Работа Виктора Константиновича Финна в ряде отношений необычна. И это связано с необычностью самого автора, известного специалиста в области искусственного интеллекта, соединяющего таланты математика, логика и философа. В книге, которую Вы держите в руках, соединены воедино логика, математика (большой формальный аппарат) и глубокие философские размышления. В. К. Финн доказывает насущную необходимость исследования эпистемологических оснований работы в области искусственного интеллекта. Ведь невозможно говорить об искусственном интеллекте, если мы не знаем, что такое интеллект вообще и естественный интеллект в частности. Но анализом познания вообще, мышления и интеллекта в частности философия занималась на протяжении столетий. Точная эпистемология, концепцию которой развивает автор, понимается им как использование и вместе с тем уточнение и развитие ряда философских идей в связи с созданием интеллектуальных систем, как исследование взаимодействия познающего субъекта и соответствующего объекта посредством эвристик и логик рассуждения, порождающих новое знание и его принятие. Непонимание необходимости разработки такой эпистемологии ведет, как показывает автор, к торможению развития исследований в области искусственного интеллекта, его научных оснований и практической реализации. Без теоретических (эпистемологических) оснований новые эвристики не возникают, а имеющиеся интеллектуальные технологии могут лишь совершенствоваться и распространяться, но не порождать новые средства. Отсутствие таких оснований с точки зрения В. К. Финна — свидетельство незрелости научных оснований современных разработок в области искусственного. Автор данной работы пытается исследовать эти эпистемологические основания, развертывая свое понимание познавательного процесса, рассуждения, мышления (и мысли), интеллектуального процесса, сознания, понимания, объяснения, рефлексии, интенции и других ментальных феноменов. Важная особенность авторского анализа этих проблем, на протяжении веков обсуждавшихся в классической философии и остающихся предметом живой дискуссии в современной философии, в том, что он формулирует такое понимание интеллекта и связанных с ним феноменов сознания, которое может послужить базой для разработок в области искусственного интеллекта. Я хочу выделить несколько моментов в работе В. К. Финна, которые представляются важными для меня как философа. Прежде всего это понимание места авторской концепции точной эпистемологии в ряду других современных эпистемологических подходов. Дело в том, что в эпистемологии (теории познания), которая интенсивно развивалась в европейской философии на протяжении по крайней мере трехсот лет, сегодня идет большая дискуссия о ее перспективах. Есть несколько разных и конкурирующих друг с другом программ такого рода. По-прежнему сохраняет влиятельные позиции аналитическая эпистемология, считающая, что данная дисциплина не должна изучать процесс получения знания, а лишь анализировать его результаты в той форме, в какой они воплощают познавательные нормы и выражены в языке — как научном, так и обыденном. Вновь оживились идеи о том, что познание и знание могут быть адекватно поняты с помощью особых процедур исследования сущностных структур сознания — это феноменологическая эпистемология, бывшая популярной в начале XX столетия, потом сошедшая со сцены, и вновь оживившаяся в наши дни. Но сегодня гораздо более влиятельны разные варианты т.н. «натурализованной эпистемологии» (сам термин придумал влиятельный философ и логик У. Куйан в 60-е гг. XX века). Имеется в виду выведение познавательных норм из изучения фактического положения дел: в природном мире и мире социально-культурном. Сегодня популярные два варианта «натурализованной эпистемологии»: нейроэпистемология, считающая возможным объяснение познания и знания с помощью изучения головного мозга, и социальная эпистемология, пытающаяся представить эпистемические нормы в качестве продукта взаимодействия разного рода социальных институтов. Как мне представляется, предлагаемая В. К. Финном программа развития точной эпистемологии не претендует на вытеснение всех иных эпистемологических подходов , хотя автор данной работы вполне справедливо с моей точки зрения пишет о том, что некоторые программы в развитии эпистемологии явно ведут в тупик: например, само по себе изучение головного мозга в рамках модной ныне нейронауки не дает ответа на вопросы о том, что такое познание, мышление и интеллект. Точная эпистемология, развиваемая автором данной работы, нацелена прежде всего на анализ эпистемологических оснований разработок в области искусственного интеллекта и предполагает критическое взаимодействие с иными эпистемологическим программами. В этой связи В. К. Финн уточняет, а иногда и интересно переосмысливает ряд идей классической эпистемологии, выявляя их современный смысл и критически оценивая некоторые из их традиционных интерпретаций. Это, например, относится к кантовскому различению рассудочного и разумного мышления. Автор данной книги принимает само это различие, но