URSS.ru Магазин научной книги
Обложка Платон Диалоги: Евтифрон. Апология Сократа. Критон. Федон: С подробными введениями к каждому диалогу, примечаниями и приложением краткого жизнеописания Платона Обложка Платон Диалоги: Евтифрон. Апология Сократа. Критон. Федон: С подробными введениями к каждому диалогу, примечаниями и приложением краткого жизнеописания Платона
Id: 294282
699 р.

Диалоги:
Евтифрон. Апология Сократа. Критон. Федон: С подробными введениями к каждому диалогу, примечаниями и приложением краткого жизнеописания Платона. № 68. Изд. стереотип.

2023. 346 с.
Книга напечатана по дореволюционным правилам орфографии русского языка (репринтное воспроизведение)
Типографская бумага

Аннотация

Предлагаемая читателю книга содержит перевод четырех философских бесед, или диалогов, Платона, объединенных общей темой --- все они относятся к личности его учителя Сократа, а именно к периоду его жизни между осуждением и смертью; из содержания этих диалогов читатель подробно знакомится с великим характером знаменитого философа древности. В книге представлены подробные введения к каждому диалогу, а также объяснительные примечания.... (Подробнее)


Оглавление
top
Несколько словъ отъ переводчика
Жизнеописанiе Платона
Предисловiе къ Евтифрону
Содержанiе Евтифрона
Содержанiе беседы Критонъ
Цель разговора Критонъ и время его написанiя
Несколько словъ объ Апологiи Сократа и ея содерж.
Предисловiе къ Федону
О значенiи Федона и времени его сочиненiя
Евтифронъ
Апологiя Сократа
Критонъ
Федонъ
Примечанiя къ Евтифрану
Примечанiа къ Апологiи Сократа
Примечанiя къ Критону
Примечанiя къ Федону

Жизнеописание Платона
top

Платонъ родился въ Афинахъ, при архонте Аполлодоре, въ 7 число месяца Таргелiона, въ третiй годъ 88-й Олимпiады или, по нашему летосчисленiю, 21 мая 429 года до Рожд. Хр., за несколько месяцевъ прежде смерти Перикла; следовательно, въ то время, когда Афины находились на верху могущества и славы. Объ отце его Аристоне и деде Аристоклесе, котораго имя и Платонъ носилъ, по принятому у Грековъ обыкновенiю, известно только то, что они родъ свой вели отъ царя Афинскаго–Кодра, который прославился добровольною смертью за отечество. Мать Платона–Периктiоне или Потоне, считала себя въ родстве съ знаменитымъ законодателемъ Солономъ. Изъ родст венниковъ Платона заслуживають быть упомянутыми Хармидесъ и Критiасъ. Первый былъ дедомъ Платона со стороны матери; въ молодости онъ занимался усердно Философiею, но потомъ онъ былъ въ числе олигарховъ и, въ одинъ день съ Критiасомъ, палъ въ сраженiи противъ Тразибула.

Отрасль именитаго и достаточнаго рода, Платонъ получилъ лучшее образованiе, какое только было возможно въ то время, а учителя его были современными знаменитостями. Начала своего образованiя получилъ онъ отъ Дiонисiя; музыке училъ его Драконъ, ученикъ знаменитаго Дамона, и Агригентинецъ Метеллъ. Въ гимнастике Платонъ имелъ учителемъ Аргивца Аристона; не пренебрегъ также Платонъ изученiемъ живописи. По некоторымъ известiямъ, Платонъ въ изученiи гимнастики достигъ такого совершенства, что будто бы выступилъ съ честью бойцемъ во время празднованiя игръ Олимпiйскихъ, Пифiйскихъ, Истмiйскихъ и Немейскихъ; но известiе это также неосновательно, какъ и вымышленный разсказъ объ участiи Платона въ военныхъ походахъ къ Танагре, Делiю и Коринфу. Гораздо важнее, да и более имеетъ основанiя, известiе о томъ, что Платонъ занимался поэзiею и что онъ сочинялъ эпическiя, лирическiя и драматическiя произведенiя въ стихахъ. Говорятъ даже, что Платонъ сочинилъ целую тетралогiю (совокупность четырехъ драматическихъ пьесъ, связанныхъ единствомъ содержанiя), которую онъ хотелъ отдать на сцену; но тутъ познакомился съ Сократомъ, который доказалъ ему пустоту и безполезность подобныхъ занятiй. Подъ влiянiемъ внушенiй Сократа, Платонъ свой драматическiй опытъ предалъ пламени.

