Обложка Лосский Н.О. Логика
Id: 293802
879 руб.

Логика

URSS. 2023. 424 с. ISBN 978-5-9710-8334-4.
Типографская бумага
• Гносеологическое введение в логику
• Суждение. Понятие
- Логические законы мышления
- Теории понятия
- Отношения между понятиями
- Форма суждения
- Недоразвитость знания и заблуждения
- Однозначная и многозначная связь в суждении
• Доказательство. Умозаключение
- Непосредственное оправдание суждений
- Непосредственные умозаключения
- Теории силлогизма
- Материально-синтетические и индуктивные умозаключения
- Гипотеза
- Заключение учения о доказательствах

Аннотация

В предлагаемом сочинении Н. О. Лосский строит систему логики, опираясь на созданную им концепцию интуитивизма. Он считает основной задачей логики преодоление противоположностей иррационализма и рационализма, апостериоризма и априоризма, опыта и мышления. Автор критикует традиционное представление о выведении логического следствия из его основания как единственно верного способа умозаключения. Согласно его концепции, в некоторых случаях можно... (Подробнее)


Оглавление
Предисловие1
Гносеологическое введение в логику3
1. Гносеология, как основа логики3
2. Отношение между субъектом и объектом6
3. Строение объекта и знания о нем24
4. Определение психологии знания, гносеологии и логики54
5. Логика как теоретическая наука57
6. Логика как наука об открытии и изобретении60
Часть I. Суждение. Понятие64
Глава I. Представление и понятие, как элементы суждения64
Глава II. Логические законы мышления69
Глава III. Теории понятия94
1. Сущность понятия94
2. Идеал-реалистическая теория общих понятий96
3. Номинализм107
4. Концептуализм110
5. Сходства и различия номинализма, концептуализма и идеал-реализма116
6. Отвлечение, открывающее идеи117
Глава IV. Объем и содержание понятий. Отношения между понятиями119
Глава V. Определение понятий128
1. Ясность и отчетливость представлений и понятий128
2. Определение понятий130
3. Номинальные и реальные, категорические и гипотетические определения132
4. Ошибки в определении133
5. Определение, как синтетическое суждение135
Глава VI. Деление понятия147
Глава VII. Форма суждения150
1. Количество суждения, частные суждения150
2. Качество суждения, относительность качества158
3. Относительность суждения164
4. Модальность суждений169
5. Отношения между суждениями175
Глава VIII. Недоразвитость знания и заблуждения176
Глава IX. Однозначная и многозначная связь в суждении180
1. Связь в прогрессивном и регрессивном направлении180
2. Многозначность связи предиката и предмета181
3. Несостоятельность учения о множественности причин, однозначность связи следствия с основанием, действия с причиною и т. д182
Часть II. Доказательство. Умозаключение189
Глава I. Непосредственное оправдание суждений189
1. Доказательство путем непосредственного созерцания189
2. Умозрение198
3. Недоразвитость первоначальных единичных суждений восприятия и непосредственных обобщений208
Глава II. Умозаключение. Непосредственные умозаключения213
1. Определение умозаключения213
2. Умозаключения путем обращения, по учению классической логики214
3. Распределенность терминов в суждении216
4. Объяснение правил обращения219
5. Ошибки в обращении220
6. Умозаключения путем противопоставления предикату222
7. Учение интуитивистической логики223
a) Распределенность терминов по учению интуитивистической логики223
b) Умозаключения путем обращения и противопоставления предикату по учению интуитивистической логики227
c) Объяснение правил обращения и противопоставления предикату230
8. Превращение232
9. Умозаключения по противоположности233
10. Умозаключения по подчинению234
Глава III. Учение классической логики о силлогизме234
1. Строение и фигуры категорического силлогизма234
2. Основные правила категорического силлогизма237
3. Общие производные правила категорического силлогизма240
4. Характеристика первой и второй фигуры силлогизма241
5. Правила первой фигуры силлогизма и модусы ее243
6. Правила второй фигуры силлогизма и модусы ее246
7. Правила третьей фигуры и модусы ее248
8. Правила четвертой фигуры и модусы ее249
9. Формальные ошибки в категорических силлогизмах252
10. Сводимость фигур друг на друга254
11. Мнемонические стихи258
12. Условные и разделительные силлогизмы259
13. Условно-категорический силлогизм259
Глава IV. Учение интуитивистической логики о силлогизме265
1. Условно-категорический силлогизм265
2. Разделительно-категорический силлогизм266
3. Категорический силлогизм269
4. Проблематические умозаключения. Аналогия281
Глава V. Теории силлогизма285
1. Синтетическая теория силлогизма. Принцип силлогизма согласно теории интуитивизма285
2. Учения о принципе силлогизма. Аналитические теории силлогизма287
3. Учение Милля о силлогизме308
Глава VI. Материально-синтетические умозаключения312
Глава VII. Индуктивные умозаключения326
1. Метод сходства326
2. Метод различия333
3. Метод сопутствующих изменений335
4. Принципиальные основы индуктивных умозаключений336
5. Ошибки в индуктивных умозаключениях341
6. Достоверность индукции. Сложные индуктивные методы343
7. Индукция через простое перечисление345
8. Полная индукция347
9. Математическая индукция349
10. Индукция и дедукция356
Глава VIII. Гипотеза358
Глава IX. Заключение учения о доказательствах365
1. Форма и материя доказательства365
2. Прямое доказательство. Объяснение367
3. Косвенное (апагогическое) доказательство372
4. Опровержение375
Глава X. Система логики идеал-реалистического интуитивизма, индивидуалистического эмпиризма и кантианского априоризма380
1. Система логики идеал-реалистического интуитивизма380
2. Верховный критерий истины383
3. Система логики индивидуалистического эмпиризма390
4. Система логики кантианского априоризма402