дает ему новое понимание. С точки зрения В. К. Финна способность к рассуждению, распознаванию и обучению является проявлением рассудка, а целеполагание, интуиция, воображение, рефлексия, интеграция знаний и порождение понятий из идей относится к сфере разума. При этом автор концепции точной эпистемологии демонстрирует плодотворность своего понимания в контексте разработки новых эвристик для интеллектуальных систем. В. К. Финн использует идеи крупнейшего философа и логика Д. С. Милля для разработки собственного ДСМ-метода автоматизированной поддержки исследований, метода, доказавшего свою теоретическую и практическую плодотворность. Автор, опираясь на идеи точной эпистемологии и на конструктивные средства искусственного интеллекта, реализующего ее идеи, понятия и проблемы, показывает несостоятельность утверждений Г. Риккерта и связанной с ним школы немецкого неокантианства о существовании принципиального различия наук о природе и наук о культуре. В. К. Финн уточняет и развивает идеи крупнейшего философа и логика Ч. Пирса относительно абдукции в рамках своей концепции точной эпистемологии и своего ДСМ-метода. В работе интересно используется идея К. Поппера относительно существования трех миров (мир физических вещей, мир субъективных состояний сознания и идеальный мир) и вместе с тем убедительно критикуется попперовский анти-индуктивизм. Я хочу обратить особое внимание на позицию автора по ряду вопросов, которые сегодня широко обсуждаются не только в специальной литературе, но и в средствах массовой информации в связи с теми современными процессами, которые получили название глобальной цифровизации. Точка зрения В. К. Финна мне представляется гораздо серьезнее, чем многие популярные сегодня мнения. Так, например, автор показывает, что интеллектуальные способности, которые представляют рассудок (в том числе способность к рассуждению) реализуются в автоматическом режиме интеллектуальных систем; интеллектуальные же способности такие, которые представляют разум, реализуются лишь в интерактивном режиме с участием человека. Это значит, что рассказы о вытеснении людей сверхумными машины, не имеют под собою серьезных научных и философских оснований. В. К. Финн опровергает распространенное сегодня мнение о том, что искусственный интеллект есть машинное обучение, показывая, что машинное обучение формализует и автоматизирует лишь две интеллектуальные способности: распознание и отнесение к классу. Наконец, сама идея глобальной цифровизации. Автор концепции точной эпистемологии считает, что было бы правильнее говорить о том, что современное общество характеризуется глобальной информатизацией, которая включает интеллектуализацию компьютерных систем. Цифровизация же обозначает лишь один аспект технологий. В. К. Финн считает, что вообще истолкование информатизации и интеллектуальных систем лишь с точки технологии — это принципиальная ошибка. Искусственный интеллект как его понимает автор этой книги — это не только технологический феномен, а прежде всего новое явление культуры, так как он необходимо включает партнерские отношения человека и умной машины. Человек отнюдь не исчезает в связи с развитием искусственного интеллекта и интеллектуальных систем, но образ жизни человека и его способы познания мира существенно меняются, а это значит, что меняется и они сам. В книге В. К. Финна множество других оригинальных идей, в том числе тех, которые представляют особый интерес для специалистов в области искусственного интеллекта. Я рекомендую эту книгу философам, психологам, логикам, математикам, специалистам в области искусственного интеллекта.
Академик РАН,Председатель Научного совета РАН по методологии искусственного интеллекта и когнитивных исследований В. А. Лекторский
![]() Известный специалист в области искусственного интеллекта, логики и методологии наук о жизни и социальном поведении. Доктор технических наук (1990; тема диссертации — «Правдоподобные рассуждения в экспертных системах с неполной информацией»), профессор, заслуженный деятель науки Российской Федерации. В настоящее время — главный научный сотрудник Федерального исследовательского центра «Информатика и управление» РАН, а также руководитель Отделения интеллектуальных систем в гуманитарной сфере Российского государственного гуманитарного университета.
Основные научные результаты: формализация n-значных обобщений трехзначной логики Д. А. Бочвара и исследование их алгебраических свойств; установление предполноты множества функций n-значных логик Я. Лукасевича, таких, что n–1 есть простое число; построение логик аргументации с неассоциативными логическими связками; создание ДСМ-метода автоматизированной поддержки исследований (ранее — ДСМ-метод автоматического порождения гипотез), содержащего автоматизированные правдоподобные рассуждения, которые применяются в интеллектуальных системах для фармакологии, медицины, социологии и криминалистики. В своих исследованиях В. К. Финн существенным образом использует идеи выдающихся отечественных логиков Д. А. Бочвара и А. В. Кузнецова. |