Занимался ли Платонъ философскими изследованiями до знакомства съ Сократомъ, неизвестно. Впрочемъ, изъ одного места Аристотелевой метафизики можно заключать, что онъ былъ хорошо знакомъ съ Кратиломъ, и черезь него съ философiею Гераклита.

Къ этому же времени можетъ быть относится изученiе Анаксагора, о которомъ упоминаетъ Платонъ въ Федоне. Если Платонъ, при жизни Сократа, и былъ знакомъ съ Пифагорейцами Симмiасомъ и Цебесомъ; то вероятно, сведенiе, которое онъ имелъ отъ нихъ о Пифагорейскомъ ученiи, было самое поверхностное. Начало теснаго знакомства Платона съ Сократомъ относится къ третьему году 92 Олимпiады, или къ 440-му передъ Р.Хр., когда Платону было двадцать летъ отъ роду. Оно продолжалось до самой смерти Сократа, или до 1 года 95 Олимпiады (399 г. до Р.Хр.); следовательно въ продолженiи десяти летъ. Платонъ присутствовалъ при осужденiи Сократа и, вместе съ другими его учениками предложилъ свое поручительство по немъ въ уплате имъ денежнаго штрафа, въ случае, если бы судьи удовольствовались этого рода наказанiемъ. Разсказъ о томъ, будто Платонъ началъ говорить съ трибуны въ защиту Сократа, но долженъ былъ сойдти съ нее по приказанiю судей, есть чистая выдумка. Во время смерти Сократа, Платонъ не присутствовалъ по собственному признаннiю въ Федоне. Вотъ немногое, что мы знаемъ объ отношенiяхъ Платона къ Сократу; въ своихъ же сочиненiяхъ Платонъ упоминаетъ о себе только два раза; да еще Ксенофонтъ говорите о немъ въ одномъ месте, изъ котораго видно, что Сократъ любилъ Платона и ценилъ его.

