URSS.ru Магазин научной книги
Обложка Удин Ж. ИСКУССТВО И ЖЕСТ: Имитация естественных ритмов. Механизм подражательных знаков. ОБЩИЕ И ЧАСТНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ИСКУССТВА И ФИЛОСОФИИ ИСКУССТВА. Пер. с фр. Обложка Удин Ж. ИСКУССТВО И ЖЕСТ: Имитация естественных ритмов. Механизм подражательных знаков. ОБЩИЕ И ЧАСТНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ИСКУССТВА И ФИЛОСОФИИ ИСКУССТВА. Пер. с фр.
Id: 295745
677 р.

ИСКУССТВО И ЖЕСТ:
Имитация естественных ритмов. Механизм подражательных знаков. ОБЩИЕ И ЧАСТНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ИСКУССТВА И ФИЛОСОФИИ ИСКУССТВА. Пер. с фр. Изд. стереотип.

Jean d'Udine «L'art et le gest». (In Russian).
2023. 264 с.
Книга напечатана по дореволюционным правилам орфографии русского языка (репринтное воспроизведение)
Типографская бумага

Аннотация

Предлагаемая читателю книга Жана д'Удина посвящена общим и частным проблемам искусства и философии искусства. От разделения искусств на описательные, синестетические, кинематические и статические, исследования творческой воли и вдохновения художника автор переходит к рассмотрению вопросов об изобретении художественных знаков, условиях творчества, воспитании жеста, технических приемах искусства, а также о связи искусства и жизни.

Книга рекомендуется... (Подробнее)


Оглавление
top
Предисловiе переводчика
Предисловiе. Планъ и происхожденiе механической теорiи искусства
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ . Имитацiя Естественныхъ Ритмовъ
Глава I. Волненiе (emotion) художника, творческая Воля и Вдохновенiе
 Эмотивный характеръ жизни и сознанiя. - Смехъ и слезы. - Естественное воспитанiе чувствительности. - Житейскiе ритмы. - Мимика чувства и ума. - Воображе- нiе (способность къ созданiю новыхъ ритмовъ изъ ритмовъ, ранее воспринятыхъ). - Греза. - Только тотъ, кто воплощаетъ свою грезу, заслуживаетъ именоваться художникомъ. - О любительстве. - Плодотворность. - Желанiе обезсмертить свое переживанiе. - Творческое воображенiе не необходимо для художника. - Воспроизведенiе естественныхъ ритмовъ должно быть стилизовано, но образцы ритмическiе надо брать изъ жизни. - Импровизацiя. - Импрессiонизмъ. - Спортивный и эстетическiй характеръ импровизацiи. - Импровизацiя по существу не отличается отъ другихъ способовъ художественная творчества. - Вдохновенiе, какъ последствiе (эпифеноменъ) непосредственнаго и успешнаго творчества. - Вдохновенiе развивается и поддерживается творческой волею и правильнымъ упражненiемъ ея.
