На предлагаемую работу следуетъ смотреть, какъ на первый опытъ. Кто пускается въ область, никемъ еще серьезно не обследованную, не можетъ разсчитывать на многочисленные ценные выводы; онъ можетъ быть доволенъ, если ему удастся открыть къ нимъ дорогу. Значенiе этой книги не столько въ ответахъ, которые даны въ ней, сколько въ вопросахъ, которые она ставитъ. Во всякомъ случае, въ интересахъ читателей, особенно техъ, которые не разделятъ моихъ взглядовъ, я постарался изложить свои мысли, насколько могъ, сжато. Эрнстъ Гроссе.
Фрейбургъ. 9 октября 1893. Гроссе Эрнст Немецкий этнограф, социолог и искусствовед. С 1889 г. преподавал во Фрейбургском университете; одновременно занимал должность куратора Фрейбургской муниципальной коллекции произведений искусства. Одним из первых в Европе изучал японское искусство; неоднократно приезжал в Китай и Японию в качестве эксперта-искусствоведа, сопровождающего делегации, занимавшиеся приобретением произведений искусства для немецких музеев. С 1920 г. — профессор этнологии и истории искусства Восточной Азии Фрейбургского университета.
В своих исследованиях Эрнст Гроссе в основном занимался проблемой возникновения искусства и форм семьи. Его главные работы «Происхождение искусства» (1894; рус. пер. 1899) и «Формы семьи и формы хозяйства» (1896; рус. пер. 1898) содержат огромный фактический этнографический и археологический материал. Он стремился доказать, что источником происхождения искусства были игры первобытных народов, которые, с одной стороны, служили практическим целям, а с другой — были проявлением «чистой активности духа». Работы Гроссе оказали влияние на известную концепцию социологии искусства академика АН СССР В. М. Фриче. |