Предисловие
Система логики, излаженная мною, опирается на гносеологию интуитивизма (см. мои сочинения : „Обоснование интуитивизма" и „Введение в философию", ч. I) и на идеал-реалистическое миропонимание (см. мою книгу „Мир как органическое целое").

Основная задача моей системы логики — преодоление противоположности иррационализма и рационализма, апостериоризма и априоризма, противоположности опыта и мышления. Согласно той разновидности интуитивизма, которую я отстаиваю, все предметы, как реальные, так и идеальные, даны в непосредственном созерцании, т. е. в опыте, а согласно идеал-реализму все реальное пропитано идеальными моментами, и некоторые из них при вступлении предмета в кругозор сознания образуют логическую сторону суждения и умозаключения. Таким образом даже первичное знание, констатирующее данные чувственного восприятия, рассматривается мною, как обоснованное не только эмпирически, но и логически.

Особенно выдвинуто мною на всем протяжении логики понятие синтетически-логического, впервые разработанное Кантом в гносеологии в его трансцендентальной логике, но неиспользованное им в формальной логике для теории умозаключений и для преодоления аналитических теорий, т. е. теорий, опирающихся на закон тожества и противоречия. Даже определения рассматриваются мною, как синтетические суждения; точно также, исследуя умозаключения, я стараюсь показать, что силлогизм есть синтетическая, а не аналитическая система.

Отрицание противоположности опыта и мышления, а также подчеркивание во всех логических образованиях синтетически-логической стороны, имеющей вместе с тем онтологическое значение, приводит к сближению формы и материи и освобождает от крайнего формализма в логике; это сказывается в особенности в моем учении о существовании не только формально-синтетических, но и материально-синтетических умозаключений, а также в учении об индукции.

Глава о гипотезе обработана мною так, чтобы показать, что, несмотря на смену гипотез, несмотря на множественность их и противоположность друг другу, наука есть не условная, не символическая и т. п. конструкция человеческого ума, а система абсолютных знаний о самом подлинном бытии, правда не полная, не совершенная, но все же неуклонно развивающаяся в направлении к бесконечному идеалу Абсолютной Истины.


Об авторе
Лосский Николай Онуфриевич
Выдающийся философ, один из представителей русской религиозной философии. Приват-доцент (с 1900 г.), затем профессор (с 1916 г.) Петербургского университета. В 1922 г. был выслан за границу за неприятие марксизма. До 1945 г. жил в Чехословакии. В 1947–1953 гг. преподавал в Свято-Владимирской духовной семинарии в Нью-Йорке. Последние годы жизни провел в Париже.

Философское учение Н. О. Лосского включает в себя онтологические, гносеологические, психологические, этические, эстетические и религиозно-теологические аспекты. Его считают одним из основателей интуитивизма в философии, а сам он называл себя последователем Лейбница, развивая учение о мире как едином целом. Выполненный Лосским перевод «Критики чистого разума» Канта на русский язык, впервые изданный в 1907 г., стал основой для всех последующих изданий этого сочинения в России. Его перу также принадлежит одно из наболее популярных изложений истории русской философии.