Памяти Луиджи Гальвани, который 200 лет назад,
экспериментируя с лапкой лягушки, положил начало электробиологии О чем эта книга? Что можно из нее узнать? Самим фактом, что в живых организмах происходят разнообразные электрические процессы, сегодня никого не удивишь. Это для нас так же привычно, как электрическое освещение или радиопередача. Почти каждый человек на протяжении жизни раз-другой снимал электрокардиограмму, и ее сокращенное название — ЭКГ — сейчас широко известно. Сокращение ЭЭГ (что означает электроэнцефалограмма) менее известно, но о том, что существуют биотоки мозга, тоже слышали все. Управление с помощью этих биотоков космическими кораблями или воссоздание картин, как в «Марракотовой бездне» А. Конан Дойля или в «Азлите» А, Н. Толстого г встречаются пока еще только в фантастических романах, а вот биопротезы, управляемые биотоками мышц,— реальность. Упомянутые нами примеры связаны с электрическими процессами в мозге и мышцах, где роль электричества проявляется наиболее ярко. Гораздо менее известно, что электрические явления играют столь же важную роль в работе всех других органов человека и животных: желудка, почек, желез и т. д. Более того, кого бы из представителей живой природы мы ни взяли: мельчайшую бактерию или самого большого из зверей — голубого кита, гриб боровик или лакомящуюся им белку — их жизнедеятельность неразрывно связана с разнообразными электрическими явлениями. Мы расскажем в этой книге, что такое «животное электричество», где оно возникает и как используется в организмах (это главная тема книги). Однако кроме «животного электричества» у этой книги есть второй главный герой — наука электробиология. Действительно, все, что мы можем рассказать, является достижением этой науки. Когда рассматривают научные успехи, чаще всего говорят о том, что сделано. Но есть еще вопросы — как и кем это сделано. В этой книге мы старались не только сообщать фактические сведения о «животном электричестве», но и по мере возможности рассказать, как они были получены, т. е. рассказать о научном поиске. Это представляется нам не менее интересным, чем детектив, и не менее важным, чем перечень конкретных результатов. Науку делают реальные люди. По мере того как мы отдаляемся от них во времени, теряется индивидуальная принадлежность открытий. Мы сейчас с малых лет знаем о проводниках электрического тока. И относимся к этому знанию так, как будто оно было присуще человечеству вечно. Но ведь это совсем не так! За каждым научным термином — «проводник», «напряжение», «электрон» — стоят труд, опыты, размышления конкретных людей. И об этих людях надо хоть изредка вспоминать. Есть два разных стиля в науке и в жизни. Например, при одном стиле улицы города делят на «авеню» и «стриты» и присваивают им номера. Это удобно, но улицы обезличены. При другом — улицы называют именами людей,, которые на них жили или погибли, защищая их. Раньше существовала традиция связывать научные открытия с именами авторов. Крупные клетки мозжечка называли клетками Пуркинье, индукционную катушку — катушкой Румкорфа, один из типов двигателей внутреннего сгорания назвали именем Дизеля, а лучи — рентгеновскими. Сейчас эта традиция исчезает. И, пожалуй, зря. Есть хороший лозунг: «Страна должна знать своих героев!». Мы хотим познакомить читателя и с открытиями, и с героями страны имя которой электробиология.
![]() Кандидат биологических наук, старший научный сотрудник Института проблем передачи информации РАН. Окончил физико-математический факультет Московского городского педагогического института (МГПИ) имени В. П. Потемкина. Занимался изучением зависимости электрических свойств клеток и тканей от их геометрии, а также изучением управления движениями. Кроме науки, занимался вопросами преподавания. Работал в школе, где преподавал физику, астрономию, логику и психологию. 10 лет читал спецкурс «Физиология движений» на кафедре физиологии биологического факультета МГУ имени М. В. Ломоносова. По совместительству заведовал лабораторией биологического образования в Московском институте развития образовательных систем (МИРОС). Был инициатором создания Заочной биологической школы (биологического отделения Всесоюзной заочной математической школы Академии педагогических наук СССР при МГУ). Автор 288 публикаций на разные темы, в том числе соавтор семи экспериментальных учебников и двух задачников для средней школы. Общий стаж работы — 70 лет.
![]() Кандидат педагогических наук. Окончила физико-математический факультет МГПИ имени В. П. Потемкина. Работала в лаборатории математики Академии педагогических наук (АПН СССР), на кафедре высшей математики Московского авиационно-технологического института, затем в Отделе математических методов в биологии в МГУ имени М. В. Ломоносова. Одна из создателей всесоюзной заочной математической школы АПН СССР при МГУ (ныне — Открытый лицей «Всероссийская заочная многопредметная школа»), работающей уже более 50 лет. Автор ряда трудов по преподаванию математики и пособий для заочной школы, в числе которых ставшие знаменитыми «Метод координат» (в соавт. с И. М. Гельфандом и А. А. Кирилловым) и «Функции и графики» (в соавт. с И. М. Гельфандом и Э. Э. Шнолем). Эти работы многократно издавались у нас в стране и за рубежом — их дважды перевели в США, они вышли на ряде европейских языков, на арабском и японском языках.
|