Мы предлагаемъ вниманию читателей, интересующихся богословскими и философскими вопросами, переводъ не такъ давно явившагося въ свете сочинения пастора доктора Феодора Симона "Психология Апостола Павла". Мы избрали это сочинение для перевода не потому, что оно представляетъ собою классическое произведение, а потому, что въ немъ учениe Aп. Павла изложено въ простой и ясной системе. Основные пункты богословскаго учения Ап.Павла уяснены здесь на психологической почве. Прочитавший это сочинение легче понимаетъ св.Ап.Павла и не можетъ не удивляться глубине его психологическихъ воззрений. Главнейшие термины богословско-философскаго учения Ап.Павла – "тело", "плоть", "душа", "духъ", "сердце", "грехъ", "вера" и др., – психологическия состояния, переживаемые человекомъ въ состоянии греха и подъ влияниемъ благодати, замечательнейшия состояния на высшей ступени благодатной жизни, какъ "говорение языками" (глоссолалия), "пророчество", "восхищение до третьего неба", "даръ исцелений" и др. – все это становится доступнымъ и понятнымъ. Однако, предлагая вниманию читателей названное сочинение, мы должны оговориться, что не со всеми мнениями почтенного автора касательно учения Ап.Павла мы согласны. Такъ, мы не можемъ согласиться съ пасторомъ Симономъ, что Ап.Павелъ якобы отрицаетъ воскресение телъ грешниковъ. Ап.Павелъ, правда, въ своихъ посланияхъ не говоритъ ясно объ этомъ, но изъ этого не следуетъ, что онъ ничего не знаетъ о воскресении телъ грешниковъ. Уже замечание Ап.Павла, что дожившие до второго пришествия Христова "все изменяется", (1 Кор. 15, 51–52), ясно говоритъ, что и грешники не будутъ лишены телъ, но только тела ихъ изменятся. Если же такъ, то и все грешники должны представляться, по учению Ап.Павла, въ измененныхъ телахъ, а не безъ нихъ. Если существование грешниковъ будетъ безъ телъ, то какъ Ап.Павелъ могъ сказать вообще о всехъ мертвыхъ: "мертвые восстанут нетленнии" (очевидно, все мертвые). Вопросъ о тлении и нетлении предполагаетъ существование тела. Если, кроме этого, мы обратимъ внимание на слова Ап.Павла къ Феликсу въ книге Деяний (24, 15), что онъ имеетъ надежду, "что будетъ воскресение мертвых, праведных и неправедных", то ясно будетъ, что Симонъ напрасно навязываетъ Ап.Павлу учение только о воскресении праведниковъ. – Также неправильнымъ намъ кажется понимание у Ап.Павла понятия "слава" въ смысле световой материи. Правда, въ понятии "слава" у св.Апостола Павла мыслится "светъ", но какъ одно изъ проявлений славы, а не какъ совершенно тожественное съ нимъ понятие. Понимать выражения "Господь славы", "Отецъ славы", "Ему слава во веки" въ смысле: "Господь световой материи", Отецъ света", "светъ с ним во веки" намъ кажется совершенно неестественнымъ. Темъ не менее сочинение пастора Симона въ общемъ по своему направлению хорошее. Авторъ – человекъ религиозный и глубоко-верующий, благоговеющий предъ св.Апостоломъ. Въ главномъ и существенномъ онъ не расходится съ православнымъ учениемъ и только въ некоторыхъ второстепенныхъ пунктахъ высказываетъ своеобразныя мнения. Въ виду этого мы думаемъ, что настоящее сочинение очень полезно для всякаго богослова, священника и вообще человека, интересующагося богословско-философскими вопросами. При переводе мы не держались буквализма, но заботились главнымъ образомъ о томъ, чтобы передать мысли автора точно, ясно и отчетливо. Вследствие этого мы иногда переделывали по своему отдельные фразы, вставляли свои добавления и пояснения, однако, думаемъ, нигде не исказили мыслей автора. При цитации местъ изъ посланий св.Ап.Павла мы следовали русскому синодальному переводу и только тамъ, где онъ не вполне точно передаетъ мысль Апостола, мы обращались къ славянскому переводу или делали свой. Епископъ Георгий 1907 г. 1 Июня. Тула |