URSS.ru Магазин научной книги
Обложка Спенсер Г. Воспитание умственное, нравственное и физическое. Пер. с англ. Обложка Спенсер Г. Воспитание умственное, нравственное и физическое. Пер. с англ.
Id: 294124
939 р.

Воспитание умственное, нравственное и физическое.
Пер. с англ. Изд. стереотип.

Herbert Spencer. Education: intellectual, moral and physical
URSS. 2023. 232 с. ISBN 978-5-9519-3556-4.
Книга напечатана по дореволюционным правилам орфографии русского языка (репринтное воспроизведение)
Типографская бумага
  • Твердый переплет

Аннотация

Вниманию читателей предлагается главное педагогическое сочинение великого английского мыслителя Герберта Спенсера (1820–1903) --- классический труд, в котором даются важнейшие практические рекомендации, касающиеся умственного, нравственного и физического воспитания подрастающих поколений. Книгу отличают оригинальность и простота изложения, а также прочувствованное отношение автора к вопросам воспитания, имеющим большое значение для... (Подробнее)


Оглавление
top
Отъ переводчика
ГЛАВА I. Какiя знанiя важнее всего
Орнаментальное предшествуетъ полезному. – Цель воспитанiя. – Классификацiя нашей деятельности. – Самосохраненiе. – Невежество и причины нездоровъя. – Странныя уклонения отъ правильного мненiя.– Добыванiе средствъ къ существованно. – Важность геометрiи.– Значенiе механики. – Значенiе физики. – Значенiе химiи. – Значенiе астрономiи геологiи и бiологiи.– Наука объ обществе.– Важность научнаго знанiя. – Подготовка къ родительскимъ обязанностямъ. – Результаты невежества родителей. – Наставникамъ необходимо руководствоваться психологiей. – Безполезность обыкновенной исторiи.– Какова должна быть исторiя. – Ключъ къ исторiи – наука – Отделъ эстетической культуры. – Наука – основа изящныхъ искусствъ. – Художнику необходимо знатъ психологiю. – Наука сама по себе поэтична. – Какiя знанiя более пригодны для образованiя. – Религiозное влиянiе науки. – Ответъ на вопросъ.
ГЛАВА II. Воспитанiе умственное
Перемена во взглядахъ. – Настоящая стадiя – переходная. – Упадокъ механическаго метода. – Новые методы. – Натуральный методъ. – Порядокъ эволюцiи способностей. – Система Песталоцци. – Законы умственнаго развитiя. – Умственное развитiе расы. – Прогрессъ путемъ самообученiя. – Настоящiе методы возбуждаютъ интересъ. – Воспитанiе должно начинаться съ детства. – Предметные уроки. – Первыя попытки рисованiя. – Первые уроки перспективы. – Эмперическая reoмeтpiя. – Какъ сделать геометрiю привлекательной. – Правильность натуральнаго метода. – Преимущество саморазвитiя. – Самообразованiе никогда не прекращается.
ГЛАВА III. Воcпитанiе нравcтвенное
Важный пробелъ въ воспитанiи. – Определенiе Жанъ-Поля Рихтера. – Дурное обращенiе родителей. – Моральное воспитанiе зависитъ отъ социальнаго строя. – Методъ природы – Методъ природы по отношенiю къ взрослымъ. – Дурныя системы могутъ быть относительно хороши.– Примеры нормальной системы. – Преимущества нормальной системы. – Дружба между детьми и родителями.– Дети смотрятъ на родителей, какъ на дружелюбныхъ враговъ. – Исправленiе важныхъ проступковъ. – Джонъ Локкъ о действiи наказанiй. Контроль родителей надъ собою. – Разумныя наказанiя неизбежны. – Излишняя покорность нежелательна.– Высокая дисциплина родителей.
ГЛАВА IV. Воспитанiе физическое Желанная цель.– Аппетитъ – верный руководитель. – Пища
должна быть питательная.– Действiе усиленнаго питанiя. – Детская пища должна быть однообразна. – Теорiя закаливанiя. – Теплая одежда необходима. – Безразсудство матерей въ отношенiи детской одежды. – О физическихъ упражненiяхъ. – Недостатокъ физическихъ упражненiй для девочекъ. – Игры лучше гимнастики. – Вредъ отъ излишняго умственнаго напряженiя. – Случаи чрезмърныхъ умственныхъ занятiй. – Во что обходится умственное совершенствованiе. – Влiasie мозга на тело. – Ошибочность системы набивашая детскихъ головъ знанiями. – Элементы женской привлекательности. – Беречь здоровъе – нашъ долгъ.

