Из сборников задач по дифференциальным уравнениям, приемлемых для студентов физико-математических специальностей, следует назвать в первую очередь сборники [1 – 5]. Настоящее учебное пособие является также сборником задач, особенность которого в том, что задачи и примеры представлены здесь в форме однотипных многовариантных заданий по важнейшим темам курса дифференциальных уравнений. Это позволяет давать индивидуальные задания каждому студенту в академической группе. В процессе многолетней преподавательской работы со студентами физических специальностей Белорусского государственного университета автор неоднократно предлагал примеры, собранные в этом пособии, для решений в качестве домашних заданий, контрольных и самостоятельных работ, примеров в экзаменационных и зачетных заданиях, а также примеров, решаемых на доске во время практических занятий. Все примеры, содержащиеся в настоящем пособии, решаются классическими методами, изложенными, например, в учебниках [6 – 10] и многих других. Разбор решений типовых примеров проведен и в самом пособии. Умению решать примеры будет также способствовать знакомство читателя с учебными пособиями [11 – 15], содержащими разбор решений большого числа различных дифференциальных уравнений, в том числе возникающих в приложениях. В курсе дифференциальных уравнений должны решаться задачи и примеры по ряду тем, не вошедших в настоящее пособие: приближенное решение задачи Коши, особые решения, нелинейные уравнения порядка выше второго, исследования устойчивости с помощью функций Ляпунова, задачи прикладного характера и др. Охватить все темы и типы примеров в форме многовариантных заданий — непосильная задача для любого автора, да и нет в этом необходимости для учебного процесса. В этом пособии собраны те важнейшие типы примеров, решение которых носит в основном алгоритмический характер. Лишь уверенное умение решать подобные примеры даст впоследствии возможность специалисту как владеть в полной мере методами дифференциальных уравнений, так и самому разрабатывать эти методы. Ко всем примерам приводятся ответы. В ответах C, C 1 , C 2 , . . . — произвольные действительные постоянные, m — произвольное целое число, F — произвольная дифференцируемая функция. В ответах к заданиям из § 1, 17 с помощью компьютера сделаны рисунки. При их выполнении требуется создать подобные рисунки вручную, с соблюдением достаточной точности и аккуратности. Можно привлекать и компьютер, обратившись, например, к учебному пособию [16]. Большинство примеров данного пособия составлено автором, часть из них была ранее указана в его учебном пособии [17]. Совсем незначительное число примеров заимствовано из указанных выше сборников, а также из пособий [18], [19]. Помощь при составлении примеров к § 14, 15, 17 оказал доцент Белорусского национального технического университета П. Г. Ласый, которому автор выражает свою признательность. Автор признателен также многим студентам факультета радиофизики и компьютерных технологий Белорусского государственного университета за участие в проверке правильности ответов к ряду примеров и в выполнении некоторых рисунков. За многочисленными формулами и математическими значками, составляющими большую часть содержания этого пособия, автор хорошо видел перед собой своего главного читателя — студента, изучающего высшую математику. Предлагаемые примеры и сформированные из них задания призваны помочь успешному изучению этим читателем важного раздела высшей математики.
![]() Кандидат физико-математических наук, доцент. В 1978 г. закончил механико-математический факультет Белорусского государственного университета. Более 30 лет на преподавательской работе в БГУ. Автор более 100 научных и научно-методических публикаций по краевым задачам для аналитических функций, интегральным уравнениям, методике преподавания высшей математики.
|