В настоящее время, когда "в Германии издаются сотни книг, преследующих лишь одну цель – фальсификацию на фашистский лад истории германского народа", издание впервые недавно опубликованных у нас рукописей Энгельса, посвященных истории Германии, имеет громадное значение. Обилие конкретного фактического материала, тщательное и вместе с тем критическое использование исторической буржуазной литературы, современной Энгельсу; широкое привлечение данных археологии, лингвистики и антропологии; основательное изучение первоисточников, гениальные обобщения, развертываемые на основе глубокого материалистического понимания истории, – все это вооружает советского историка-марксиста в его работе по разоблачению фашистских фальсификаций истории и дает ему высокие образцы истинно научной исследовательской работы. В настоящий сборник включены работы Энгельса, посвященные раннему средневековью: "К истории древних германцев" (с приложениями), "Франкский период" и работа "Марка". Эти работы представляют собой исследование общественного строя Древних германцев и их первых столкновений с римлянами, анализ подъема материальной культуры, который пережили германские племена с эпохи Тацита до времени переселения народов, и, наконец, излагаются основные факты, характеризующие процесс феодализации франкского общества, главным образом в эпоху Каролингов. Особое приложение, данное Энгельсом к этому своему исследованию, – "Франкский диалект", дает образец мастерского использования им лингвистического материала для своих исторических работ, а вместе с тем и образец применения исторического материализма к языковедению. Можно предполагать, что Энгельс работал над публикуемой рукописью главным образом в 1882 году. Как раз в это время Энгельс с торжеством сообщает Марксу (в письме от 22 ноября 1882 года), что он "недавно купил, наконец, переплетенный полный экземпляр "Историков германской древности". "И тут, – пишет дальше Энгельс, – я нашел в книге Плутарха о Марне одно место, которое, если его сопоставить с Цезарем и Тацитом, делает ясными все аграрные отношения". Речь идет об аграрных отношениях древних германцев. В это же время Энгельс заканчивал свою другую историческую работу, "Марка", напечатанную им в конце того же года в качестве приложения к популярному изданию его книги "Развитие социализма от утопии к науке". Эти работы Энгельса являются одним из звеньев его многолетней работы над немецкой историей, о которой он писал Бабелю после того, как отослал для печати свою рукопись "Марка": "Это первый плод моих работ по немецкой истории, которой я занимаюсь несколько лет, и я очень рад, что могу поднести его в первую очередь не педантам и прочим "образованным", а рабочим". В публикуемой работе, как и в других произведениях, посвященных древним германцам, Энгельс рисует нам картину ранней истории немецкого народа, нe достигшего еще национального единства и распадающегося на отдельные племена; народа, который проходит, начиная с эпохи Юлия Цезаря и вплоть до эпохи переселения народов, в своем общественном развитии рад стадий. Энгельс показывает, что стадии развития древних германцев подобны тем, какие проходили в своем историческом закономерном развитии и другие народы земного шара. Особенно подробно останавливается Энгельс на этой стороне вопроса в последующем своем историческом произведении – "Происхождение семьи, частной собственности и государства", в котором он детальнее развивает отдельные положения, лишь затронутые в публикуемых его работах. Там он тщательным подбором фактов доказывает, что германцы, как и прочие народы, переживали в своем развитии стадию материнского рода, – факт, категорически отвергаемый современным фашизмом, настаивающим на исконном якобы первенстве мужского начала у "истинно арийских" германцев, в их отличие от других народов, "не предназначенных" к мировому господству. Подробно разбирает также Энгельс в этой работе и наличие у германцев стадии мужского рода, общей у них с прочими народами мира. Все это разоблачает фальсификаторские попытки фашистов выделить историю немецкого народа, как своеобразную, присущую исключительно одному лишь "избранному", "истинно арийскому" народу, предназначенному якобы к господству над миром. Работы Энгельса по древней истории германского народа разоблачают попытки фашистских историков "представить историю Германии таким образом, будто бы в силу какой-то "исторической закономерности" на протяжении двух тысяч лет проходит красной нитью линия развития, приведшая к появлению на исторической сцене национального "спасителя", "мессии" германского народа, известного "ефрейтора" австрийского происхождения!", – как уничтожающе-иронически замечает Димитров. Особенно подробно останавливается Энгельс на военной истории, на столкновениях германцев с римлянами. Редкий знаток истории военного дела, Энгельс подробнейшим образом, на основе непосредственного изучения источников, прослеживает здесь все военные походы римлян и столкновения их с германцами. Римская тактика и стратегия встают перед нами с исчерпывающей полнотой и отчетливостью; особенно детально анализирует Энгельс план Друза завоевания Германии, последовательно проводившийся затем в жизнь вплоть до поражения Вара. Тактика отдельных германских племен, особенно руководство войной против Рима со стороны вождя херусков Арминия, когда, по выражению