверждая, что представительная демократия лицемерна и является не более чем иллюзией "народного суверенитета", участия рядовых граждан в принятии политических решений.

Значительную часть своей жизни итальянский революционер вынужденно провел вне Апеннинского полуострова. Более десяти лет его жизни прошли в местах заключения. Первый раз он подвергся аресту в 14 лет. Поводом послужило письмо, написанное королю Виктору Эммануилу II. В нем будущий революционер-анархист жаловался на несправедливость, царившую в местах его проживания. В 1871 г. за участие в демонстрации он был отчислен из университета Неаполя, где изучал медицину. В то время он был республиканцем, сторонником идей Д.Мадзини.

Вскоре Малатеста становится активистом рабочего движения, вступает в Первый Интернационал. В 1872 г. знакомится с Михаилом Бакуниным. После раскола Интернационала Малатеста остался в его анархистской части, активно действовавшей до 1877 г. За пропаганду либертарных идей в Италии он дважды оказывался под стражей.

В апреле того же года вместе с несколькими десятками анархистов, среди которых были видные революционеры Карло Кафиеро и Сергей Михайлович Степняк-Кравчинский, Малатеста предпринял попытку поднять восстание в провинции Беневенто. Восставшие заняли два селения. Они сжигали приходские документы, раздавали беднякам деньги, захваченные у налогового инспектора. На контролируемой территории повстанцы попытались воплотить в жизнь анархо-коммунистические отношения. По мнению французского исследователя и теоретика анархизма Даниэля Герена, это событие положило начало той стратегии борьбы, что вошла в историю под названием "пропаганды действием". На самом же деле идею такой пропаганды Малатеста и Кафиеро высказывали и ранее. Так, в одном из номеров Бюллетеня Юрской федерации за 1876 г. Эррико Малатеста провозглашал: "Итальянская Федерация полагает, что повстанческая деятельность, направленная на утверждение социалистических принципов путем действий, является наиболее эффективным средством пропаганды".

Восстание в Беневенто провалилось, несмотря на поддержку местного населения. Через некоторое время все его участники были арестованы, не оказав сопротивления, а герой нашей статьи шестнадцать месяцев провёл в тюрьме.

Вскоре после выхода из тюрьмы Малатеста покинул Италию, побывав в нескольких странах мира. В Женеве совместно с Элизе Реклю и Петром Кропоткиным он издаёт газету "La Rйvolte". С 1881 г. живёт в Лондоне, продолжая активно участвовать в анархистском движении. В 1882 г. участвовал в национально-освободительной войне египтян под предводительством Ораби-паши против британских войск. В том же году он тайно вернулся в Италию, начав издавать во Флоренции еженедельную газету "La Questione Sociale".

Прошло около двух лет, и он вынужден был бежать из страны и обосноваться в Аргентине. В 1885 г., Малатеста принял активное участие в создании профсоюза пекарей, был одним из организаторов ряда забастовок в Буэнос-Айресе, заложив тем самым основы развернувшегося впоследствии в этой стране массового анархо-синдикалистского движения. В то же время он возобновил выпуск основанного им ранее флорентийского анархистского еженедельника.

Из Аргентины Малатеста вновь перебирается в Лондон. В 1880-е годы совершает поездки по различным европейским государствам, в частности – в Испанию, в которой к тому времени были очень популярны анархистские идеи. После "позорного", по образному определению Алексея Борового, Лондонского конгресса II Интернационала 1887 г., с которого были выдворены анархисты, Малатеста и Кафиеро начали в анархистской печати "ожесточенный поход" против социал-демократов.

В 1907 г. Эррико Малатеста принял активное участие в международном анархистском конгрессе, состоявшемся в Амстердаме. На конгрессе активно обсуждался вопрос взаимоотношения анархизма и синдикализма. Итальянский анархо-коммунист, несмотря на свое участие в основании анархистского профсоюзного движения в Аргентине, занял на конгрессе антисиндикалистскую позицию, отстаивая ту точку зрения, что синдикализм не является революционным движением. Вместе с тем в предложенном им варианте резолюции по синдикализму и всеобщей забастовке звучало:

"Конгресс смотрит на синдикаты одновременно как на боевые организации классовой борьбы за улучшение условий труда и как на союзы производителей, способные послужить переходу капиталистического общества в анархически-коммунистическое.

Поэтому конгресс, признавая возможной необходимость создания частных революционных синдикатов, советует товарищам поддерживать общие синдикальные организации, в которые принимаются все революционные рабочие одной и той же категории".

На конгрессе Малатеста представлял "организационистское" крыло анархистов, боровшихся с идеями анархо-индивидуалистов и противников организации в анархистском движении.

