Монография Тимура Хайруллина — это не просто научное исследование. Это — вызов. Вызов всем СМИ, которые под одну гребенку готовы со знаком минус оценивать исламизм / политический ислам. Для их большинства исламизм означает экстремизм и терроризм при игнорировании его глубинного, социально-политического содержания. Эта книга — также вызов коллегам-религиоведам, социологам и политологам, потому что автор приложил усилия, чтобы осветить процесс развития и трансформации этого явления. Наиболее удачно он это сделал, изучив поэтапную эволюцию «Братьев-мусульман»* в Египте и шире — на международном уровне, а также как бы «неожиданное» превращение салафизма в политические партии. Заметим еще одну серьезную главу в исследовании Т. Хайруллина — очень важная для теории и политической практики (в том числе в России) методов «дерадикализации» исламистов. Пусть в Саудовской Аравии преувеличивают свои достижения на этом пути. Но сам метод — внедрение в исправительные заведения и в информационную борьбу с экстремизмом настоящих знатоков шариата и исламской истории, чтобы в свободных спорах убедить экстремистов в ошибочности их примитивного понимания ислама, может оказаться эффективным. Автор поднял необычайно большой, казалось бы, просто неподъемный слой источников и исследований этой тематики — российских, арабских и западных. Он же обнаружил и отметил противоречивость и разный характер оценок исламизма. Он отмечает, что неудача «арабской весны» в смысле попыток следовать не на словах, а на деле лозунгам западной «демократии» привела к возрождению авторитарных моделей. Но движение исламизма / политического ислама не исчезло. Тимур Хайруллин убедительно показывает, как сталкиваются в рамках политического ислама умеренные и консервативные течения с радикалами-экстремистами. Неспособность исламистов создать эффективные модели государственности в арабских странах отнюдь не означает, что это движение себя исчерпало. Его трансформация возможна. В целом вопрос о судьбе исламизма / политического ислама неразрывно связан с будущим самой исламской цивилизации. Еще недавно многие арабисты и исламоведы сознательно или в рамках общепринятых стереотипов принимали как само собой разумеющееся необходимость для мусульман следовать западной либеральной модели, внедрять западные ценности; только им якобы и принадлежало будущее. Но успех Китая, ставшего сверхдержавой, практически равной США, на основе «китаизированного коммунизма» или «китаизированного марксизма», подъем Индии, а также стойкость социально-политических моделей Турции, Ирана, аравийских монархий — все это показывает, как, заимствуя от Запада, используя некоторые его достижения, но опираясь на свои собственные социально-политические, культурные и правовые ценности, «незападный мир» может успешно развиваться. В этом смысле поле для новых исследований исламизма / политического ислама открыто. В завершении книги автор поднимает вопрос о возможности появления «постисламизма» или «неоисламизма», которое могло бы оказать существенное влияние на судьбу движения. Монография Тимура Радиковича Хайруллина — успешное продвижение по пути исследований важного направления в религиоведении, исламоведении, арабистике. Почетный президент Института Африки РАН, академик РАН А. М. Васильев * Террористическая организация, запрещенная в РФ Хайруллин Тимур Радикович Востоковед-арабист, кандидат политических наук, старший научный сотрудник Центра цивилизационных и региональных исследований Института Африки РАН, доцент кафедры африканистики и арабистики РУДН, старший преподаватель Департамента политологии Финансового университета при Правительстве РФ.
Автор и редактор более 70 научных трудов, включая монографии «Борьба за лидерство в арабском регионе. Есть ли шанс для исламистов?» (2019), «Схватка за Ближний Восток: Региональные акторы в условиях реконфигурации ближневосточного конфликта» (М.: URSS, в соавт.). Область научных интересов: природа исламизма, арабский национализм, конституционное развитие арабских государств, исламское право, политическое развитие стран Ближнего Востока и Северной Африки на современном этапе. |