Мы необходимо выражаемъ наши мысли посредствомъ слова. И мы чаще всего мыслимъ въ пространстве. Иначе говоря, наша речь требуетъ, чтобы мы установили между нашими понятiями те же ясныя и точныя различiя, ту же прерывность, какъ между матерiальными объектами. Это уподобленiе полезно въ практической жизни. Оно необходимо въ болъшинстве наукъ. Но можно спросить: не происходятъ ли все непреодолимыя трудности, съ которыми мы сталкиваемся при разрешенiи некоторыхъ философскихъ проблемъ, отъ упорной привычки рядопалагать въ пространстве явленiя, которыя не занимаютъ никакого пространства. Можетъ быть, отвлекаясь отъ грубыхъ образовъ, около которыхъ вращается этотъ споръ, намъ удастся положить ему конецъ. Если незаконное переложенiе непротяженнаго въ протяженное, качества въ количество, установило противоречiе въ самой сущности поставленнаго вопроса, что же удивительнаго въ томъ, что это же противоречiе обнаруживается и въ решенiяхъ этой преблемы? Среди другихъ философскихъ проблемъ мы остановивились на проблеме, общей какъ метафизике, такъ и психологiи, на проблеме свободы. Мы попытаемся установить, что всякiй споръ между детерминистами и ихъ противниками предполагаетъ предварительное смешенiе длительности съ протяженностью, последовательности съ одновременностью, количества съ качествомъ. Можетъ быть, удаливъ это смешенiе, мы уничтожимъ возраженiя, выдвигаемыя противъ свободы воли, отбросимъ обычныя определенiя этого понятiя и, въ известномъ смысле, самую проблему свободы. Анализу этого вопроса посвящена третья часть нашей работы: первыя две главы, изследующiя понятiя интенсивности и длительности, служатъ введенiемъ къ третьей главе. А.Б.
Февраль, 1888 г. ![]() Выдающийся французский философ, лауреат Нобелевской премии по литературе (1927). С 1897 г. профессор философии Высшей педагогической школы в Париже. С 1900 г. — профессор Коллеж де Франс. В 1914 г. стал членом Французской академии наук и президентом Академии моральных и политических наук. С 1922 г. занимал пост президента Международного комитета по интеллектуальному сотрудничеству Лиги Наций.
В философской системе А. Бергсона было множество новаторских идей — о природе жизни, эволюции, реальности и познания. Бергсон утверждал в качестве подлинной и первоначальной реальности жизнь, интерпретируемую как некую целостность, радикально отличающуюся от материи и от духа. Взгляды Бергсона оказали огромное влияние на духовную жизнь XX века, в том числе на литературу и поэзию. Широкую известность получили его работы «Материя и память» (1896), «Смех» (1900), «Творческая эволюция» (1907), «Два источника морали и религии» (1932) и другие. |