Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
|
Глава 1. Великая смута в квантовой механике . . . . . . . . . 9
|
Глава 2. Предыстория . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 13
|
Глава 3. Зоммерфельд и его ученики . . . . . . . . . . . . . . . . 19
|
Глава 4. 29 июля 1925 года — день рождения квантовой механики . . . . . . . . . 35
|
Глава 5. Юноша перед старцами . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 49
|
Глава 6. Смерть квантовой теории? Шредингер, 1926 год . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 53
|
Глава 7. Шредингер в Копенгагене . . . . . . . . . . . . . . . . . 67
|
Глава 8. |Ψ| 2 и ΔpΔq — злокозненные изобретения Борна и Гейзенберга . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 70
|
Глава 9. Принцип дополнительности . . . . . . . . . . . . . . . 86
|
Глава 10. Арьергардные бои. Сольвеевский конгресс 1927 . . . . . . . . . . . . . . . 104
|
Глава 11. Бомба в здании квантовой механики . . . . . . . . 111
|
Глава 12. Анализ Бора . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 121
|
Глава 13. После битвы. Что говорили о квантовой механике Эйнштейн и Бор после 1935 года . . . . 135
|
Глава 14. Что об этом думала квантовая механика . . . . . . 141
|
Глава 15. Что такое состояние? Оказывается, это — объективное понятие . . . . . 154
|
Глава 16. Составные системы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 165
|
Глава 17. Жизнь и размножение шредингеровых кошек, или Что такое квантовые ансамбли . . . . . . . . . 173
|
Глава 18. Мини-EPR . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 189
|
Глава 19. Матрица плотности зависит от наблюдаемых системы . . . . . . . . . . . . . . . . . 193
|
Глава 20. Что можно узнать о системе с помощью измерений . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 197
|
Глава 21. Второй способ изменения состояний . . . . . . . . . 202
|
Глава 22. Кое-что об «абстрактном я» . . . . . . . . . . . . . . . 206
|
Глава 23. Квантовая угадайка . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 210
|
Глава 24. Квантовый компьютер — чудо или ночной кошмар? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 221
|
Глава 25. Как делать подарки . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 228
|
Глава 26. Трехкомпонентные системы. Телепортация . . . . 231
|
Глава 27. Телепортация фотона . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 236
|
Глава 28. Телепортация частиц ненулевой массы . . . . . . . 239
|
Глава 29. Можно ли обратить измерения? . . . . . . . . . . . . 241
|
Глава 30. Дети и Эйнштейн . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 251
|
Литература . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 266 |
Белокуров Владимир Викторович Профессор, декан физического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова. Его научные интересы связаны с математическими проблемами квантовой теории поля, квантовыми вычислениями и квантовыми коммуникациями. Разработал принципиально новые подходы к теории возмущений в квантовой теории поля и теории суперструн.
Тимофеевская Ольга Дмитриевна Кандидат физико-математических наук, доцент кафедры квантовой теории и физики высоких энергий физического факультета МГУ имени М. В. Ломоносова. В течение всей научной карьеры преподавала квантовую теорию и смежные дисциплины на физическом факультете. Область научных интересов: квантовая теория, квантовые вычисления.
Хрусталев Олег Антонинович Выдающийся ученый и преподаватель, заслуженный деятель науки РФ, заслуженный профессор Московского университета. В течение многих лет читал курс квантовой теории на физическом факультете МГУ.
Особенностью О. А. Хрусталева было абсолютно неординарное мышление, вполне перпендикулярное той плоскости, в которой живет и развивается мышление большинства людей (и многих ученых). С этим особенным взглядом на физические проблемы была связана и всегда проявляемая им глубина понимания квантовой теории. Его курс отличался большой аккуратностью, логической выстроенностью, современностью, гибкостью (он подвергался существенной переработке практически каждый год) и вниманием к фундаментальным основам квантовой теории. В этом отношении он довольно сильно отличался от многих традиционных курсов, в которых упор делается на чисто прагматическую сторону предмета, что отвлекает внимание от физического смысла построенных конструкций. При таком прагматическом подходе так называемые «парадоксы» квантовой теории так и остаются парадоксами, в то время как в курсе О. А. Хрусталева они находят пусть и непривычное, но вполне прозрачное разрешение.
Слушать (и в особенности правильно понимать) курс О. А. Хрусталева было нелегко, но затраченные на это усилия полностью окупались. Кроме того, его лекции отличались необычной стилистикой, они были окрашены обаянием его личности — их автора отличала энциклопедическая образованность, исключительно высокий (по-настоящему университетский) культурный уровень, чувство юмора и необыкновенная доброта.
Многие поколения выпускников физического факультета МГУ, некоторые из которых и сами впоследствии стали преподавать квантовую теорию, с глубокой благодарностью вспоминают Олега Антониновича и его замечательные лекции.