Глава II. Описательныя Искусства: Живопись, Скульптура, Литература
 Речь, устная или письменная, наиболее распространенный изъ всехъ знаковъ, которыми мы закрепляемъ и передаемъ свои переживанiя. - Чтобы быть художественной, членораздельная речь должна ритмически быть похожа на испытанное волненiе. - Органически совершенный стиль можетъ и не быть художественнымъ (сказки Перро). - Объективная имитацiя въ живописи. - Личный, неизбежный элементъ, вносимый художникомъ въ объективное подражанiе природе. - Эволюцiя живописныхъ имитацiй.-Детство, перiодъ синтетическiй, подражанiе огульное, архаизмъ, - Юношество, перiодъ аналитически, подражанiе точное, примитивы.- Зрелость, перiодъ равновесiя, подражанiе свободное, золотой векъ. - Старость, перiодъ вторичнаго подражанiя (подражанiе подражанiямъ), упадокъ. - Виртуозность, повторенiе мастеровъ. - Эволюцiя словесныхъ подражанiй. - Первоначальный подражательный характеръ членораздельной речи. - Органическое совершенствованiе речи.-Ослабленiе ея подражательнаго характера.-Риторическiя фигуры. - Могутъ ли архитектура и музыка быть подражательны, какъ живопись и литература? - Примеры, доказывающiе, въ противность Тэну, что музыка можетъ быть подражательна. - Путемъ искусства природный ритмъ, совершающейся въ области одного чувства, превращается въ подражательный ритмъ категорiи другого чувства. - Синэстезiи и ответныя ощущенiя
Глава III. О синэстезiяхъ. Поэзiя
 Объективное единство физическихъ явленiй. - Наука стремится перенести въ область зренiя явленiя, происходящая въ области другихъ чувствъ. - Субъективное единство ощущенiй.-Подразделенiе синэстезiй на объективно-галлюцинаторныя и субъективно-художественныя (теорiя Сегалена). - Языкъ чуткiй выразитель соответствiй въ области чувствъ. - Языкъ являетъ слiянiе образовъ специфическихъ въ генерическiе (процессъ отвлеченiя или, вернее подбора, - теорiя Гриво). - Субъективный синэстезiи темъ разнообразнее и индивидуальное, чемъ оне сложнее, отсюда ихъ большая или меньшая ценность. - Чтобы быть художественными, оне должны быть интуитивны и непосредственны; дословныя или искусственный переложенiя не имеютъ ценности. - Непогрешимость интуицiи въ области чувства
Глава IV. Синэстезическiя Искусства. Пляска
 Синэстезiя звукъ-движенiе самая простая и самая полная изъ всехъ. - Эвтерпа и Терпсихора. - Пляска родительница музыки. - Музыкальное чувство длительности, мускульное ощущенiе усилiя. - Воспитанiе пространственная ритма порождаетъ чувство звукового изохронизма; но, въ свою очередь, восийтанiе последняго вноситъ порядокъ въ ритмы пространственные и мускульные.- Историческое соотношенiе музыки и пляски (искусства скорее изоэстетическiя, нежели синэстетическiя). - Современный упадокъ пляски: она выражаетъ, и то весьма несовершенно, одни лишь макроскопическiе ритмы музыки (тактъ). - Чтобы быть вполне выразительной, пляска должна непосредственно вдохновляться всеми природными ритмами. - Можетъ ли пляска передавать мелодiю, гармонiю, тэмбры инструментовъ? - Каждому волненiю, каждому ощущенiю соответствуетъ телодвиженiе, и одно только. - Сходство между подражательнымъ и первичнымъ движенiемъ. - Айседора Дунканъ. - Подражанiе съ переложенiемъ (Ле Дантэкъ). - Пляска, въ широкомъ смысле (жестъ, телодвиженiе, телоположенiе) можетъ передать всякую музыку
Глава V. Синэстезическiя искусства. Музыка живописная и лирическая
