URSS.ru Магазин научной книги
Обложка Кондрашов П.Н. Девять мифов о философии Карла Маркса: От демифологизации к реконструкции изначальных идей Обложка Кондрашов П.Н. Девять мифов о философии Карла Маркса: От демифологизации к реконструкции изначальных идей
Id: 295784
599 р.

Девять мифов о философии Карла Маркса:
От демифологизации к реконструкции изначальных идей. №299

URSS. 2023. 248 с. ISBN 978-5-9710-4088-0.
Типографская бумага

Аннотация

В настоящей книге предпринята попытка анализа некоторых мифов о философии К. Маркса, то есть достаточно распространённых в тех или иных группах реципиентов искажённых представлений о философских идеях основоположника, которые воспринимаются некритически в качестве истинных, само собой разумеющихся и не требующих верификации, но которые к подлинной философии Маркса либо никакого отношения не имеют, либо выставляют её в ложном... (Подробнее)


Оглавление
top
Оглавление5
Введение7
I. Предварительные замечания7
II. Конститутивные характеристики мифов11
III. Контексты мифологического дискурса17
IV. Механизмы формирования мифов25
V. Методологический аспект анализа мифов44
Миф 1. У Карла Маркса нет своей собственной философии48
1.1. Аргументы pro48
1.2. Interludium: понятие философии51
1.3. Аргументы contra54
Миф 2. Философия К. Маркса состоит из диамата и истмата62
Миф 3. Философские идеи К. Маркса и Ф. Энгельса — это идейный монолит77
3.1. К. Маркс и Ф. Энгельс: различия в единстве77
3.2. Проблема «диалектики природы» Ф. Энгельса85
Миф 4. Материализм К. Маркса — апология брюхонабивательства89
4.1. Общее понятие материализма90
4.2. Неверные толкования материализма Маркса91
4.3. Псевдо-психологический материализм Маркса96
4.4. Практико-действенный материализм Маркса99
Миф 5. Миф о «двух Марксах»105
Миф 6. В философии К. Маркса нет философской антропологии114
6.1. Определения философской антропологии114
6.2. Философская антропология Маркса: contra119
6.3. Философская антропология Маркса: pro123
6.4. Реконструкция основных положений философской антропологии К. Маркса128
Миф 7. В философии К. Маркса нет экзистенциальных моментов162
7.1. Неэкзистенциальный характер философии К. Маркса: аргументы pro162
7.2. Экзистенциальное содержание философии К. Маркса167
Миф 8. Философия К. Маркса — махровый антигуманизм187
8.1. Маркс — антигуманист: аргументы pro188
8.2. Понятия человечности и бесчеловечности у Маркса192
8.3. Специфика гуманизма К. Маркса208
Миф 9. К. Маркс — прометеанский мыслитель215
9.1. К. Маркс — прометеанец: аргументы pro216
9.2. К. Маркс — прометеанец: аргументы contra219
9.3. Человек и природа: исторический аспект взаимодействия229
Заключение242

Введение
top

I. Предварительные замечания

Перипетии всемирной, глобальной истории последних двух-трёх десятилетий, казалось бы, продемонстрировали не только крах «реального социализма», но и смерть его идеологической основы — марксизма-ленинизма. Но «странная смерть марксизма» в головах бывших коммунистических идеологов, распад наивных социалистических иллюзий в умах левых, коллапс мирового коммунистического и революционного движения в 90-х гг. ХХ в. и торжество неолиберализма породили интересный интеллектуальный феномен: марксизм множество раз объявлялся умершим и опровергнутым самой историей, но при этом почему-то в конце 1980-х – 1990-е гг. с завидным постоянством предпринимались бесконечные попытки снова и снова (после классических «разоблачений» К. Поппера, Л. фон Мизеса, Ф. фон Хайека и Р. Арона) опровергнуть основные положения марксизма и доказать (видимо, самим себе), что мёртвый «призрак коммунизма» действительно мёртв.

Уже одно это говорило: свидетельство о смерти марксизму выдано преждевременно, и он живёт. Правда, какой-то странной жизнью. Как выразился М. Буравой в период наибольших гонений на марксизм, «давайте надеяться, что марксизм не мёртв, а просто спит» .

Мировой экономический кризис 2008–2014 гг., встряхнув мир, разбудил не только марксизм, но и неподдельный интерес к идеям его основоположника. И если даже часть марксовых теоретических построений не выдержала испытания временем, тем не менее «до настоящего времени, — считает В. Е. Кемеров, — сохраняют значение: марксов анализ классического капитализма, перспектив научно-технического прогресса, его разработки логики выведения теоретических схем бытия особых исторических систем, попытки характеристики особой логики особых объектов, схемы периодизации социальных форм в зависимости от индивидного развития людей и соответствующих механизмов социальных связей» . Сюда же следует отнести теорию кризисов перепроизводства и концепцию глобализации, которые эмпирически верифицируются самой современной историей. И, если выразиться метафорически, сегодня очевидно, что для осмысления исторического движения человечества вперед настоятельно требуется возвращения назад — к Марксу.

