Настоящее издание книги выходит одиннадцать лет спустя после опубликования первого издания. Вышедшее в 1955 г. первое издание под названием "Вопросы диалектики в "Капитале" К.Маркса" было встречено сочувственно советской и зарубежной прогрессивной печатью. Выпуская в свет свою книгу, автор стремился выполнить указание В.И.Ленина о необходимости использовать огромное философское богатство, содержащееся в знаменитом произведении основоположника марксизма, особенно по вопросам диалектики и диалектической логики. Автор, конечно, прекрасно понимал, что реализация этого ленинского указания потребует коллективных усилий, и его цель состояла лишь в том, чтобы в какой-то мере положить начало исследованиям в этой области. Эти надежды оправдались. Появился уже ряд исследований, посвященных различным сторонам проблемы. К ним относятся, например, книги Л.А.Маньковского "Логические категории в "Капитале" К.Маркса" (1962 г.), Э.В.Ильенкова "Диалектика абстрактного и конкретного в "Капитале" Маркса" (1960 г.), В.Типухина "Метод восхождения от абстрактного к конкретному в "Капитале" К.Маркса" (1962 г.), 3. Оруджева "К.Маркс и диалектическая логика" (1964 г.). После выхода первого издания автор не оставил работу над этой темой. Появление других исследований способствовало активному обмену мнениями по ряду вопросов. Рецензии и отзывы на первое издание книги, за которые, пользуясь случаем, я приношу благодарность их авторам, также оказали большую помощь в дальнейшей работе. Желание устранить некоторые недостатки и дать улучшенное издание, дополненное и расширенное, с изложением новых вопросов, растущий интерес к данной проблеме и объясняют появление настоящего варианта книги. Следует указать, что в значительной степени это новая книга, для которой первое издание послужило лишь основой, канвой. Написаны новые главы, а некоторые прежние главы либо серьезно дополнены и переработаны, либо написаны заново. Особенно расширено содержание книги, относящееся к проблемам "субъективной диалектики", диалектики как логики познания. Пользуясь словами одного из советских писателей, "Капитал" можно назвать "поэзией познания". Сам Маркс говорил о нем как о "художественном целом". В самом деле, трудно назвать другое произведение человеческого ума в области социальных наук, которое бы раскрыло с такой силой "поэзию познания", мощь и глубину человеческой мысли, проникающей в самые сокровенные тайны действительности, как это достигнуто в "Капитале". В настоящем издании хотелось в большей мере донести до читателя именно эту сторону Марксова произведения. Главная же цель книги остается прежней – исследование основных сторон и элементов диалектики "Капитала" в целом. В соответствии с этой целью книга разделена на две части. Первая посвящена преимущественно "объективной", а вторая – "субъективной" диалектике, разумеется, с учетом условности такого деления, поскольку обе эти стороны диалектики неразрывно связаны. Книга выходит накануне столетия с момента появления первого тома "Капитала". В связи с этим необходимо отметить, что современные буржуазные и реформистские противники Маркса творят легенду, согласно которой основоположник научного коммунизма выступает в качестве философа лишь в ранних своих работах, особенно таких, как "Экономическо-философские рукописи 1844 года". Позже он якобы становится "узким" экономистом и политиком, не проявляющим интереса к философским проблемам. Цель этой легенды ясна – принизить основное произведение научного коммунизма, посеять иллюзию о его якобы исключительно специальном, локальном значении, доказать, будто "Капитал" стоит в стороне от животрепещущих проблем современной человеческой жизни, не имеет отношения к диалектике современного развития общества. Но жизнь опрокидывает домыслы противников марксизма. Сто лет, прошедших после выхода первого тома "Капитала", в котором был научно доказан временный, преходящий характер капитализма и неизбежность прихода на смену ему социализма, показали, что общество развивается "по Марксу", в соответствии с той философией, которая воплощена в каждом шаге исследования в "Капитале". В "Капитале" раскрыты не одни лишь экономические, но и наиболее общие, философские законы, объясняющие пути развития общества. Это произведение – одно из редких творений человеческого гения, осветивших как прошлое и настоящее, так и великое будущее мира, то будущее, за которое сегодня развернулась грандиозная битва между силами прогресса и силами реакции. ![]() Известный советский философ, специалист по проблемам диалектической логики, социальной философии и истории отечественной философии. Доктор философских наук (1946), профессор (1940), заслуженный деятель науки РСФСР (1966). Родился в селе Устье Подольской губернии. В 1933 г. окончил Институт красной профессуры. В 1933–1941 гг. — заместитель ответственного редактора журнала «Литературный критик». В 1946–1975 гг. работал в Академии общественных наук при ЦК КПСС. Заместитель директора Института философии АН СССР, заместитель главного редактора журнала «Вопросы философии». Награжден орденом Трудового Красного Знамени и медалями.
В область научных интересов М. М. Розенталя входили диалектический материализм, эстетика, история философии. Он исследовал диалектику, рассматривая ее в общей системе философского знания; показывал плодотворность применения к анализу сложных систем социальной реальности принципа единства логического и исторического и принципа восхождения от абстрактного к конкретному; много внимания уделил изучению конфликтности и противоречивости социального развития. Автор книг «Материалистическая диалектика» (1937), «Вопросы эстетики Г. В. Плеханова» (1939), «Философские взгляды Н. Г. Чернышевского» (1948), «Марксистский диалектический метод» (1951), «Принципы диалектической логики» (1960), «Ленинская теория познания и ее современное развитие» (1961), «Диалектика ленинского исследования империализма и революции» (1976) и других. |