URSS.ru Магазин научной книги
Обложка Митрошенков О.А. Философия истории: В свете изучения работы Г.В. Плеханова «К вопросу о развитии монистического взгляда на историю» Обложка Митрошенков О.А. Философия истории: В свете изучения работы Г.В. Плеханова «К вопросу о развитии монистического взгляда на историю»
Id: 293801
346 р.

Философия истории:
В свете изучения работы Г.В. Плеханова «К вопросу о развитии монистического взгляда на историю». № 296

URSS. 2023. 64 с. ISBN 978-5-9710-7931-6.
Белая офсетная бумага
  • Мягкая обложка

Аннотация

В книге рассматривается и подробно комментируется произведение Г. В. Плеханова «К вопросу о развитии монистического взгляда на историю», в котором блестяще освещены основные положения марксистской теории. По словам В. И. Ленина, на этой работе «воспитывалось целое поколение русских марксистов».

Для всех, кто интересуется историей и философией марксизма и личностью Г. В. Плеханова. (Подробнее)


Содержание
top
ФРАНЦУЗСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ XVIII ВЕКА8
ФРАНЦУЗСКИЕ ИСТОРИКИ ВРЕМЕН РЕСТАВРАЦИИ14
СОЦИАЛИСТЫ-УТОПИСТЫ19
ИДЕАЛИСТИЧЕСКАЯ НЕМЕЦКАЯ ФИЛОСОФИЯ27
СОВРЕМЕННЫЙ МАТЕРИАЛИЗМ36
ЛИТЕРАТУРА61

Отрывок из книги
top

Георгий Валентинович Плеханов — одна из самых значительных, ярких и вместе с тем противоречивых, а в чем-то и драматических фигур в истории русской революции. Его жизнь ( 1856— 1918) совпала с переломной эпохой в мировой и отечественной истории. В течение этого периода Россия прошла через формационные сдвиги, три революции, несколько войн, в том числе мировую. Народнический этап в освободительном движении сменился марксистским, а марксизм стал в России ведущим революционным направлением.

Теоретическая и практическая деятельность Плеханова оказала громадное влияние на социалистическое движение не только России,.но и всех тех европейских стран, где действовали партии II Интернационала.

Первый российский марксист, Плеханов прочно связал свою судьбу с рабочим классом, отдал себя делу революции. На его блестящих теоретических работах воспитывались целые поколения марксистов, включая Ленина. Не случайно Ленин был глубоко убежден в том, что «нельзя стать сознательным, настоящим коммунистом без того, чтобы изучать —именно изучать —все, написанное Плехановым по философии, ибо это лучшее во всей международной литературе марксизма»

Судьба Плеханова вместила крутые переломы, зигзаги, взлеты, падения. Были в ней многолетняя, доходившая нередко до нищеты материальная нужда, изнурительная болезнь (более 30 лет страдал он туберкулезом), смерть двух маленьких дочерей, скитания из одной страны в другую в поисках политического убежища, тоска по родине, которую он не видел долгих 37 лет. Плеханов-меньшевик оторвался от живой практики и внутренне угас, цепляясь за устаревшие теоретические формулы. Трагизм противоречивой натуры Плеханова проявился в том, что он, воинствующий марксист-теоретик, в политике был меньшевиком, противником ленинского курса. Занимая оппортунистические позиции во время революции 1905—1907 годов, Плеханов впоследствии не принял и Октябрьскую революцию, увидев в ней не логическое завершение начатой им и продолжавшейся более 40 лет революционной борьбы, а лишь большевистский военный переворот.

