URSS.ru Магазин научной книги
Обложка Глан Я.М. (Составитель) Штурм неба: МЫСЛИ О РЕЛИГИИ: Отрывки и афоризмы. Около 1000 изречений. Более 300 авторов Обложка Глан Я.М. (Составитель) Штурм неба: МЫСЛИ О РЕЛИГИИ: Отрывки и афоризмы. Около 1000 изречений. Более 300 авторов
Id: 293756
499 р.

Штурм неба:
МЫСЛИ О РЕЛИГИИ: Отрывки и афоризмы. Около 1000 изречений. Более 300 авторов. Изд. 2, доп.

2023. 216 с.
Типографская бумага

Аннотация

В предлагаемой читателю книге представлено около 1000 афоризмов и крылатых фраз знаменитых философов, ученых, писателей, политиков, педагогов — людей, работавших в самых различных областях человеческой деятельности — о религии, боге и церкви. Темы приводимых в книге высказываний предельно разнообразны. Они затрагивают вопросы возникновения религии, бессмертия души и загробной жизни, религии и нравственности, борьбы с религией и... (Подробнее)


Содержание
top
Предисловие ко второму изданию (С. Я. Чернавский)III
Предисловие3
I. Крушение идеи бога. Философская и научная несостоятельность идеи бога7
II. Дикарское наследие. Возникновение религии32
III. "Чья вера истинная"38
IV. Кому нужна, кому служит и на чем держится религия43
V. Приговор двух тысячелетий о христе и христианстве63
VI. Религиозно-магическая бутафория. О таинствах, чудесах и реликвиях86
VIl. Канонизированная мифология и систематизированное мракобесие. О "священном писании" и богословии91
VIII. Фальшивые векселя. О бессмертии и загробной жизни98
IX. О душе, о цели в природе, о прочих мистических и метафизических бреднях106
X. О дьяволе и чертовщине114
XI. "Божеское и человеческое". Религия и нравственность118
XII "Пастыри добрые". Подлинное лицо церкви и духовенства127
XIII. Великое противоядие. Наука против религии141
XIV. "Раздавите гадину". Борьба с религией155
XV. Торжество социализма—смерть религии163
XVI. Откровенные признания172
Указатель авторов190
Указатель портретов198

отрывок из предисловия ко второму изданию
top

Первое издание книги Я. Глана «Штурм неба» было опубликовано 90 лет назад, в 1932 году Государственным антирелигиозным издательством (оно было организовано в том же 1932 г.) под эгидой Центрального совета Союза воинствующих безбожников (создан в 1925 г.). Первое издание было напечатано в количестве 10 000 экземпляров — большой тираж по меркам сегодняшнего дня. Да и по тем временам тираж был немаленький. Так, например, тираж первого издания книги «Мысли К. Маркса и Ф. Энгельса о религии», опубликованной в 1928 г., составил 7000 экземпляров. А ведь К. Маркс и Ф. Энгельс наряду с В. И. Лениным были в то время безусловными авторитетами в вопросе о том, как следует относиться к религии с позиций состояния науки того времени.

Тому факту, что в 1920–1930-х годах руководство СССР уделяло повышенное внимание к литературе о религии, было несколько причин.

Теоретической опорой Октябрьской революции, в результате которой к власти в России пришли большевики, служило марксистское учение. В соответствии с ним основным механизмом эволюции человеческого общества была классовая борьба. На смену капиталистическому обществу должно было прийти общество, в котором доминирующим классом станет пролетариат, руководимый коммунистической партией.

К октябрю 1917 года такая партия в России уже существовала. Однако российский пролетариат еще не занимал в стране того положения, которое согласно теоретической конструкции марксизма было необходимо для совершения пролетарской революции. Большинство населения страны составляли сельские жители, которые в течение более 300 лет жили под властью самодержавия, поддерживаемого православной церковью.

Отсутствие необходимого (с точки зрения марксистского учения) условия для успешной пролетарской революции существенно осложняло в переходном периоде замену старого порядка новым (сначала социализмом, а затем еще более привлекательным — коммунизмом) — надо было вывести большую часть населения из-под влияния религии. Уже в январе 1918 г. Декретом высшего органа власти в стране — Совнаркома РСФСР — церковь была отделена от государства, а школа — от церкви. Началась культурная революция, целью которой являлась смена идеологии общества. Одним из важнейших инструментов решения этой задачи стала многоуровневая антирелигиозная и атеистическая пропаганда, масштаб и глубина которой были резко увеличены в 1920–1930-е годы.

Движение страны по альтернативной траектории развития (с сохранением влияния религии и православной церкви на поведение жителей) угрожало бы, по мнению политического руководства страны, потерей большевиками власти, возможностью реставрации старого порядка, существовавшего до 1917 г. По-видимому, руководство страны осознавало реальность этой угрозы.