 Пляска, какъ выразительница звуковыхъ ритмовъ малой скалы.- Пляска оратора и пляска трагика.- Пляска прозою и пляска въ стихахъ. - "Плясовая" музыка и та, которая не признается такою. - Динамически характеръ музыки (примеры изъ творенiй Глюка). - Количественное подразделенiе мелодiй по тремъ динамогеническимъ типамъ. - Синэстезическiй характеръ всякой музыки. - Образы звуковые, осязательные, тепловые, красочные, обонятельные, вкусовые и т. д. - Они коренятся въ движенiи. - Общее, одинаковое телоположенiе есть связующее звено между двумя ассоцiирующимися ощущенiями. - Двигательный и мимическiй характеръ всякаго душевнаго волненiя. - Музыкальное выраженiе какого-нибудь чувства есть не что иное, какъ переложенiе на звуковые ритмы (большой или малой скалы) нашихъ физiологическихъ ритмовъ, вызванныхъ темъ же чувствомъ. - Жестъ (связующее звено между мiромъ ощущенiй и мiромъ чувства) ставитъ искусство въ связь со всеобщимъ тяготенiемъ. - "Въ начале былъ жестъ"
Глава VI. Кинематическiя Искусства. "Чистая" музыка и декоративное искусство
 Теоретическая таблица синэстезiй и пятиугольная схема соответствiй въ области пяти чувствъ. - Формула эстетическихъ уравненiй: ощущенiе порядка М = телоположенiю X = ощущенiю порядка N. (Всякое произведете искусства есть рядъ телоположенiй). - Подразделенiе искусствъ: искусства съ двойнымъ переложенiемъ (изъ области X, черезъ область осязанiя, въ область У). Искусства съ простымъ переложенiемъ (изъ области X въ область осязанiя). Искусства безъ переложенiя (область осязанiя). - Схема и дiаграмма соответствiй въ области пяти чувствъ. - Искусства съ простымъ или кинематическимъ переложенiемъ ("чистая" музыка и декоративное искусство).- Чистая музыка. Смешенiе художественно-музыкальнаго удовольствiя съ умственно-музыкальнымъ. Художественно-музыкальное удовольствiе имеетъ источникомъ движете.- Постепенная утрата новейшей музыкой характера движенiя. - Будетъ ли динамическаго характера то удовольствiе, которое достамяетъ слушателю музыкальный ритмъ съ очень малымъ наибольшимъ делителемъ (какъ музыка Дебюсси, напримеръ)?-Пять чувствъ, разсмотренныя какъ спецiализированное осязанiе и какъ осязанiе на большомъ разстоянiи. - Динамически характеръ декоративнаго искусства. - Воспитанiе путемъ осязанiя сознанiя формы. - Слуховыя формы, область звуковыхъ ритмовъ. - Зрительный формы динамическаго ли характера?- Субъективный характеръ линiй въ пластическихъ искусствахъ.-Ритмическое определенiе прямой линiи.- Зрительныя воспрiятiя высоты и ширины, мускульное чувство усилiя и его функцiя. - Очевидное участiе движенiя въ быстромъ воспрiятiи большихъ линiй. - Ритмъ линiй: "красивое движенiе", "движенiе" поверхности земной. - Эстетическая равноценность времени и пространства.
Глава VII. Статическiя Искусства. Колоритъ и Гармонiя. Архитектура
 Мускульное ощущенiе тяжести, конечный источникъ всехъ волненiй художественнаго порядка. - Ритмъ въ статическихъ искусствахъ. - Субъективная солидарность тяжести и длительности. - Членораздельная речь свидетельствуетъ объ этой солидарности. - Все искусства исторически колеблются между преобладанiемъ осязательнаго движенiя и осязательной тяжести. - Наши физiологическiя измененiя, вызываемый звуковыми и цветовыми явленiями, носятъ характеръ ритмическихъ измененiй очень малой скалы, подобныхъ темъ, которыя вызываются въ насъ явленiями тяжести (теорiя Ле Дантэка). - Интуитивныя свидетельства тому въ языке художниковъ. - Статическiя искусства второй категорiи (изъ области осязанiя въ область осязательно-весовую). Колоритъ и гармонiя. - Искусства третьей категорiи (одна область осязания).- Пляска, пантомима, скульптура сюда не входятъ. - Архитектура единственное искусство исключительно осязательнаго характера. - Ея характеръ утилитарный и эстетическiй. - Роль равновесiя въ играхъ ребенка. Художественное чутье и привлекательные ритмы.-Художественное чутье и архитектура. - Солидарность осязанiя съ другими чувствами всегда присоединяетъ синэстезическiя эмоцiи къ эмоцiямъ чисто статическимъ.-Египетская пирамида. - Всякое художественное волненiе обусловливается впечатленiемъ, которое производись на насъ известное сочетанiе матерiи въ равновесiи и проистекаеть отъ нашего по отношенiю къ нему положенiя.
