Ряд наших конференций ранее был посвящен темам холизма и редукционизма в истории и теории биологии и медицины, их соотношению, развитию идей холистической биомедицины. Реальностью, к сожалению, является во многом противопоставление этих двух больших направлений философии биологии и медицины, особенно жёсткая установка к своему оппоненту наблюдается со стороны представителей редукционизма. В связи с этим в рамках 16-й конференции «Философские проблемы биологии и медицины» нам представляется важным не просто ещё и ещё раз отметить сложившееся противостояние двух больших направлений в практиках медицины и биологических исследований, но попытаться призвать к их сближению и конвергенции, налаживанию плодотворного диалога и преодоления своих предрассудков. Также подобного рода тенденция конвергенции холизма и редукционизма кажется нам важной и в когнитивном плане. Мы слишком привыкли к их дихотомичности, к декартовскому разделению тела и души, и сегодня уже с трудом пытаемся понять, как могла бы выглядеть та целостность, которая их объединяет. В методологическом плане решение такой координации подпадает под действие современной парадигмы сложности. Последняя учитывает на сегодняшний день преимущественное рассмотрение нижних (атомно-молекулярных) уровней организации биосистем; холизм, вбирающий в себя нижележащие уровни, на своем уровне, повышенной степени абстрактности, включает эмерджентные качества, в том числе мотивы и ценностные приоритеты исследователя. Но реальное содержательное выражение подобного синтеза представляется нам непростой задачей, особенно связанной с концептом «холомерона» — сложноорганизованного, саморазвивающегося единства целого и части с неповторимой судьбой в своем становлении. Основная когнитивная трудность состоит в межуровневой координации, когда необходимо осмыслить новые вертикально-интегративные принципы объединения разных уровней и понять, что они собой представляют — как смыслы, образы и области реальности. В решении подобной задачи трансцендирующего синтеза важны будут ресурсы философии трансдисциплинарности, интегрального и интервального подходов, сложности антиномических многополярных дискурсов и т.д. Также нам представляется важным переосмыслить растущие сегодня тенденции цифровизации биомедицины с точки зрения холизма и редукционизма в методологии больших данных, философии роботизированной медицины — робота как средства, коллеги и субъекта врачевания, субъективности машин с искусственным интеллектом (ИИ), возможностей перевода медицинской этики на язык ИИ. Также значим анализ философско-методологических проблем разработки экспертных диагностических систем и моделей их взаимодействия с врачом в постановке диагнозов, проблемы автономии «оцифрованных пациентов», тема цифровой медицины в ситуации пандемии «ковид» — этические модели личностно-центрированной медицины и социально-центрированной медицины. Тематизация такого рода выступает доопределяющим контекстом внутреннего и внешнего, inside/outside, в природе человека и в механизмах ИИ. Объединяющее начало такого захода определяется множеством возможных разрешений, удерживая неформальное, ценностное значение частных тематизаций. В итоге мы призываем наше сообщество и всех возможных участников искать пути координации холистических и редукционистских представлений в рамках некоего третьего направления, которое пока можно условно обозначить как «холоредукционизм» — трансрациональное единство холизма и редукционизма. Исследование этого феномена с точки зрения концептуальных и организационных, социокультурных, а также образовательных направлений, — основная тема нашего сборника.
Киященко Л.П., Моисеев В.И.
![]() Доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой философии Московского государственного медико-стоматологического университета (МГМСУ), член бюро Московского философского общества, член редколлегии журнала «Соловьевские исследования». В 1989 г. окончил с отличием лечебный факультет Воронежского государственного медицинского института, затем поступил в аспирантуру Института философии АН СССР, которую окончил в 1992 г., защитив кандидатскую диссертацию по теме «Неклассический тип рациональности в биологическом знании». После окончания аспирантуры начал работать преподавателем философии в Воронежском государственном медицинском институте и одновременно учился на вечернем отделении математического факультета Воронежского государственного университета, который окончил с отличием в 1998 году. В 2000-м защитил в Российском государственном гуманитарном университете докторскую диссертацию по теме «Логико-философская реконструкция концептуальных оснований русской философии всеединства». С 2003 по 2006 гг. заведовал кафедрой философии Воронежской государственной медицинской академии. С 2006 г. заведует кафедрой философии МГМСУ. Автор монографий «Логика всеединства», «Логика Добра. Нравственный логос Владимира Соловьева» (М.: URSS), «Философия трансдисциплинарности» (в соавт. с Л. П. Киященко), «Логика открытого синтеза», «Человек и общество: образы синтеза», «Очерки по философии неовсеединства» (М.: URSS), «R-физика» (М.: URSS) и учебных пособий «Философия науки. Философские проблемы биологии и медицины», «Философия», «Культурология», «Биоэтика» (в соавт. с О. Н. Моисеевой). Организатор пятнадцати всероссийских конференций «Философские проблемы биологии и медицины» (2007–2021). Председатель координационного совета по совершенствованию гуманитарного образования в медвузах России. Основатель нового философского направления — философии неовсеединства.
Область интересов: постнеклассическая наука и философия трансдисциплинарности, философская логика, философия науки, философия биологии и медицины, русская философия всеединства, философия неовсеединства. |