В этой книге связываются в единое целое те идеи и проблемы, которые рассматривались во многих моих работах, опубликованных в свое время (статьи в журнале «Вопросы философии», в коллективных трудах, посвященных философским проблемам в естествознании, вышедших за последние годы, например в серии «Диалектический материализм и современное естествознание» и др.). Большинство проблем и их аспектов, о которых говорится в настоящей книге, разбиралось в моих более ранних работах, но в книгу внесено множество новых материалов, дополнений, уточнений, развит ряд новых выводов, причем мне особенно хотелось показать, что в наше время диалектика с ее важнейшим требованием применения объективно всесторонней универсальной гибкости понятий есть логика современной науки. Основное содержание книги — об этом говорит ее название — марксистско-ленинская диалектика в современной физике. Ее понимание раскрывается в основном в главе 1-й, да и во всех других главах. Во всяком случае диалектика — это не мысленная конструкция формального характера, а живой метод познания природы, поиска новых истин в современном естествознании, а в физике — в первую очередь, если речь идет о содержании этой книги. Сказать об этом, несомненно, проще, чем применять соответствующие положения в научном исследовании. Как удалось справиться в книге с возникшими проблемами, разумеется, судить не мне. Необходимо подчеркнуть следующую особенность марксистско-ленинской диалектики в нашу эпоху. Она — существенный момент современной научно-технической революции. Только на основе творческого развития диалектического материализма возможно богатое результатами решение философских проблем, выдвигаемых этой революцией. Она в странах социализма протекает по-своему, в такой форме, которая отличает ее от научно-технической революции в капиталистическом обществе: на это обращалось внимание в отчетном докладе ЦК КПСС XXIV съезду нашей партии. Как отмечалось на съезде, лишь на основе передовой революционной теории возможно предвидение хода современных сложнейших процессов, лишь Передовое марксистско-ленинское учение с его неотделимой частью — материалистической диалектикой — позволяет правильно решать новые проблемы, поставленные развитием научного знания наших дней. Думается, что сознательная диалектика делает ученого по-настоящему свободным в его научном творчестве; сознательное применение диалектики в естествознании характерно для работ ученых социалистических стран. Ленинская мысль, что современная физика рождает диалектический материализм, получила глубокое развитие в теории относительности, квантовой теории и других разделах современной физической науки в широком смысле слова. Вне диалектики нельзя правильно решить проблемы наглядности физических понятий и теорий, относительности и абсолютности, прерывности, элементарности и всех других философских проблем, поставленных современной физикой. Сами теоретические методы мышления: метод математической гипотезы, метод принципиальной наблюдаемости, вероятностный и структурный подходы и т. д.— по своей методологической сути чужды старой философии, в которой метафизика и идеалистическая спекуляция в конечном итоге одерживали верх. В книге проанализирован ряд специальных вопросов, в частности выясняется, в какой степени диалектика и материализм (метод и мировоззрение) применяются в работах тех ученых, которые создали современную физику (ученых, субъективно, как казалось бы, далеких от диалектики); они бессознательно применяли законы материалистической диалектики и достигали успеха там, где метафизика терпела фиаско. В связи с вопросами о диалектике, рассматриваемыми нами, быть может стоит отметить, что ряд идей и положений книги, сформулированных в более ранних моих работах, встретил поддержку не только у физиков, сознательно придерживающихся диалектического материализма (не буду приводить соответствующих высказываний). Так, Макс Борн в письме автору этой книги от 18 ноября 1966 г. положительно оценил идею особой относительности понятий элементарного, сложного, структуры в заатомной физике, назвав ее «крайне интересной» (most interesting). В этой книге не излагаются сколько-нибудь систематически все важные философские проблемы современной физической науки. Анализ ограничен небольшим числом фундаментальных проблем материалистической диалектики