ЧАСТЬ ВТОРАЯ . Механизмъ Подражательныхъ Знаковъ
Глава VIII. Искусство и Наука. Стиль
 Выборъ подражательныхъ знаковъ.-Личный элементъ въ подражанiи съ точки зренiя научной и художественной. - Ошибочное смешенiе искусства съ наукой. - Влiянiе успеховъ науки на эволюцiю искусства. - Псевдонаучныя соображенiя современныхъ художественныхъ критиковъ.-Научная "правда" и художественная "правда". - Различiе между научнымъ опнсанiемъ и художественнымъ воспроизведенiемъ. - Объективный анализъ и субъективный анализъ. Фотографiя и карикатура. - Что такое стиль? Различное пониманiе этого слова. - Стиль - "личный элементъ, вносимый художникомъ въ воспроизведете природы". - Стиль въ музыке. - Безконечное разнообразiе стилей. - Существенный признакъ стиля. - Границы стилизацiи. - Сноровка.-Систематическое измененiе естественныхъ отношенiй между частями (ошибочная теорiя Тэна). - Фотографическое воспроизведете естественныхъ ритмовъ (Флоберъ). - Идеализмъ формы (Рескинъ, манерность). - Безсознательный и чисто интуитивный характеръ настоящаго стиля
Глава IX. Науки объ Искусстве. Эмпирическiе трактаты и грамматики
 "О вкусахъ и цветахъ не спорятъ". - Отношенiя ощущенiй другъ къ другу въ одномъ и томъ же изъ пяти чувствъ одинаковы для всехъ нормальныхъ людей (примеры изъ ощущенiя порядка музыкальнаго и цветового). Должно ли художественное воспитанiе основываться на знакомстве съ этими отношенiями? - Подразделенiе техническихъ руководствъ къ изученiю искусства на эмпирически методы, грамматики и психофизическiе трактаты.- Научный характеръ ихъ лишаетъ психофизическiе трактаты всякой ценности, какъ практическихъ руководствъ (примеръ - научная гамма сераго цвета). Безцельность и опасность изученiя акустики для музыкантовъ. - Наука и психофизическiе трактаты черпаютъ свои сведенiя изъ области зренiя, художественное воспрiятiе коренится въ осязанiи. - Формы, созданный механическимъ путемъ, лишены всякаго характера художественности. - Интересъ наукъ объ искусстве съ точки зренiя классификации ощущенiй. - Роль эмпирическихъ трактатовъ, если эти трактаты и удобны, во всякомъ случае ихъ предписанiя не имеютъ никакой постоянной ценности. - Авторитетъ грамматикъ тоже относителенъ (мненiе Анатоля Франса). - Даже психофизическiе трактаты, и те не имеютъ безотносительной ценности.- Науки о статическомъ и физiологическомъ равновесiи (чисто механическая сторона архитектуры и пляски) суть единственный совершенно объективный и незыблемый познанiя въ искусстве.
Глава X. Упражненiе и техника. Органическая Красота
 Нужно ли въ искусстве изученiе прiемовъ? - Литературный прiемъ. Прiемъ синтаксически и стилистически. - Въ другихъ искусствахъ достаточно одного стилистическаго прiема-Прiемъ, даже въ литературе, долженъ бы прiобретаться однимъ лишь навыкомъ. -Литературная импровизацiя.-Музыкальная импровизацiя.-Живописная импровизацiя (эскизы и наброски). - Старательность, точность, ясность, порядокъ, равновесiе. Опасность въ чрезмерности и недостаточности этихъ качествъ. - Логика формъ. - Органическая красота. - Движенiе и жизнь первенствуютъ надъ органической красотой. - Увлеченiе формой и его пагубное влiянiе.-Ошибочность афоризма: "Форма первенствуетъ надъ содержанiемъ".- Стилизованные ритмы жизни-единственный матерiалъ великихъ произведенiй искусства
Глава XI. Изобретенiе художественныхъ знаковъ. Условiя творчества
 Художественный произведенiя, созданный при помощи правилъ, сочетанiй ранее придуманныхъ знаковъ. - Эмотивный характеръ истиннаго творчества. - Художественные образы и художественные знаки. - Способность къ художественному творчеству и развитость органовъ воспрiятiя не всегда сопутствуютъ другъ другу.- Легкость впечатленiй и творческая способность.- Характеръ движенiя присущъ великимъ созданiямъ. Художественное творчество всегда сопровождается переложенiемъ впечатленiя одного порядка въ образъ другого. - Звуковые образы и звуковые знаки. - Разъ всякое художественное произведете есть рядъ внутреннихъ нашихъ расположенiй, творческая способность могла бы совершенствоваться путемъ воспитанiя пластики внешней и связанной съ нею внутренней. - Врожденная способность къ пластической имитацiи.- Художественное творчество есть какъ бы спецiализированная мимика. - Совершенствованiе пластическаго чутья путемъ воспитанiя подражательныхъ намеренiй и творческой воли. - Воспитанiе творческаго духа.
