Элементарная логика знакомит с элементарными понятиями, необходимыми при анализе доказательств, и с формами доказательств. Она должна, во-первых, дать учащемуся средства для критического отношения к своему и чужому мышлению и, во-вторых, подготовить его к высшему курсу логики, имеющему философский характер. Конечно, эти цели не могут быть достигнуты посредством одною лишь теоретического изучения элементарной логики. Абстрактные схемы, устанавливаемые ею, намечают идеал отчетливой логической связи между суждениями, но на первый взгляд кажутся совершенно несоответствующими действительным процессам мышления; необходим большой навык, приобретаемый путем практических упражнений, именно путем анализа всевозможных образцов умозаключений, чтобы усвоить эти схемы и научиться переводить доказательства в искусственные формы, помогающие усматривать логическую связь между мыслями и облегчающие отыскивание и точное определение ошибок в аргументации. Наш „Сборник" именно и стремится дать материал для усвоения этой чисто технической стороны мышления. Имея в виду эту элементарную задачу, мы старались при составлении „Сборника" по возможности избежать спорных вопросовъ логики и сделать его пригодным для пользования при прохождении курса логики по какому угодно элементарному учебнику. Вследствие неизбежного несоответствия между словом и мыслью логический анализ чужих суждений (особенно, если содержание их приходится угадывать путем чтения книги, а не с помощью непосредственной беседы) представляет огромные трудности, которых иногда нельзя даже и предусмотреть заранее при составлении сборника. Так, напр., всякое суждение, выраженное словами, если подвергнуть его придирчивой критике, окажется ложным или, по крайней мере, не точно выраженным. В виду этого мы обращаем особенное внимание пользующихся „Сборником" на то, что упражнения въ §§ 16—26 предназначены только для формального анализа. Иными словами, анализируя примеры §§ 16—26, следует принимать посылки в них за истинные даже и в том случае, если бы они были очевидно ложны, и отдавать отчет только в том, вытекает ли из них вывод или нет. С этой точки зрения, напр., умозаключение: „все кислоты суть взрывчатые вещества, сахар—кислота, значит сахар есть взрывчатое вещество", следует признать совершенно правильным (формально), так как в нем вывод вытекает из посылок. Иной характер имеют упражнения въ §§ 30—32. Здесь критике следует подвергать не только форму .аргументации, но и содержание посылок. Практическое применение нашего „Сборника" несомненно обнаружит в нем много недочетов. Мы были бы очень благодарны за всякое указание их (адрес: Петроград, Кабинетская 20, Николаю Онуфриевичу Лосскому). Выпуская в свет свой „Сборник", считаю долгом выразить искреннюю благодарность О. Я. Добиаш и Г. А. Ильинскому, давшим мне ценные указания (для § 32, задача из области истории и из лингвистики) при составлении его. Н. Лосский. 1920 г. Лосский Николай Онуфриевич Выдающийся философ, один из представителей русской религиозной философии. Приват-доцент (с 1900 г.), затем профессор (с 1916 г.) Петербургского университета. В 1922 г. был выслан за границу за неприятие марксизма. До 1945 г. жил в Чехословакии. В 1947–1953 гг. преподавал в Свято-Владимирской духовной семинарии в Нью-Йорке. Последние годы жизни провел в Париже.
Философское учение Н. О. Лосского включает в себя онтологические, гносеологические, психологические, этические, эстетические и религиозно-теологические аспекты. Его считают одним из основателей интуитивизма в философии, а сам он называл себя последователем Лейбница, развивая учение о мире как едином целом. Выполненный Лосским перевод «Критики чистого разума» Канта на русский язык, впервые изданный в 1907 г., стал основой для всех последующих изданий этого сочинения в России. Его перу также принадлежит одно из наболее популярных изложений истории русской философии. |