Нынешний интерес к Карлу Марксу обнаруживает себя и в переиздании основных работ самого Маркса, и публикации трудов крупнейших марксистов; росте конференций и форумов, посвящённых Марксу, наиболее значимыми из которых стали I и II Всемирные конгрессы по марксизму, проходившие в октябре 2015 и мае 2018 г. в Пекине . Растёт число исследований публицистического, полемического, биографического и научного характера. Добавим к этому и новые переводы работ немецкого мыслителя , и даже в эпатажные попытки поставить «Капитал» на театральной сцене и в кино (Германия), в опере (Китай), выпускать на аудио-CD (Европа) и в виде комиксов (Япония, Франция, Россия, США) .

В рамках этого ренессанса К. Маркса (именно Маркса, а не Маркса—Энгельса, не многочисленных «марксизмов» и тем более не марксизма-ленинизма) имеют место действительно новаторские прочтения его философского, социологического и политического наследия, осуществляются, как и в середине XX в., продуктивные синтезы марксовой мысли с различными направлениями общественных и гуманитарных наук (экзистенциализм, феноменология, постмодернизм, лаканофрейдизм, аналитическая философия и даже ницшеанство). Идеи Маркса плодотворно применяются в истории, социологии, археологии, системном анализе, экологии, лингвистике, политологии, педагогике, этнологии.

Помимо научной востребованности автор «Капитала» пользуется и широкой общественной популярностью. Имя Маркса становится своеобразным «брендом», что, впрочем, неудивительно: имманентная логика капитала «представить весь мир во всём его многообразии по своему образу и подобию» с удивительной лёгкостью втягивает в свои рыночные отношения всё, на чём можно «делать деньги» — от мусора и древних тибетских медицинских практик (на которые американские дельцы оформили на свои имена соответствующие патенты ) до таких противников капитализма, как И. В. Сталин, В. И. Ленин и Мао Цзэдун. И сегодня мало кого удивит, скажем, Б. Гейтс в футболке с портретом Че Гевары.Так, в 1999 году BBC News провело опрос по поводу самого величайшего мыслителя тысячелетия , а в 2005 году «Radio 4» той же компании BBC опросило жителей Великобритании относительно величайшего из философов всех времен и народов . Результаты этих опросов были ошеломляющими, ибо показали, что в величайшим мыслителем и философом является… Карл Маркс. Более того, по утверждению многих сторонников и противников Маркса, именно он оказал на историю мира и становление социальных наук в ХХ в. наиболее значительное, фундаментальное влияние.

«Думаю, — пишет известный историк и обществовед А. Фурсов, — что в последние полтора века в христианском мире Маркс — вторая по значению и известности фигура после Христа. Если же говорить о нехристианском мире, то, думаю, здесь известность и значение Маркса как фигуры и знака не уступает или почти не уступает в XX в. Христу (подчеркиваю: сравниваю не личности — фигуры и “знаки”)» . «Ни один человек, — замечает французский философ и политик Ж. Аттали, — не оказал на мир большего влияния, чем Карл Маркс в XX веке» .

Но при всём этом, вместе с интересными подходами к интерпретации философии К. Маркса и попытками выявить его аутентичные взгляды, вновь возрождаются также и вульгарные, примитивные, совершенно превратные прочтения, редуцирующие марксовы идеи к некоему «рабоче-крестьянскому», «железобетонному» материализму, психологическому учению о материальных интересах и потребностях как единственных мотивах деятельности людей во все исторические эпохи, к воинствующему атеизму и махровому антигуманному тоталитаризму.

Более того, несмотря на значительный рост интереса к Марксу, тем не менее, вокруг его теоретического наследия до сих пор, как и в самые ярые годы антисоветской истерии, вращается столько самых различных мифов, что уже зачастую трудно разобрать, где настоящий Маркс, а где — карикатура на него. В предлагаемой работе мы попытаемся разобрать некоторые из этих мифов, относящихся, в первую очередь, к его философии.


Об авторе
top
photoКондрашов Петр Николаевич
Доктор философских наук, ведущий научный сотрудник Института философии и права Уральского отделения РАН (Екатеринбург).

Сфера научных интересов: досократовская философия, философия классического марксизма и неомарксизма, философская антропология Карла Маркса, проблемы повседневности, отчуждения и историчности в философии Карла Маркса, экзистенциальные ценности, гуманистическая педагогика, эстетика безобразного, экосоциализм.