От переводчика
top

Книга Герберта Спенсера хорошо известна читающей публике. Съ 1861 г., когда сочиненiе это появилось въ Англiи въ виде отдельнаго изданiя, оно было переведено на все европейcкie языки. Въ Россiи переводь "Воспитанiя" появился въ первый разь въ 1877 г., и съ техъ поръ вышло уже несколько переводовъ этой книги.

Такой успехъ объясняется глубокимъ интересомъ предмета, оригинальностью и простотой изложенiя, а также прочувствованнымъ отношенiемъ къ вопросамъ, имеющимъ такое важное значенiе для всего человечества.

Хотя сочиненiе Спенсера не представляетъ собою какого-нибудь цельнаго трактата о воспитанiи и составилось изъ отдельныхь статей напечатанныхъ раньше въ журналахь, темь не менее единство мысли соблюдено въ немъ такъ тщательно, что не даеть чувствовать никакой разрозненности между отдельными частями.

Смелыя обобщенiя, которыми, изобилуетъ книга, будятъ мысль читателя, наталкивая его на самостоятельные выводы и помогая орiентироваться въ столь трудныхь и важныхъ вопросахъ, какь всестороннее воспитанiе подростающихь поколенiй.

Правда, съ техъ поръ, какь вышла книга Спенсера о воспитанiи, появилось не мало сочиненiй, пролившихъ новый светь на многiе изъ этихъ вопросовъ, но достоинства "Воспитанiя" Спенсера такъ глубоки, оригинальность и простота изложенiя такъ сильно действують на читателя, что книга эта никогда не утратитъ своего значенiя, въ особенности для обширной армiи въ Pocсiи учителей начальныхъ школъ: она даетъ имъ въ сжатой и строго определенной форме указанiя, какого пути они должны держаться въ главные моменты своей деятельности.

Переводъ мы старались дать точный, какь этого заслуживаетъ подлинникъ; мы не позволяли себе никакихъ отступленiй и переделокъ, никакихъ упрощенiй, полагая, что это безполезно для взрослаго человека, сознательно относящагося къ своему чтенiю.

Примечанiя переводчика касаются фактическихъ данныхъ и представляютъ разныя историческiя справки, облегчающiя пониманiе некоторыхъ ссылокъ и намековъ, которые делаетъ Спенсеръ въ своемъ сочиненiи.

М.Л.

Об авторе
top
photoСпенсер Герберт
Выдающийся английский философ и социолог, один из родоначальников позитивизма. Родился в Дерби (графство Дербишир), в семье учителя. Отказавшись от предложения получить образование в Кембридже, Г. Спенсер был помощником учителя, работал инженером на железной дороге, затем сотрудничал в журнале «Экономист» (1848–1853). Позже он получил небольшое наследство и смог полностью посвятить себя занятиям философией и наукой.

Герберт Спенсер — автор многих известных работ в области различных разделов философии — теории познания, методологии науки, этики, эстетики и др., а также психологии и этнографии. Его философские идеи получили большую популярность, оказав значительное влияние на более поздние течения, в том числе эмпириокритицизм и неопозитивизм. Большую научную ценность представляют также его исследования по социологии, где он является основоположником так называемой органической школы, представители которой сравнивали общество с живым организмом.