По смерти Сократа Платонъ отправился къ своему товарищу Евклиду въ Мегару, и съ этого, вероятно, времени начинается основательное знакомство его съ различными философскими системами. Потомъ онъ, по примеру знаменитейшихъ философовъ ему современныхъ, отправился путешествовать, съ целью обогатить свой умъ запасомъ новыхъ сведенiй, и ознакомиться съ разнообразными явленiями жизни действительной. Сначала Платонъ отправился въ Киринею, где жилъ тогда знаменитый математикъ Теодоръ, у котораго, по всей вероятности, Платонъ основательно изучилъ математику; въ последствiи времени, Платонъ еще более усовершенствовался въ этой науке въ школе Пифагорейцевъ въ Нижней Италiи. Отсюда Платонъ отправился въ Египетъ, пробылъ тамъ долгое время и, вероятно, занимался тамъ разными изследованiями. Кажется, что отсюда онъ прямо отправился въ Великую Грецiю, где ознакомился хорошенько съ ученiемъ Пифагорейцевъ, которое въ то время имело тамъ достойнаго представителя въ лице Архита. Кроме Архита, Платонъ познакомился тамъ съ учеными Локрами – Тимеемъ и Акрiономъ, съ Эхекратомъ Флiазскимъ и съ Тарентинцемъ Евритомъ. По хронологическимъ даннымъ, Платонъ не могъ быть лично знакомъ съ Филолаемъ, этимъ главнымъ представителемъ Пифагорейской школы; но съ убежденiями его Платонъ могъ основательно знакомиться черезъ учениковъ его, и, въ особенности, черезъ Архита, а также и изъ самихъ сочиненiй знаменитаго Пифагорейца. Влiянiе Пифагорова ученiя на жизнь и философскiя убежденiя Платона было такъ велико и такъ тесны отношенiя его къ Архиту, что это подало поводъ некоторымъ ученымъ называть Платона-ученикомъ Пифагора и его последователемъ, что въ сущности несправедливо. Изъ Великой Грецiи Платонъ переправился въ Сицилiю, будто бы для того только, какъ говорить преданiе, чтобы осмотрегь Этну. Дiонъ, родственникъ и любимецъ Дiонисiя, тиранна Сиракузъ, молодой человекъ съ благородными стремленiями, воспользовался этимъ случаемъ для того, чтобы ближе ознакомиться съ великимъ философомъ, и склонилъ Дiонисiя пригласить его ко двору. Но убежденiя и слова Платона, сколько нравились Дiону, столько были не по сердцу Дiонисiю, который до того ожесточился противъ Философа, что хотелъ было предать его смерти. Оставивъ это намеренiе по убежденiямъ Аристомена и Дiона, тираннъ хотелъ, во что бы то ни стало, избавиться отъ скучнаго проповедника добродетели и свободы. Воспользовавшись союзомъ своимъ съ Спартою, въ то время враждебною Афинамъ, Дiонисiй Афинскаго Философа выдалъ Лакедемонскому послу Поллису, какъ военнопленнаго, и тотъ Платона продалъ въ Эгину. Преданiе говорить, что тутъ второй разъ жизнь Платона находилась въ крайней опасности, вследствiе сильнаго ожесточения, которое жители Эгины питали противъ Афинянъ. Платонъ спасся темь, что, житель Киринеи, Аникерисъ выкупилъ его за 20 или 30 минь. По сочинителю седьмаго Платонова письма, пребыванiе Платона въ Сиракузахъ относится къ сороковому году его жизни, следовательно къ четвертому году 97-й Олимпiады, или къ первому 98-й (до Р Хр.389 или 388 годъ) По возвращении въ Афины Платонъ выступилъ учителемъ философiи. Местомъ для этого онъ избралъ Академiю; то была гимназiя, находившаяся вне Афинъ, къ Северо-Западу отъ города, между внешнимъ Керамикомъ и Гиппiевымъ Колономъ. Недалеко отъ Академiи находился собственный садъ Платона, куда впоследствiи перевесь онъ самое преподаванiе. О способе преподаванiя Платона не сохранилось никакихъ положительныхъ сведенiй, хотя, кажется, можно сказать съ достоверностью, что Платонъ не ограничивался, какъ Сократъ, разговорною формою, но употреблялъ и связное систематическое изложенiе, не исключая совершенно и разговорныхъ оборотовъ. Изустныя бсседы Платона заключали въ себе зерно его философской системы, такъ что ихъ надобно разсматривать, какъ необходимое дополненiе или объяснение его письменныхъ сочиненiй. Самый выборъ места для беседъ, составлявшаго общественную собственность, указываетъ на то, что все могли иметь возможность слушать Платона. Сохранилось даже известiс, что Платонъ попытался было произнести нисколько публичныхъ лекцiй, но они не удались. Изъ постоянныхъ слушателей Платона образовался мало по малу тесный кружокъ его учениковъ, съ которыми онъ жилъ въ самыхъ тесныхъ отношенiяхъ дружества; они нередко собирались къ нему на [...] или общiе обеды, которыхъ местомъ былъ садъ Платона. По смерти старшаго Дiонисiя, случившейся въ 1 годъ 103 Олимпiады, или въ 368 году до Р.Хр., Дiонъ попытался вторично вызвать Афинскаго Философа къ Сицилiйскому двору; онъ и успелъ въ этомъ. Младшiй Дiонисiй, находившийся въ то время въ летахъ молодости, былъ ревностнымъ ученикомъ Платона, и последствiя этого не замедлили обнаружиться и при дворе его. Впрочемъ партiя, враждебная Дiоновой, во главе которой стоялъ историкъ Филистъ, успела повредить Дiону, и самого Платона лишить всякаго влiянiя. Четыре месяца спустя по прибытiи Платона въ Сиракузы, Дiонъ былъ изгнанъ и отправился въ Афины, куда за нимъ вскоре последовалъ и Платонъ, съ трудомъ вырвавшись отъ Дiонисiя, который все еще хотелъ его удержать при себе. Повелитель Сиракузъ далъ слово Платону возвратить Дiона по истеченiи годичнаго срока; но исполненiе этого намеренiя откладывалось съ года на годъ, пока наконецъ непременнымъ условiемъ для этого выставилъ Дiонисiй желанiе видеть Платона еще разъ при свосмъ дворе. Это обстоятельство, а равно просьбы Дiона и его приверженцевъ, и советы Пифагорейцевъ, съ которыми между темъ Дiонисiй вступилъ въ тесныя отношенiя, все это побудило Платона послушаться приглашенiя Дiонисiя. Шестьдесятъ девятый годъ отъ роду былъ Платону, когда онъ отправился изъ Афинъ въ Сиракузы въ третiй разъ на военномъ судне, нарочно за нимъ присланномъ Дiонисiемъ. Впрочемъ, эта поездка Платона оказалась также безуспешною, какъ и прежнiя; онъ не устоялъ противъ происковъ враждебной ему партiи и даже самъ былъ въ опасности, отъ которой избавило его заступничество Пифагорейца Архита, стоявшаго тогда во главе Тарентинскаго государства. Благодаря посредничеству Архита, Дiонисiй далъ свободу Платону и отправилъ его обратно въ Афины. Второе путешествiе Платона въ Сиракузы относится къ годамъ 367–365, а третье къ 361 году. Возвратясь въ Грецiю, Платонъ встретилъ Дiона на Олимпiйскихъ играхъ, а празднованiе ихъ приходилось въ 1 годъ 105 Олимпiады, или въ 360 году до Р.Хр.

