Настоящее сочиненiе Исаака Ньютона представляетъ собой точный и полный переводъ, сделанный съ англiйскаго изданiя этой книги, вышедшей въ светъ въ 1733 году, т.е. спустя 6 летъ после смерти автора. Имя Исаака Ньютона окружено вечнымъ сiянiемъ такой мыслительной силы, что каждое слово его имеетъ исключительную ценность. Основатель некоторыхъ отраслей математики и физики, онъ вместе съ темъ величайшiй изъ великихъ астрономовъ. Отличаясь съ детства глубокой верой въ Бога, а также нравственной чистотой, Ньютонъ подъ конецъ жизни направилъ свое вниманiе на богословскiе вопросы. Изъ нихъ онъ выбралъ книгу пророка Данiила и Апокалипсисъ святого ап. Iоанна, Такой выборъ понятенъ. Данiилъ получилъ воспитанiё въ школе вавилонскихъ звездочетовъ и волхвовъ. Поэтому въ его пророчестве много астрономическаго элемента. Сталкиваясь съ первыми воодушевленiями человеческой гордыни, которая потомъ вылилась въ четырехъ последовательныхъ монархiяхъ – вавилонской, персидской, македонской и римской, Данiилъ обличилъ ихъ тщету и изрекъ свое предвещанiе о грядущемъ Богочеловеке. При этомъ Данiилъ пользовался хронологическими концепцiями вавилонской небесной науки. Вотъ почему дискурсiи Ньютона о книге Данiила являются сугубо интересными. Некоторыя главы книги Ньютона до сихъ поръ сохранили полную цену и могутъ служить неувядаемыми образцами точности и силы мысли. Таковы главы о "семидесяти седминахъ", о годе рожденiя Iисуса Христа, вычисленiя о количестве летъ земного служенiя Спасителя, о временахъ празднования iудейской Пасхи по даннымъ Евангелiя. Къ сожаленiю, собственно историческiя соображенiя Ньютона не могутъ удовлетворить современнаго читателя И это зависитъ не отъ того, что Ньютонъ не имелъ подъ руками достаточнаго количества источниковъ. Напротивъ, его сведенiя обширны и точны. Но дело въ томъ, что все его старанiя применить пророческiе символы къ темъ, а не инымъ историческимъ событiямъ внешни и мало убедительны. Они не задеваютъ ни сокровенной правды пророческихъ образовъ, ни внутренней сути прошлыхъ событiй. Его сужденiя о римской имперiи, о македонскомъ царстве, о персидскомъ владычестве, о папстве, о Византiи, можетъ быть, и верны, но безсильны, такъ какъ не объясняютъ самаго существеннаго въ этихъ всеобъемлющихъ построенiяхъ. Въ толкованiи же на Апокалипсисъ мысль Ньютона о Iерусалимскомъ храме очень ценна и могла бы послужить путеводною нитью для нашихъ толкователей. Символическое значенiе разныхъ частей храма до сихъ поръ мало нами понято. Храмъ знаменовалъ грядущаго въ мiръ Богочеловека. Какъ Мессiя долженъ былъ быть единороднымъ, такъ и храмъ могъ быть только одинъ. Будущая судьба христiанскаго человечества, т.е. человечества после искупленiя, вся строится на факте пришедшаго и пострадавшаго Богочеловека. Поэтому символика храма имеетъ онтологическое значенiе, и таинственный смыслъ исторiи христiанскихъ народовъ долженъ съ ней совпадать. Мысль-замечательная по глубине. И рядомъ съ этимъ ошибки, которыя невольно хочется отнести къ досадной категорiи ignoratio facti. Но, конечно, тутъ причины заблужденiя гораздо интимнее и тоньше, такъ какъ почти все сужденiя Ньютона о Церкви святоотеческихъ временъ ошибочны. Чемъ объяснить эту слабость? Ньютонъ обладалъ генiальнымъ умомъ и той долей религiозной веры, которую могла уделить ему тогдашняя Англиканская церковь, къ которой онъ принадлежалъ. Недостаточность этого второго коэффицiента сказалась отрицательно на многихъ его церковноисторическихъ концепцiяхъ. Въ этомъ отношенiи Ньютонъ представляетъ собой разительный примеръ влiянiя на человека