URSS.ru Магазин научной книги
Обложка Попов М.В. Лекции по ФИЛОСОФИИ ИСТОРИИ: Путеводитель по ПРИМЕНЕНИЮ ГЕГЕЛЕВСКОЙ ДИАЛЕКТИКИ Обложка Попов М.В. Лекции по ФИЛОСОФИИ ИСТОРИИ: Путеводитель по ПРИМЕНЕНИЮ ГЕГЕЛЕВСКОЙ ДИАЛЕКТИКИ
Id: 295672
879 р.

Лекции по ФИЛОСОФИИ ИСТОРИИ:
Путеводитель по ПРИМЕНЕНИЮ ГЕГЕЛЕВСКОЙ ДИАЛЕКТИКИ. № 328. Изд. 2

URSS. 2023. 200 с. ISBN 978-5-9519-3653-0.
Типографская бумага
  • Твердый переплет

Аннотация

Сегодня число людей в России, интересующихся гегелевской диалектикой и ее применением для более глубокого понимания противоречий общественной жизни, путей и средств их разрешения по линии общественного прогресса, перевалило за миллион и постоянно растет. Пытливые члены современного российского общества хотят разбираться в историческом движении современного российского общества, путях его дальнейшего развития. Они нуждаются в том, чтобы... (Подробнее)


Оглавление
top
Оглавление3
Предисловие4
Лекция 1. Предмет и метод философии истории6
Лекция 2. Историческое бытие31
Лекция 3. Историческое становление52
Лекция 4. Наличное бытие и изменяющееся нечто в истории80
Лекция 5. Историческое изменение102
Лекция 6. Противоречивость движения истории122
Лекция 7. Конечное и бесконечное в истории139
Лекция 8. Сущность истории154
Лекция 9. Историческая действительность168
Лекция 10. Исторические понятия184

Предисловие
top
Мы должны строго различать гегелевскую философскую систему и систематически разработанную и представленную Гегелем в «Науке логики» диалектику. Есть гегелевская система, а есть гегелевская диалектика. Гегелевская система объективного идеализма есть нечто особое, преодоленное в дальнейшем развитии философии, а гегелевская диалектика является основной формой всякой диалектики и носит всеобщий характер. При этом до ее всеобщего освоения и усвоения еще очень и очень далеко.

Уж какое официально высокое место занимала гегелевская диалектика в Советском Союзе — и издавали «Науку логики» больше, чем в любой другой стране мира, включая родину философа — Германию, и величали одним из источников марксизма как официальной идеологии — все равно, как правило, учили диалектику не по Гегелю, то есть не учили, а если учили, то не диалектику.

В постсоветской России дела с изучением диалектики обстоят еще хуже. Философия все больше сводится к изложению мелкотравчатых философских концепций, к философствованию, то есть к рассуждениям, имитирующим философию. И не только потому, что многие философы стремятся не затрагивать крупных общественных проблем, боясь сунуть нос в кипяток жизни, а еще и потому, что современным методом решения серьезных проблем — диалектикой — не овладели. И те, кто не забрался на Монблан гегелевской диалектики, вынужден бродить в гнилом болоте предгегелевских и послегегелевских низин.

Что же нужно делать? Не бороться за чистоту, а подметать, не ходить вокруг «Науки логики» Гегеля, как ходит кот вокруг горячей каши, а смело браться за изучение, за штудирование и материалистическое истолкование диалектики Гегеля. Другого систематического изложения диалектики не дали ни Маркс, ни Энгельс, ни Ленин, и единственным компендиумом диалектики, взятой как диалектика мысли, как Логика остается «Наука логики» Гегеля. Это одно из гениальных произведений, написанных раз и навсегда. Как Аристотель раз навсегда дал систему формальной логики, так Гегель дал человечеству раз навсегда систему логики диалектической. А применение ее для разработки диалектики конкретных наук — дело, осуществимое лишь для тех, кто усвоил диалектическую логику как таковую.

Но «Науку логики» трудно изучать. А разве формальную логику и построенную на ее основе математику легко изучать? Тем не менее, человечество смирилось с трудностью изучения формальной логики ради тех плодов, которые это изучение дает. Должно оно смириться и с трудностью изучения диалектической логики ради тех плодов, которые уже дало, дает и может дать изучение диалектики, позволяющее постигать всеобщее не как только абстрактное, а как такое абстрактное, которое включает в себя все богатство конкретного.

Да, это трудно. Но, как известно, в науку нет широкой столбовой дороги, и только тот сможет достичь ее сияющих вершин, кто, не страшась усталости, карабкается по ее каменистым тропам.

Автор благодарит за помощь в подготовке этой книги В. И. Галко, В. Д. Астахова, О. Ю. Озерову, И. М. Герасимова, С. М. Шульженко и коллектив кафедры социальной философии и философии истории Санкт-Петербургского государственного университета.


Об авторе
top
photoПопов Михаил Васильевич
Доктор философских наук, профессор. Преподаватель Красного университета и Университета рабочих корреспондентов, член Петровской академии наук и искусств. Член Рабочей партии России. Президент Фонда рабочей академии (Фонда содействия обучению рабочих). Научный консультант Российского комитета рабочих. Сфера научных интересов: материалистическое истолкование гегелевской диалектики, философия истории и социальная философия, марксизм. Автор более 370 научных работ.