URSS.ru Магазин научной книги
Обложка Хайруллин Т.Р. Современный исламизм в Арабском мире Обложка Хайруллин Т.Р. Современный исламизм в Арабском мире
Id: 296040
599 р.

Современный исламизм в Арабском мире

URSS. 2022. 224 с. ISBN 978-5-9710-6134-2.
Белая офсетная бумага

Аннотация

Монография посвящена изучению современного исламизма и его влияния на социально-политическую обстановку в странах Арабского мира. В работе комплексно рассматривается эволюционное развитие исламизма в XX и XXI в. При изучении отечественной и зарубежной историографии исламизма автором дается уникальная периодизация с логическим обоснованием каждого из этапов. Анализируется формирование и развитие консервативного (салафитского),... (Подробнее)


Оглавление
top
Предисловие (А. М. Васильев)5
Введение7
Глава 1. Историография проблемы исламизма13
1. Отечественная историография13
2. Зарубежная историография27
Глава 2. Формирование и развитие консервативного (салафитского) исламизма73
1. Политизация салафизма «Братьями-мусульманами»*77
2. Развитие консервативного салафитского исламизма в контексте возвышения роли Саудовской Аравии в регионе80
3. Новый рубеж в политизации салафизма88
Глава 3. Формирование и развитие умеренного исламизма100
1. Предпосылки формирования умеренного направления104
2. Формирование и активизация умеренного крыла108
3. Реакция консервативного крыла114
4. «Арабская весна» как новый рубеж в идеологическом развитии «Братьев-мусульман»*117
5. Кризис и раскол в Ассоциации «Братья-мусульмане»*119
Глава 4. Формирование радикального исламизма127
1. Идеологические установки Сейида Кутба130
2. Отход от идеологических установок Кутба и усиление радикализации139
Глава 5. Дерадикализация исламизма147
1. Саудовский опыт дерадикализации исламизма154
2. Йеменский опыт дерадикализации исламизма164
Глава 6. Постисламизм173
Заключение189
Библиография196
Именной указатель212
Summary215
* Террористические организации, запрещенные в РФ

Предисловие
top
Монография Тимура Хайруллина — это не просто научное исследование. Это — вызов. Вызов всем СМИ, которые под одну гребенку готовы со знаком минус оценивать исламизм / политический ислам. Для их большинства исламизм означает экстремизм и терроризм при игнорировании его глубинного, социально-политического содержания. Эта книга — также вызов коллегам-религиоведам, социологам и политологам, потому что автор приложил усилия, чтобы осветить процесс развития и трансформации этого явления. Наиболее удачно он это сделал, изучив поэтапную эволюцию «Братьев-мусульман»* в Египте и шире — на международном уровне, а также как бы «неожиданное» превращение салафизма в политические партии.

Заметим еще одну серьезную главу в исследовании Т. Хайруллина — очень важная для теории и политической практики (в том числе в России) методов «дерадикализации» исламистов. Пусть в Саудовской Аравии преувеличивают свои достижения на этом пути. Но сам метод — внедрение в исправительные заведения и в информационную борьбу с экстремизмом настоящих знатоков шариата и исламской истории, чтобы в свободных спорах убедить экстремистов в ошибочности их примитивного понимания ислама, может оказаться эффективным.

Автор поднял необычайно большой, казалось бы, просто неподъемный слой источников и исследований этой тематики — российских, арабских и западных. Он же обнаружил и отметил противоречивость и разный характер оценок исламизма.

Он отмечает, что неудача «арабской весны» в смысле попыток следовать не на словах, а на деле лозунгам западной «демократии» привела к возрождению авторитарных моделей. Но движение исламизма / политического ислама не исчезло.

Тимур Хайруллин убедительно показывает, как сталкиваются в рамках политического ислама умеренные и консервативные течения с радикалами-экстремистами. Неспособность исламистов создать эффективные модели государственности в арабских странах отнюдь не означает, что это движение себя исчерпало. Его трансформация возможна.

В целом вопрос о судьбе исламизма / политического ислама неразрывно связан с будущим самой исламской цивилизации. Еще недавно многие арабисты и исламоведы сознательно или в рамках общепринятых стереотипов принимали как само собой разумеющееся необходимость для мусульман следовать западной либеральной модели, внедрять западные ценности; только им якобы и принадлежало будущее. Но успех Китая, ставшего сверхдержавой, практически равной США, на основе «китаизированного коммунизма» или «китаизированного марксизма», подъем Индии, а также стойкость социально-политических моделей Турции, Ирана, аравийских монархий — все это показывает, как, заимствуя от Запада, используя некоторые его достижения, но опираясь на свои собственные социально-политические, культурные и правовые ценности, «незападный мир» может успешно развиваться. В этом смысле поле для новых исследований исламизма / политического ислама открыто.

В завершении книги автор поднимает вопрос о возможности появления «постисламизма» или «неоисламизма», которое могло бы оказать существенное влияние на судьбу движения.

Монография Тимура Радиковича Хайруллина — успешное продвижение по пути исследований важного направления в религиоведении, исламоведении, арабистике.

Почетный президент Института Африки РАН,

академик РАН А. М. Васильев

* Террористическая организация, запрещенная в РФ


Об авторе
top
photoХайруллин Тимур Радикович
Востоковед-арабист, кандидат политических наук, старший научный сотрудник Центра цивилизационных и региональных исследований Института Африки РАН, доцент кафедры африканистики и арабистики РУДН, старший преподаватель Департамента политологии Финансового университета при Правительстве РФ.

Автор и редактор более 70 научных трудов, включая монографии «Борьба за лидерство в арабском регионе. Есть ли шанс для исламистов?» (2019), «Схватка за Ближний Восток: Региональные акторы в условиях реконфигурации ближневосточного конфликта» (М.: URSS, в соавт.). Область научных интересов: природа исламизма, арабский национализм, конституционное развитие арабских государств, исламское право, политическое развитие стран Ближнего Востока и Северной Африки на современном этапе.