того вероисповеданiя, въ которомъ онъ рожденъ. Несмотря на выдающiяся личныя качества, онъ неизбежно былъ обреченъ на некоторыя существенный ошибки. Во вселенскихъ соборахъ, напримеръ, онъ не видитъ ничего больше, какъ дело интриги византiйскихъ императоровъ. Въ распространившемся во всехъ церквахъ почитанiи святыхъ видитъ-идолопоклонство. Въ объявшемъ все души стремленiи къ аскетизму и монашеству онъ видитъ склоненiе Церкви къ гностической ереси, отрицавшей плоть. Даже мученичество первыхъ христiанъ не отверзаютъ ему очей; къ повествованiямъ о чудесахъ, имевшихъ место при пыткахъ, онъ относится съ недоверiемъ. Въ странномъ противоречiи съ этимъ скептицизмомъ находится вера того же Ньютона въ подлинность и Богооткровенность Священнаго Писанiя, и особенно вера его въ чудо, гораздо более иррацiональное и труднопреемлемое, которое вместе съ темъ и легче обойти ухищренiями мысли, – это чудо явленiя въ мiръ Богочеловека въ предреченный часъ и день. И тутъ Ньютонъ твердъ въ вере, какъ адамантъ. Онъ признаетъ самое загадочное изъ чудесъ домостроительства, – пророчество о "Семидесяти седминахъ", признаетъ искупительныя страданiя Iисуса Христа, Спасителя мiра, и воскресенье Его изъ мертвыхъ. И наряду съ этимъ тотъ же Ньютонъ считаетъ святоотеческую Церковь причастной къ ересямъ, отрицающимъ бракъ. Это ужъ явное недоразуменiе. Ибо именно на первомъ вселенскомъ соборе Церковь навсегда отвергла противубрачныя стремленiя. И во всей последующей исторiи Востока и Запада бракъ признавался таинствомъ изъ числа семи, а монашество лишь священнымъ обетомъ. Повидимому, Ньютонъ находился въ данномъ случае подъ влiянiемъ протестантскихъ авторитетовъ своего времени, увлеченныхъ полемикой съ католичествомъ. Эти заблужденiя Ньютона бросаются въ глаза своеii резкой непоследовательностью. Но изменять что-либо въ тексте мы считали совершенно недопустимымъ. Ньютонъ такъ думалъ, Ньютонъ самъ за себя и отвечаетъ. Предлагаемая книга-это человеческiй документъ, памятникъ мысли человека, для котораго мысль была всею жизнью. Не взирая на свои недостатки, книга Ньютона сделаетъ у насъ свое дело. Рацiоналистамъ она номожетъ победить свой скепсисъ; юныхъ же мыслителей, питающихъ себя толкованiями въ роде известнаго сочиненiя г.Морозова, она способна отрезвить навсегда. Но есть и еще одно обстоятельство. Мы переживаемъ теперь грозное время. На нашихъ глазахъ совершаются суды Божiи надъ народами. Потребность внести светъ въ пониманiе прошлаго и будущаго христiанскаго человечества ныне стала чувствоваться не только теоретиками, но и деятелями, призванными строить это будущее. Теперь вниманiе къ пророческимъ свиткамъ хранимымъ Церковью, усиливается во стократъ, и всякая попытка прiоткрыть завесу уготованнаго намъ "лета Господня" можетъ быть только приветствуема. Вотъ причины, почему выпускъ въ светъ этого сочиненiя долженъ быть признанъ желательнымъ и благовременнымъ. < Ньютон Исаак Великий английский математик, физик, астроном, натурфилософ, создатель классической механики и одна из ключевых фигур науки Нового времени. Влияние идей Ньютона на современную науку невозможно переоценить — его заслуженно считают одним из важнейших ученых в истории человечества. В книге «Математические начала натуральной философии» (1687) он заложил основы для всего последующего математизированного естествознания, описав закон всемирного тяготения и сформировав механистическую картину мира, долгие годы казавшуюся ученым нерушимой. Помимо физики и математики труды Ньютона были посвящены проблемам экономики и даже теологии и библейской истории.
|