Но было в жизни Плеханова и другое — участие в народническом подполье, обличительная речь на первой в России политической демонстрации столичных студентов и рабочих у Казанского собора в 1876 году. Плеханов и его единомышленники Аксельрод, Засулич, Дейч, Игнатов основали в 1883 году первую российскую марксистскую группу «Освобождение труда». Плеханов встречался и переписывался с Энгельсом, Лениным, которые высоко ценили его талант, а также с другими видными деятелями социалистического движения. С 1900 года Плеханов принимает участие в работе первой общероссийской марксистской газеты «Искра» и теоретического журнала «Заря», душой и руководителем которых был В. И. Ленин. На II съезде РСДРП (1903) Плеханов занимал революционные позиции, по всем вопросам поддерживал Ленина и большевиков. В 1917 году он отказался от предложения войти в состав Временного правительства, принять участие в активной борьбе против Советской Республики.

Революционер-«аристократ», Плеханов был великим тружеником. Путем самообразования (лишь два года учился в Горном институте в Петербурге, а затем в течение короткого периода времени слушал лекции в университетах Женевы и Парижа) он стал энциклопедически образованным человеком. Не будет преувеличением сказать, что на рубеже XIX—XX веков Плеханов стоял на уровне последних достижений мировой науки. Трудно назвать другого русского или западноевропейского марксиста того времени, который бы владел вопросами философии, истории, эстетики, естествознания, художественной литературы и искусства столь же свободно, как Плеханов. Он прекрасно знал несколько языков, а на немецком и французском писал теоретические работы. Рабочий день Плеханова был уплотнен до предела, он продолжал трудиться даже во время болезни, без всяких скидок на плохое самочувствие.

Двадцатилетие с 1883 по 1903 год стало самым ярким и плодотворным периодом общественно-политической и теоретической деятельности Плеханова. Он перевел на русский язык несколько произведений Маркса и Энгельса. Одновременно Плеханов успешно разрабатывал важные вопросы философии марксизма, истории философских и экономических учений, общественной мысли, эстетики. При этом он выступал не только как пропагандист и популяризатор, но и как серьезный оригинальный мыслитель, обратившийся к ряду дискуссионных проблем, таких, как судьба капитализма в России, роль личности в истории и другие. В эти годы Плеханов написал и опубликовал такие значительные работы, как «Социализм и политическая борьба», «Наши разногласия», два проекта программы группы «Освобождение труда», «Философия и социальные воззрения К. Маркса» и ряд других. Крупным событием стало его лучшее произведение «К вопросу о развитии монистического взгляда на историю» (1895), на котором, по словам Ленина, «воспитывалось целое поколение русских марксистов» .

Теоретические труды Плеханова пленяют простотой изложения, строгой логикой, литературным изяществом, образностью языка. Плеханов предстает в них как убежденный и последовательный сторонник марксистского учения, соединивший в себе блестящую эрудицию, научную добросовестность и точность в исследовании фактов, убежденную партийность. Несомненно, строгий взгляд профессионала найдет сегодня в философских работах Плеханова недостатки и погрешности. И все же лучшие труды его и поныне остаются марксистской философской классикой.


Об авторе
top
photoМитрошенков Олег Александрович
Доктор философских наук, профессор. Почетный работник сферы образования Российской Федерации (2022). Специалист в области социальной философии, философии истории, философии управления, истории и философии науки. Преподает и ведет исследовательскую работу в Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ. Публикуется в ведущих российских научных журналах, а также за рубежом.

Известен в научном сообществе как автор книг: «Г. В. Плеханов: Философия истории» (1989, переиздана в URSS), «Онтология гуманизма и тоталитаризма» (1993), «Техника переговорного процесса» (1998), «Эффективные переговоры» (2000), «Философия» (2002, 2007, 2018; рук. авт. коллектива), «Политическая эпистемология» (2004), «Политическая философия. Эпистемология» (2005), «Русская философия. Имена и идеи» (2007), «Философия управления» (2017), «История и философия науки» (2018), «Деловые переговоры» (2019), «Деловое общение: эффективные переговоры» (2021), «Философия славянофилов в современной российской историографии» (М.: URSS) и других. Всего имеет 325 научных публикаций.