Во время Первой мировой войны Малатеста выступил с осуждением обеих воюющих сторон. После её окончания он вернулся в Италию. В октябре 1919 г. принял участие в развернувшемся на севере страны массовом движении рабочих, сопровождавшемся захватом фабрик и вошедшем в историю как "Красное двухлетие" (1919–1920 гг.). Он принимал активное участие также и в публицистической деятельности, был одним из соучредителей и редакторов начавшей выходить в 1920 г. анархистской итальянской газеты "Umanitа Nova".

В 1921 г. итальянский анархо-коммунист оказался в тюрьме, из которой вышел незадолго до прихода к власти Бенито Муссолини. В условиях фашистской диктатуры Малатеста издавал журнал "Pensiero e Volontа", подвергавшийся цензуре со стороны властей. Кроме того в 1920-е гг. Малатеста, находившийся под домашним арестом, смог принять участие посредством почтовой переписки в обсуждении "Платформы" Аршинова-Махно, отчасти согласившись с рядом положений данной программы. Причиной, по которой он поддержал её, пусть и только отчасти, несмотря на резкое неприятие принципа "коллективной ответственности", было недовольство антиорганизационистскими тенденциями в анархистском движении. В целом же итальянский анархо-коммунист отмечал непоследовательность соотнесения в "Платформе" целей и средств и утверждал, что если анархисты смогут победить используя большевистские методы, то само движение перестанет быть анархистским, а следовательно и поставленные им цели достигнуты не будут.

В последующие годы отошел от активной анархистской деятельности. Скончался Эррико Малатеста 22 июля 1932 г.

А.Ю.Фёдоров

Наша Программа (отрывок)
top

Ничего нового мы не собираемся сказать здесь. Наша пропаганда была и будет повторением тех принципов, которые являются для нас путеводителем для нашей тактики и нашего отношения к различным вопросам жизни.

Слова и выражения, которые мы будем употреблять, могут быть различны от тех, которые уже давно говорили или писали об этом вопросе, но зато главная, основная мысль – та же самая: это изложение нашей старой революционной, анархистической программы.

Мы того мнения, что наибольшая часть всех существующих в настоящее время зол, от которых люди страдают, надо приписать к скверным организациям современного общества; и мы думаем, что люди, посредством своего сознания и воли могут уничтожить несправедливое общество, заменив его более лучшим и свободным.

Современное общество является результатом долгой человеческой борьбы, которую люди вели между собою в течение многих веков. Не понимая выгоды или пользы, вытекающей от солидарности и всеобщей поддержки, и видя в каждом человеке (исключая только близких и родных) своего конкурента, – люди захватили для себя много добра и преимуществ, нисколько не заботясь об интересах остальных. И понятно, что более сильные и хитрые из них стали притеснять и эксплуатировать менее сильных.

До тех пор, пока люди не были в состоянии производить больше того количества предметов, которое им необходимо было для жизни, – их притеснители или эксплуататоры то и делали, что отнимали у них все продукты, часто убивая даже и их самих.

Но понемногу, когда люди стали размножаться, поселяясь во многих местах, и обрабатывая землю, давшую возможность производить больше необходимого для жизни количества продуктов, – победители-эксплуататоры обратили своих людей в рабов, заставили их, под угрозой смерти, подчиниться своим интересам.

Впоследствии эксплуататоры поняли, что для них будет лучше и выгоднее, если они, так сказать, организуют эксплуатацию своих рабов, согласно одной определенной системе, чтобы, таким образом, пользоваться исключительным правом на землю и орудия производства. В результате этой новой системы люди, лишенные орудий и жизненных предметов, вынуждены были продавать свою силу, свои "руки", нанимаясь за известное вознаграждение у своих эксплуататоров.

По такому пути, приблизительно, шло развитие современного капиталистического общества, образовавшегося, как в результате длинного ряда столкновений, войн, преследований и борьбы между сильными и слабыми; из такого же состояния и зародился весь наш современный строй жизни, в котором маленькая кучка людей, привилегированное меньшинство пользуется всеми социальными благами, эксплуатируя широкие пролетарские массы.

Вот здесь скрыта причина всех несчастий: голода, нищеты, страданий физических и умственных, темноты, невежества, нравственного падения, проституции и смерти.

Такое состояние в современном человеческом обществе породило в жизни новое сословие или класс людей (правительство), которое, имея в своих руках все материальные и духовные средства для общего притеснения, ставит себе главной задачей – защиту имущих и привилегированных классов, выступающих против интересов пролетариата. Мы замечаем также и другое сословие людей, ставящих своей задачей усыплять ум и сознание рабочих, легко поддающихся глупой вере в бога, в загробную жизнь и т.д., чтобы таким образом держать их в покорности и рабстве. Этот класс людей, как и правительство, защищает интересы богатых, имущих, не забывая также и своих собственных интересов.