Энгельса, германцам в начале их истории "определенно улыбалось счастье", – в противоположность всей последующей истории германцев, представляющей собою "почти исключительно длинный ряд национальных бедствий", – также вскрыты Энгельсом с исчерпывающей конкретностью, как вскрыты им и ошибки; римского военачальника Вара, приведшие к гибели трех римских легионов. Такого подробного анализа военной истории древних германцев в их столкновении с Римом Энгельс не дает ни в одном другом своем произведении. Заслуживает большого внимания и другой крупный раздел, посвященный "прогрессу за период до переселения народов". В основном материалы этого раздела использованы впоследствии Энгельсом в работе "Происхождение семьи, частной собственности и государства" (конец гл.VII, начало гл.VIII). Эта часть работы представляет собою первое, более подробное изложение причин, вызвавших переселение народов; здесь он особенно широко использует свидетельства письменных первоисточников и данные археологии. В исследовании, посвященном "Франкскому периоду", Энгельс более подробно, чем где-нибудь в другом месте, рисует тот переворот в аграрном строе, который совершился во Франкском обществе, главным образом в эпоху Каролингов (VIII век, начало IX века), и привел в результате разорения свободного франкского крестьянства к закрепощению свободной деревни-марки, к господству крупного землевладения. Приводимые Энгельсом материалы, характеризующие этот глубокий переворот и его причины, как бы направлены против антинаучных построений австрийского предшественника фашистской псевдонауки Альфонса Допша, отрицающего этот переворот в эпоху Каролингов и защищающего в своих работах антинаучную точку зрения эволюции в развитии общества. Разоблачая аргументацию Допша, публикуемая работа Энгельса разоблачает тем самым и последующие попытки фашистских фальсификаторов истории отрицать закономерность переворотов в истории. Тот же Допш, как и ряд других буржуазных историков, пытается умалить грабительскую роль католической церкви в процессе обезземеливания свободного франкского крестьянства. Энгельс в своем труде подбирает богатый материал, ярко и выразительно вскрывающий обманы, жульнические трюки, вымогательства, плутни, подделки документов и другие способы уголовного характера, какие церковь пускала в ход для увеличения своих земельных владений и своих денежных богатств. Большое значение придает Энгельс также и тому "перевороту в аграрных отношениях", который был совершен во Франкском государстве при первых Каролингах (секуляризация земли, введение бенефициальной системы и сеньората). Вместе с тем на видное место в истории Франкского государства выдвигается Энгельсом Карл Мартелл, обычно отодвигаемый в тень своим более "счастливым" внуком, Карлом Великим, между тем, как показывает анализ Энгельса, этот переворот в аграрных отношениях являлся "важнейшим деянием Каролингской династии" и был начат именно Карлом Мартеллом и лишь завершен затем его сыном и внуком. Интересна характеристика, какую дает Энгельс этому перевороту: "Переворот замечателен тем, что, будучи применен как способ объединить государство, навсегда привязать магнатов к трону и усилить таким путем королевскую власть, он, в конце концов, совершенно обессилил корону, содействовал независимости магнатов и привел к распаду государства". Буржуазные историки совершенно обходили вопрос о классовой борьбе закрепощаемого в эпоху Каролингов крестьянства. Энгельс в печатаемых трудах дает цельную, яркую картину крестьянских движений этой эпохи, тщательно подбирая все доступные ему данные источников о восстаниях франкских крестьян. Очень важен вывод, какой делает Энгельс из анализа этих крестьянских восстаний: "То обстоятельство, что с конца VIII и начала IX века повинности несвободных, и в том числе даже поселенцев-рабов, все больше устанавливаются в определенных, не подлежащих повышению размерах и что Карл Великий предписывает это в своих капитуляриях, было, очевидно, результатом угрожающего поведения этих несвободных масс". Советский историк, пропагандист, наш читатель-активист найдут в этих работах Энгельса богатейший источник марксистского, научного понимания истории немецкого народа. Энгельс Фридрих Выдающийся немецкий философ, социолог, экономист, ближайший друг и соратник Карла Маркса. Родился в Бармене (современный Вупперталь), в семье текстильного фабриканта. В молодости примыкал к радикально-оппозиционному литературному направлению «Молодая Германия». В 1842 г. в Кёльне впервые встретился с Марксом. Принимал активное участие в работе Союза коммунистов, а также в массовых народных выступлениях конца 1840-х гг. В 1864 г. стал одним из руководителей 1-го Интернационала. После смерти Маркса подготовил к изданию 2-й и 3-й тома «Капитала».
Фридрих Энгельс является одним из основоположников материалистического понимания истории. Совместно с Марксом он предпринял диалектико-материалистическую переработку буржуазной политической экономии. Величайшей заслугой Энгельса является завершение, издание и пропаганда «Капитала» — труда всей жизни Маркса. Кроме того, он написал ставшие классическими работы по философии и социологии, в число которых входят «Анти-Дюринг» (1878), «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии» (1886), а также «Происхождение семьи, частной собственности и государства», впервые вышедшая в 1884 г. |