Глава XII. Воспитанiе жеста
 Внесенiе порядка въ мышленiе путемъ гимнастической пляски (Платонъ). - Воспитанiе жеста, чтобы быть плодотворнымъ и полнымъ, должно быть подчинено музыке. - Ритмическая гимнастика Жакъ-Далькроза. - Ритмическая солидарность между мускулами, слухомъ и зренiемъ.- Безсознательная ритмическая культура ребенка. - Въ современномъ воспитанiи культура пластическая, музыкальная, спортивная, преследуются каждая отдельно. - Ритмическая гимнастика устанавливаеть полную одновременность (синхронизмъ) въ ритмахъ мускульныхъ и музыкальныхъ. - Ея движенiя представляютъ изъ себя прямой пластически переводъ всехъ звуковыхъ последовательностей. - Ея значенiе для музыки. - Ея значенiе для пластики. - Фехтованiе. - Совместное участiе тела и духа въ телодвиженiяхъ, повинующихся музыке. - Совершенствованiе чувства равновесiя (плавность и сила движенiй). - Красота телодвиженiй. Развитiе пластической выразительности сопровождается соответственнымъ развитiемъ чувствительности. - Психическое влiянiе телодвиженiя (организацiя физической экономiи и возникновенiе новыхъ рефлексовъ). - Эвритмiя. - Совершенствовате творческаго духа одновременнымъ упражненiемъ языка телодвиженiй и словесной речи
Глава XIII. Искаженiе и эволюцiя стиля. Мода и личность
 Художникъ и среда. - Совпаденiе вкусовъ художника и публики. - Мода. -Мода исказительница стиля. Стиль данной эпохи, общiй вкусъ данной эпохи. - Кружковщина. - Академизмъ и анархiя. - Излишекъ технической ловкости: виртуозность. - Софизмъ "побежденной трудности". - Последствiя виртуозности: безличiе стиля, отсутствiе здраваго смысла. - Спецiализацiя порождаетъ уродство. - Спортивная привлекательность виртуозности. - Метафизически характеръ виртуозности (примеръ Паоло Учелло). - Недостатокъ техники. - Ложная простота "архаистовъ". - Преувеличенная синтетизацiя. Границы синтеза и анализа.- Мода какъ регуляторъ. - Мода и индивидуальность. - Оригинальность художника не столько въ плодотворности, сколько въ систематичномъ примененiи известныхъ формулъ. - Личный характеръ явленiе относительное. - Благотворная сторона моды, какъ фактора эволюцiи. - Границы моды и личности. - Относительная свобода художника. - Взаимодействiе нравственности личной и общественной. - Вкусъ личный и общественный подъ веденiемъ здраваго смысла
Глава XIV. Объектъ, содержанiе, форма и матерiя
 Возможно ли определенiе искусства и красоты? - Произведете искусства можетъ быть разсматриваемо, какъ передача эмоцiи путемъ естественнаго стилизованнаго ритма. - Сила произведенiя искусства не въ цели его. - Ошибочность взгляда Толстого.-Для осуществленiя эстетическаго впечатленiя необходимы вмешательство человеческой воли и стилизацiя.-Критерiй безполезности. - Художественность произведенiя относительна.- Художественная сущность произведенiя не въ содержанiи.-Историческое обоснованiе эстетики (ошибочность теорiи Тэна). - Влiянiе научнаго мышленiя на искусство: постепенное уклояенiе пластики въ сторону декоративной стилизацiи. - Декоративное искусство, высшiй пределъ стилизацiи, осуществляетъ въ сильнейшей степени этическiя особенности. - Сущность художественнаго произведенiя также не въ форме. - Эстетическое первенство матерiала надъ формой. - Изъ исторiи вагнеризма во Францiи. - Эстетически парадоксъ: преимущественность матерiи въ искусстве въ прямой зависимости отъ эмоцiи художника.-Жизнь - верховный источникъ художества