Современное положение породило также и так называемую официальную "науку", которая, отрицая всякую правдивую науку, всегда защищает интересы светских и богатых людей, являясь источником национальной вражды, войн и вооруженного мира, который еще хуже войны. Всеобщая конкуренция, соперничество людей, недоверие одного к другому; "любовь" мужа и жены, сделавшаяся для них несчастием или "товаром", – все это является результатом современной общественной системы жизни.

Этот строй жизни мы и хотим изменить. И видя, что все несчастья являются результатом постоянной борьбы, которую люди ведут между собою в их погоне за счастьем и довольством, которых всякий из них, борясь против всех остальных, стремится добыть для себя, – мы ставим своей целью положить конец всем несчастьям: – вместо распространенной вражды среди людей, мы хотим создать возможность для развития среди них чувств любви и преданности одного к другому; вместо дикой конкуренции, мы требуем солидарности; вместо неустанной личной погони за счастьем, мы требуем взаимной братской поддержки и работы во имя всеобщего блага и всеобщего счастья; вместо эксплуатации и тирании, мы требуем свободы для всякого человека; вместо всех религиозных и фальшивых "научных" сказок, мы требуем правдивости и действительно научного воспитания.

Наши задачи следующие:

1. Уничтожение частной собственности на землю, сырые материалы и другие производства, чтобы, таким образом никто не имел возможности пользоваться, посредством эксплуатации, чужим трудом. Всякий будет обеспечен необходимыми средствами к жизни, вследствие чего впервые осуществится свобода и независимость личности, – и люди будут объединяться согласно своим влечениям, потребностям и интересам.

2. Уничтожение государства и власти, заставляющих людей подчиняться их законам, т.е. уничтожение всех монархий, республики, парламентов: роспуск армии, полиции и других насильственных институтов.

3. Организация общественной жизни посредством свободного объединения производителей и потребителей, которые действуют или работают согласно воле и потребностям своих членов, и будучи свободны, считаются с опытом и научно-практическими нуждами.

4. Обеспечение детей и всех, неспособных к работе, средствами, необходимыми для жизни, воспитания и нормального развития.

5. Борьба против всех религий и лжеучений, если даже они скрываются под научной маской. Наука и образование для всех людей на всех поприщах человеческого творчества.

6. Борьба против всех предрассудков патриотизма. Свободное открытие всех границ: братство всех народов.

7. Объединение супругов узами действительной любви, свободной от законных цепей, от всякого экономического и физического гнета и от всех религиозных предрассудков.

Все это является нашей целью, нашим великим идеалом.
...


Об авторе
top
photoМалатеста Эррико
Известный итальянский анархо-коммунист. Родился в Санта-Мария-Капуа-Ветере, городе на юге Италии. Впервые был арестован в четырнадцать лет за то, что написал письмо королю Виктору Эммануилу II, в котором жаловался на местную несправедливость. Изучал медицину в университете Неаполя; отчислен в 1871 г. за участие в демонстрации. Стал активистом рабочего движения, вступил в I Интернационал. В 1872 г. познакомился с М. И. Бакуниным. В 1877 г. вместе с несколькими десятками анархистов поднял восстание в провинции Беневенто; после провала восстания шестнадцать месяцев провел в тюрьме. В Женеве совместно с Э. Реклю и П. А. Кропоткиным издавал газету «La Revolte». С 1881 г. жил в Лондоне, продолжая активно участвовать в анархистском движении; позже работал в Аргентине, совершал поездки по европейским странам. В 1907 г. принял активное участие в международном анархистском конгрессе в Амстердаме. После Первой мировой войны участвовал в рабочем движении в Италии; неоднократно оказывался в тюрьме или под домашним арестом.

Наряду с такими выдающимися личностями, как П. А. Кропоткин, Ж. Грав, Э. Реклю и другие, Эррико Малатеста стал одним из тех авторов, благодаря которым теория классического анархистского коммунизма приобрела целостный и завершенный характер. При этом он был скорее популяризатором теории, нежели ее разработчиком; в своих трудах он подробно останавливался на «часто задаваемых вопросах», ответы на которые раскрывали суть и смысл анархо-коммунистической теории, развенчивали расхожие мифы об анархизме и анархистах. При его деятельном участии принцип анархо-коммунизма был принят Итальянской федерацией I Интернационала, что произошло еще до появления работ П. А. Кропоткина, подробно изложившего основы анархо-коммунистической теории.