Памяти мертвыхъ, давшихъ мне жизнь
своей любовью, и надежды на юношество, которое съ чувствомъ новаго благочестия сохранитъ даръ жизни. Подобно тому какъ на внутренней стороне руки линии сходятся вместе, пересекаются и снова расходятся, такъ и современныя мысли своими встречающимися и перекрещивающимися путями образуютъ таинственную сеть линий. Гадающий ищетъ на руке линии жизни; толкователь знамений времени всюду разыскиваетъ ту же линию. Темъ же самымъ занималась въ этомъ отделе и я въ той области, въ которой раньше всего я заслужила название "соблазнительницы юношества". Я надеялась остаться достойной этого прозвища, полученнаго до меня многими более великими людьми. Ибо соблазнить молодежь я старалась для того, чтобы расширить ихъ душу и скрасить жизнь смелостью веры въ душу и въ мечту въ той области, где все стремится сковать душу, где все осмеиваютъ мечтателя. Съ спокойной совестью несла я связанную съ этимъ ответственность, въ уверенности, что всякое мнение, высказанное изъ внутренней необходимости, встретить злоупотребление со стороны известнаго рода приверженцевъ и неправильное толкование известнаго рода противниковъ. Если бы страхъ передъ этими неизбежными последствиями искания истины могъ останавливать, то миръ веры и мысли оставался бы пустымъ и безплоднымъ. Старшие ценятъ счастье молодости... Оно состоитъ, по ихъ мнению, въ томъ, что у молодости сильныя легкия, которыми она можетъ громко провозгласить идеалы отцовъ и свежия силы для того, чтобы итти по протореннымъ путямъ. И, наоборотъ, несчастье молодости они видятъ въ ея смелости, въ способности творить новые идеалы, находитъ непроложенные пути. Всю тайну моего такъ называемого "влияния на молодежь" вообще составляетъ моя вера въ то, что нашей молодежи, какъ и всякой молодежи новаго времени, присуще чувство добра, ведущее ее къ усовершенствованию новаго существования, къ достижению неоткрытыхъ еще ценностей. Когда кто-нибудь изъ молодежи искалъ моего совета, я всегда давала его съ оговоркой, чтобы онъ следовалъ ему после самой тщательной проверки, ибо главное – въ томъ, чтобы молодое существо нашло свой собственный путь. И никогда не внушала я никому убеждения, что такой-то путь опаснее, такая-то ответственность больше, выборъ труднее. Но кто можетъ ожидать отъ молодого существа, стоящего передъ жизнью съ бесчисленными неясными желаниями и получающего отъ жизни неисчислимыя и осязательные страдания, чтобы оно всегда могло быть въ состоянии хорошо выполнить задачу личного выбора. Что можетъ быть естественнее того, что душа, бьющая черезъ край страстью и воодушевлениемъ, теряетъ курсъ въ море и такимъ образомъ уклоняется отъ цели своего внутренняго существа. Достигаетъ ли такая молодая душа цели или нетъ, несомненно одно, что она навлекаетъ страдания и на другихъ, не только на себя. Эти-то пострадавшие и становятся моими врагами. Они находятъ облегчение своего горя въ томь, что оправдываютъ любимаго человека, возлагая вину на его такъ называемаго соблазнителя. И если мы можемъ способствовать исцелению раны, то пусть и впредь куски нашей собственной кожи употребляются для "трансплантации"!.. Элленъ Кей
![]() Известная шведская писательница, педагог и общественный деятель. Родилась в городе Сундсхольме, в семье крупного политика, основателя Шведской аграрной партии. Получила домашнее начальное образование, училась в школах Стокгольма. В 1869 г. поступила секретарем к своему отцу, бывшему депутатом риксдага — парламента Швеции. Печатала статьи в феминистской газете «Идун». Литературную деятельность начала брошюрой «Некоторые мысли о причинах возникновения реакции» (1889). В 1880-е гг. участвовала в движении за эмансипацию женщин, которому посвятила книгу «Женское движение» (1909). В 1880–1899 гг. преподавала в стокгольмских школах, затем оставила педагогику и стала профессиональной публицисткой.
В своих трудах Эллен Кей касалась вопросов о правах и обязанностях женщины, о женском труде, о взаимных отношениях старого и молодого поколения, о материнском чувстве, о взаимодействии личности и общества. Наибольшую известность ей принесли книги «Век ребенка» (1900; рус. пер. 1905) и «Любовь и брак» (1904; рус. пер. 1907). В первой книге она утверждала, что великая тайна воспитания состоит в том, чтобы предоставить природе ребенка «спокойно и медленно помогать самой себе», и провозгласила принципы свободного воспитания. Для распространения своих идей в европейском обществе Э. Кей предприняла в 1903 г. путешествие по Германии и Австрии, где читала публичные лекции на близкие ей темы. Кроме того, Эллен Кей написала статьи о знаменитой русской женщине-математике Софье Ковалевской, биографии известных шведских писателей «Анна-Шарлотта Леффлер» (1893) и «Альмквист» (1897), эссе о любви, браке и эмансипации женщин, в которых особое внимание уделялось социальному положению замужней женщины. |