Съ этого времени значенiе Платона стало видимо слабеть: между учениками его обнаружилось разномыслiе. Аристотель, отделившись отъ Платона, выступилъ самостоятельнымъ учителемъ; это не могло не подать повода къ значительнымъ столкновенiямъ; нужно было непосредственное вмешательство правительства Афинскаго для того, чтобы удержать за Платономъ владенiе Академiею, Платонъ скончался на 82 году отъ рожденiя, присутствуя на свадебномъ пиршестве въ 1 годъ 108 Олимпiады, или въ 348 до Р.Хр. Тело его погребено на внешнемъ Керамике, по близости Академiи. Ему воздвигли памятникъ съ надписью, которую виделъ еще Павзанiй во второмъ веке но P.X. По духовному завещанiю Платонъ именiе свое отказалъ малолетному ребенку Адиманту, вероятно сыну какого ниб. родственника Платонова. Когда Адимантъ умеръ, не достигнувъ совершенныхъ летъ, то именiе Платона перешло къ сыну сестры его Спевзиппу, заступившему его место и въ Академiи. Самъ же Платонъ не былъ женатъ и законныхъ детей не имелъ.


Об авторе
top
Платон
Великий древнегреческий философ. Родился в Афинах, в аристократической семье; происходил из рода последнего афинского царя Кодра и знаменитого законодателя Солона. Около 407 г. до н. э. стал учеником великого мыслителя, «мудрейшего из эллинов» — Сократа. После смерти последнего в 399 г. уехал из Афин; путешествовал по Южной Италии, где ознакомился с учением пифагорейцев, и Египту, в котором, по сведениям позднейших доксографов, вступил в общение с представителями жреческих кругов, черпая премудрость из древнейших, подчас передававшихся из уст в уста сакральных учений. Некоторое время жил при дворе сиракузского тирана Дионисия Старшего, где был заподозрен в подготовке заговора, продан в рабство, но выкуплен друзьями. После возвращения в Афины (около 388–387 до н. э.) организовал собственную школу — Академию. В 367 и 361 гг. вновь посетил Сицилию по приглашению нового правителя Сиракуз Дионисия Младшего. Последние годы жизни провел в Афинах, где преподавал в Академии.

Почти все сочинения Платона написаны в форме диалогов, главное действующее лицо которых, Сократ, дискутирует со своими собеседниками, реальными историческими лицами V в. до н. э., на темы о знании и добродетели, бытии и небытии, справедливости и т. д. Именно через диалоги Платона до человечества дошло учение Сократа, совершившего поворот в философии — от космологических учений и размышлений о тайнах мироздания к проблемам постижения сущности человеческой души. Стержень философии Платона — учение об идеях как бестелесных сущностях; его философский метод связан с пониманием истинного знания как припоминания и созерцания идей. Философия Платона стала важнейшим интеллектуальным достижением античной эпохи и оказала огромное влияние на последующие поколения философов вплоть до настоящего времени.