Первое издание книги Я. Глана «Штурм неба» было опубликовано 90 лет назад, в 1932 году Государственным антирелигиозным издательством (оно было организовано в том же 1932 г.) под эгидой Центрального совета Союза воинствующих безбожников (создан в 1925 г.). Первое издание было напечатано в количестве 10 000 экземпляров — большой тираж по меркам сегодняшнего дня. Да и по тем временам тираж был немаленький. Так, например, тираж первого издания книги «Мысли К. Маркса и Ф. Энгельса о религии», опубликованной в 1928 г., составил 7000 экземпляров. А ведь К. Маркс и Ф. Энгельс наряду с В. И. Лениным были в то время безусловными авторитетами в вопросе о том, как следует относиться к религии с позиций состояния науки того времени. Тому факту, что в 1920–1930-х годах руководство СССР уделяло повышенное внимание к литературе о религии, было несколько причин. Теоретической опорой Октябрьской революции, в результате которой к власти в России пришли большевики, служило марксистское учение. В соответствии с ним основным механизмом эволюции человеческого общества была классовая борьба. На смену капиталистическому обществу должно было прийти общество, в котором доминирующим классом станет пролетариат, руководимый коммунистической партией. К октябрю 1917 года такая партия в России уже существовала. Однако российский пролетариат еще не занимал в стране того положения, которое согласно теоретической конструкции марксизма было необходимо для совершения пролетарской революции. Большинство населения страны составляли сельские жители, которые в течение более 300 лет жили под властью самодержавия, поддерживаемого православной церковью. Отсутствие необходимого (с точки зрения марксистского учения) условия для успешной пролетарской революции существенно осложняло в переходном периоде замену старого порядка новым (сначала социализмом, а затем еще более привлекательным — коммунизмом) — надо было вывести большую часть населения из-под влияния религии. Уже в январе 1918 г. Декретом высшего органа власти в стране — Совнаркома РСФСР — церковь была отделена от государства, а школа — от церкви. Началась культурная революция, целью которой являлась смена идеологии общества. Одним из важнейших инструментов решения этой задачи стала многоуровневая антирелигиозная и атеистическая пропаганда, масштаб и глубина которой были резко увеличены в 1920–1930-е годы. Движение страны по альтернативной траектории развития (с сохранением влияния религии и православной церкви на поведение жителей) угрожало бы, по мнению политического руководства страны, потерей большевиками власти, возможностью реставрации старого порядка, существовавшего до 1917 г. По-видимому, руководство страны осознавало реальность этой угрозы. Как оно решило справиться с ней? Вероятно, лидеры страны понимали, что логические аргументы, противостоящие основам православия, могут оказаться недостаточно эффективными. Многовековой опыт показывает, что более эффективно действуют на массы энергичные эмоциональные высказывания и лозунги хороших ораторов. Массы их лучше «слышат» и легче подпадают под их влияние, чем при «облучении» логическими аргументами. Руководствуясь этими соображениями, они решили, что, придав яростный характер критике религии, большевики, взявшие политическую власть в стране, смогут добиться одной из своих главных целей — дезавуировать религию в глазах большинства населения. Составитель книги (а, возможно, редактор) в качестве эпиграфа выбрал (или вынужден был выбрать?) следующую антирелигиозную идею В. И. Ленина: «Всякая религиозная идея, всякая идея о всяком боженьке, всякое кокетничанье даже с боженькой есть невыразимейшая мерзость» (см. также раздел III, пункт 14 на стр. 41 настоящей книги). В этом насыщенном эмоциями высказывании В. И. Ленин вынес окончательный приговор и религии, и ее адептам, и всем, кто верит в бога. Употребление вместо нейтрального слова «бог» слова «боженька», имеющего презрительную эмоциональную коннотацию, показывает, что В. И. Ленин, во-первых, скорее всего, искренне верил в то, что религия — это инструмент обмана людей и манипулирования ими. Во-вторых, был убежден, что эмоциональные оценки более эффективно воздействуют на массы, чем логические. В-третьих, В. И. Ленин пытается эмоционально «заразить» нас, побуждая к соответствующим действиям против тех, кто «кокетничает с боженькой»! Эпиграф не дает нам возможность понять, на основании каких аргументов В. И. Ленин вынес столь однозначный приговор и религии, и ее сторонникам, и защитникам. Но его эмоционально расцвеченная форма порождает сомнение в качестве и обоснованности имевшихся у него научных логических аргументов. Подтверждение справедливости этой гипотезы я нахожу в работе Ф. Эн¬гельса «Бруно Бауэр и раннее христианство» (опубликованной в книге «К. Маркс и Ф. Энгельс о религии и борьбе с нею», т. II, М: Государственное антирелигиозное издание, 1933, с. 460–462). Ф. Энгельс говорит о религии с рассудительностью аналитика, не сопровождая описание своей антирелигиозной позиции эмоциональными оценками: «С религией <…> нельзя разделаться просто, объявивши ее состряпанной обманщиками бессмыслицей. Чтобы ее понять, необходимо суметь объяснить ее происхождение и ее развитие из тех исторических условий, при которых она возникла и достигла господства. <…> Религии создаются людьми, которые сами ощущают религиозную потребность и понимают религиозные потребности масс». Именно к такому освещению религии близок подход, использованный составителем книги. В книге представлено около 1000 отрывков произведений 300 авторов, живших в период с V в до н. э. до 1931 г. в Древней Греции, Римской империи, Индии, европейских странах, США, России и РСФСР. Среди цитируемых авторов — философы, историки, политики, социологи, психологи, писатели, поэты, актеры, психиатры, религиоведы, мыслители, педагоги, физики, математики, биологи, священнослужители, богословы, римские папы, отцы церкви, руководители стран, государственные деятели, журналисты, пропагандисты и др. Книга показывает, что люди, жившие в разных странах сотни и тысячи лет назад, работавшие в самых разных сферах человеческой деятельности, в своих размышлениях выходили далеко за рамки своей профессии. Они живо интересовались проблемами происхождения окружающего их мира, вопросами о том, как им следует жить, какими нормами поведения следует руководствоваться, как относиться к другим людям, придерживающихся иных взглядов. Читая книгу, Вы увидите, что Человек живший очень давно, задолго до появления современных научных знаний об устройстве как природы, так и человека, уже тогда хотел получить ответы на многие вопросы, которые интересуют сегодня и нас с Вами. Прочтя книгу, Вы убедитесь, что во все времена многие люди, обладавшие критическим мышлением, были честны и настойчивы в своих поисках, иногда приводивших их к результатам, отличных от того, что ждало от них общество. Опубликование их мыслей порой было для них даже опасным, некоторые авторы заплатили за искреннее желание улучшить общество, в котором они жили, своей жизнью. ... Доктор экономических наук, кандидат технических наук С. Я. Чернавский
Август 2022 г., Москва Я. М. Глан Журналист, переводчик, специалист по истории религий и этнографии. С середины 1920-х гг. сотрудничал в различных газетах и журналах, в том числе в изданиях Союза воинствующих безбожников, в журнале «Безбожник» и издательстве «Атеист», как историограф, библиограф и переводчик. Он подготовил и выпустил в свет несколько фундаментальных хрестоматий по истории религии и атеизма, перевел на русский язык работы классиков антропологии религии («Золотая ветвь» Дж. Фрэзера, «Первобытная культура» Э. Тайлора, «Первобытное мышление» и «Сверхъестественное в первобытном мышлении» Л. Леви-Брюля и др.), составил аннотированный библиографический указатель антирелигиозной литературы, опубликованной в Советской России с 1917 по 1932 гг.
|