в современной физике, однако это делается так, чтобы читатель получил по возможности цельное представление о диалектическом духе физической науки наших дней. Предполагается, что читатель знаком с философскими идеями основателей современной физики (богатая литература, вышедшая особенно в последнее время, дает о них достаточно полное представление). Мы избегаем вести изложение дидактически с дослобным приведением высказываний авторов об известных вещах и ссылками на страницы соответствующих работ и проч. Хотелось бы, чтобы читатель больше размышлял, нежели следовал текстам, трактуемым на школьный манер. В книге немало недостатков: известно, что автор знает их обычно лучше, чем читатель. Об одном из них здесь следует сказать. В книге далеко не полно учтена богатая марксистская литература по философским вопросам физики, вышедшая за последние годы. Этот недостаток относится и к учету советской философской литературы: работ Института философии АН УССР, Московского, Ленинградского, Саратовского университетов, философских кафедр научных учреждений Новосибирска, Томска, Харькова и других городов. Мне пришлось заканчивать книгу, будучи тяжело больным, и поэтому многое интересное и важное опустить. Возможно, в будущем мне удастся в той или иной форме восполнить этот недостаток, а также и другие, которые будут указаны читателями. В заключение хочу выразить сердечную благодарность моим друзьям и коллегам, моим ученикам и товарищам, помогавшим мне в работе над книгой. Прежде всего душевно благодарю академика В. А. Фока, выдающегося физика, доброго и принципиального друга всех, кто своей областью научного исследования сделал философские вопросы естествознания. Чеканность и ясность формулировок философских положений современной физики в работах В. А. Фока, обсуждения больших проблем современной науки при наших встречах, его постоянное внимание к работам моим и других философов-марксистов, глубокая диалектическая проницательность содействовали созданию той атмосферы, в которой только и возможно творческое исследование. Хочу поблагодарить также профессора Я. Ф. Аскина и профессора И. С. Нарского за ценные замечания и добрые слова в адрес моей книги, которую они читали в рукописи. Кроме того, благодарю сердечно научных сотрудников Отдела философских вопросов естествознания Института философии АН СССР за их стимулирующее воздействие и творческую активность, когда обсуждались проблемы, рассматриваемые в книге. М. Омельяновский, 1973 г. ![]() Выдающийся советский философ, доктор философских наук, академик АН УССР, член-корреспондент АН СССР, автор 250 работ, в том числе ряда монографий, посвященных философским проблемам естествознания.
Родился в семье учителя. В гимназии увлекся математикой и физикой, уже в 4-м классе знал алгебру в объеме всего гимназического курса, освоил основы интегрального и дифференциального исчисления, изучил несколько серьезных книг по физике. В 1929 году поступил в Институт красной профессуры на философское отделение, а в 1931 году уже начал научную и преподавательскую деятельность. После войны основал Институт философии АН УССР в Киеве и стал его первым директором. С 1955 года и до последних дней работал в Институте философии АН СССР в Москве — заместителем директора и руководителем отдела философских проблем естествознания. В своих трудах стремился раскрыть роль материалистической диалектики в естествознании и методологическое значение принципа наблюдаемости. Рассматривал такие проблемы, как аксиоматический подход в физической теории, особенности субъектно-объектных отношений в физике XX века, философский смысл понятий квантовой механики. Большой вклад внес в разработку соотношения понятий пространства, времени и материи. Омельяновский сильно повлиял на развитие контакта философов и ученых-естественников, который был чрезвычайно полезен и тем, и другим. Он был организатором симпозиумов, на которых лучшие физики страны (В. Л. Гинзбург, В. А. Фок и другие) обсуждали с философами проблемы естествознания; вел научную переписку с выдающимся немецким физиком Максом Борном. М.Э. Омельяновский был настоящим интеллектуалом — прекрасно знал литературу, чувствовал музыку, читал и говорил на французском и немецком языках. Среди его многочисленных учеников — выдающиеся ученые, известные как в России, так и за рубежом. |