Как оно решило справиться с ней? Вероятно, лидеры страны понимали, что логические аргументы, противостоящие основам православия, могут оказаться недостаточно эффективными. Многовековой опыт показывает, что более эффективно действуют на массы энергичные эмоциональные высказывания и лозунги хороших ораторов. Массы их лучше «слышат» и легче подпадают под их влияние, чем при «облучении» логическими аргументами. Руководствуясь этими соображениями, они решили, что, придав яростный характер критике религии, большевики, взявшие политическую власть в стране, смогут добиться одной из своих главных целей — дезавуировать религию в глазах большинства населения.

Составитель книги (а, возможно, редактор) в качестве эпиграфа выбрал (или вынужден был выбрать?) следующую антирелигиозную идею В. И. Ленина: «Всякая религиозная идея, всякая идея о всяком боженьке, всякое кокетничанье даже с боженькой есть невыразимейшая мерзость» (см. также раздел III, пункт 14 на стр. 41 настоящей книги). В этом насыщенном эмоциями высказывании В. И. Ленин вынес окончательный приговор и религии, и ее адептам, и всем, кто верит в бога. Употребление вместо нейтрального слова «бог» слова «боженька», имеющего презрительную эмоциональную коннотацию, показывает, что В. И. Ленин, во-первых, скорее всего, искренне верил в то, что религия — это инструмент обмана людей и манипулирования ими. Во-вторых, был убежден, что эмоциональные оценки более эффективно воздействуют на массы, чем логические. В-третьих, В. И. Ленин пытается эмоционально «заразить» нас, побуждая к соответствующим действиям против тех, кто «кокетничает с боженькой»!

Эпиграф не дает нам возможность понять, на основании каких аргументов В. И. Ленин вынес столь однозначный приговор и религии, и ее сторонникам, и защитникам. Но его эмоционально расцвеченная форма порождает сомнение в качестве и обоснованности имевшихся у него научных логических аргументов. Подтверждение справедливости этой гипотезы я нахожу в работе Ф. Эн¬гельса «Бруно Бауэр и раннее христианство» (опубликованной в книге «К. Маркс и Ф. Энгельс о религии и борьбе с нею», т. II, М: Государственное антирелигиозное издание, 1933, с. 460–462). Ф. Энгельс говорит о религии с рассудительностью аналитика, не сопровождая описание своей антирелигиозной позиции эмоциональными оценками: «С религией <…> нельзя разделаться просто, объявивши ее состряпанной обманщиками бессмыслицей. Чтобы ее понять, необходимо суметь объяснить ее происхождение и ее развитие из тех исторических условий, при которых она возникла и достигла господства. <…> Религии создаются людьми, которые сами ощущают религиозную потребность и понимают религиозные потребности масс». Именно к такому освещению религии близок подход, использованный составителем книги.

В книге представлено около 1000 отрывков произведений 300 авторов, живших в период с V в до н. э. до 1931 г. в Древней Греции, Римской империи, Индии, европейских странах, США, России и РСФСР. Среди цитируемых авторов — философы, историки, политики, социологи, психологи, писатели, поэты, актеры, психиатры, религиоведы, мыслители, педагоги, физики, математики, биологи, священнослужители, богословы, римские папы, отцы церкви, руководители стран, государственные деятели, журналисты, пропагандисты и др.

Книга показывает, что люди, жившие в разных странах сотни и тысячи лет назад, работавшие в самых разных сферах человеческой деятельности, в своих размышлениях выходили далеко за рамки своей профессии. Они живо интересовались проблемами происхождения окружающего их мира, вопросами о том, как им следует жить, какими нормами поведения следует руководствоваться, как относиться к другим людям, придерживающихся иных взглядов.

Читая книгу, Вы увидите, что Человек живший очень давно, задолго до появления современных научных знаний об устройстве как природы, так и человека, уже тогда хотел получить ответы на многие вопросы, которые интересуют сегодня и нас с Вами. Прочтя книгу, Вы убедитесь, что во все времена многие люди, обладавшие критическим мышлением, были честны и настойчивы в своих поисках, иногда приводивших их к результатам, отличных от того, что ждало от них общество. Опубликование их мыслей порой было для них даже опасным, некоторые авторы заплатили за искреннее желание улучшить общество, в котором они жили, своей жизнью.

...

Доктор экономических наук, кандидат технических наук С. Я. Чернавский

Август 2022 г., Москва


Об авторе
top
photoЯ. М. Глан
Журналист, переводчик, специалист по истории религий и этнографии. С середины 1920-х гг. сотрудничал в различных газетах и журналах, в том числе в изданиях Союза воинствующих безбожников, в журнале «Безбожник» и издательстве «Атеист», как историограф, библиограф и переводчик. Он подготовил и выпустил в свет несколько фундаментальных хрестоматий по истории религии и атеизма, перевел на русский язык работы классиков антропологии религии («Золотая ветвь» Дж. Фрэзера, «Первобытная культура» Э. Тайлора, «Первобытное мышление» и «Сверхъестественное в первобытном мышлении» Л. Леви-Брюля и др.), составил аннотированный библиографический указатель антирелигиозной литературы, опубликованной в Советской России с 1917 по 1932 гг.