URSS.ru Магазин научной книги
Обложка Ланге В.Н. Физические опыты и наблюдения в домашней обстановке Обложка Ланге В.Н. Физические опыты и наблюдения в домашней обстановке
Id: 293441
469 р.

Физические опыты и наблюдения В ДОМАШНЕЙ ОБСТАНОВКЕ № 25. Изд. стереотип.

Физические опыты и наблюдения в домашней обстановке 2023. 230 с.
Типографская бумага

Аннотация

В предлагаемом издании автор стремится обратить внимание читателя на возможность наблюдения некоторых интересных физических явлений в домашних условиях без использования сложных приборов и аппаратов --- предполагается, что все необходимое вы сможете найти у себя под рукой. Также в книге описаны такие эксперименты, результаты которых иногда настолько парадоксальны и противоречат здравому смыслу, что кажутся совершенно невероятными.

Книга... (Подробнее)


Оглавление
top
Предисловие
I.Опыты и наблюдения
 1.Умные спички
 2.Капля на твердой подложке
 3.Капля на жидкой поверхности
 4.Каковы размеры молекул?
 5.Жидкость в капиллярной трубке
 6.Взаимодействие плавающих тел
 7.Водопад у вас дома
 8.Почему вода превращается в "пыль"?
 9.Рассказ о сорванных крышах, нетрадиционном использовании пылесоса, а также об уравнении Даниила Бернулли
 10.Эффект Магнуса
 11.Липкая струя, или "эффект Коанды"
 12.Где нужно сделать отверстие?
 13.В каком случае быстрее?
 14.Водяной винт Архимеда
 15.Трение – друг или враг?
  1.Метод наклонной плоскости
  2.Метод "бруска"
  3.Метод "конуса трения"
 16.Задача о стопке тетрадей
 17.Один ответ на три вопроса
 18.Как "поймать" центр тяжести?
 19....Удар, удар... еще удар!
 20.Неожиданное постоянство косого удара
 21.Капризная катушка
 22.Русская лапта, американский крикет и проблема сабельных ударов
 23.Почему "кувыркается" книга?
 24.Странное поведение чаинок
 25.Бумеранг
 26.Замечательные свойства волчка
 27.Китайский волчок, или волчок Томсона
 28.Кто над нами вверх ногами?
 29.Сверхвысокие давления в твоей комнате
 30.Удивительный кораблик
 31.Реакция вытекающей и втекающей струи
 32."Картезианский водолаз"
 33.С барометром вверх по лестнице
 34.О скорости распространения запаха
 35.Для чего нужна труба или "ламповое стекло"?
 36.Какая температура нормальна?
 37.Зачем топят печи?
 38.Возможны ли "лучи холода"?
 39.Отчего зимой в комнате холоднее, чем летом?
 40.Наблюдаем тепловое расширение
 41.Биметаллический термометр
 42.Парадокс кипящего чайника
 43.Жарим каплю
 44.Осмос и его законы
 45.Физика на кухне
 46.Прочность вареных сарделек
 47.Простые опыты по электростатике
  1.Электризация трением
  2.Притяжение и отталкивание наэлектризованных тел. Два рода электричества
  3.Проводники и изоляторы
  4.Электростатическая индукция
 48.Электрическое поле Земли
 49.Магнитный ежик
 50.Домашний термоэлектрогенератор
 51."Коромысло" Ленца
 52.С какой скоростью движутся носители тока?
 53.Об изменении накала ламп
 54.Маятник – простой и "конический"
 55.Необычный маятник
 56.Энергетические качели
 57.Еще один маятник
 58.Автоколебания
 59.Музыка скрипки и скрип дверей
 60.Танцующая кастрюля и беспокойная дуга
 61.Главный оптический прибор
 62.Глаз и окружающий мир
 63.Когда Солнце и Луна больше – днем или вечером?
 64.Отражение – зеркальное и диффузное
 65.Что лежит на дне чашки?
 66.Загадка зеркала
 67.Понятие о фотометрии
 68.Свет далекой звезды
 69.Почему ночью все кошки серые, или в чем состоит эффект Пуркине
 70.Парадокс Уильяма Генри Брэгга
 71."Иллюзионный маятник"
 72.Красные листья
 73.Сюрпризы зеленого стекла
 74.Цвет неба и цвет молока
 75.Голубые искорки в полной темноте
 76.Явление Бенара
II.Экспериментальные физические задачи на смекалку c решениями
III.Несколько физических "фокусов" для младших членов семьи
 1.Один выключатель на две лампочки
 2.Как достать монетку
 3.Устойчивый карандаш
 4.Удивительный коробок
 5.Колумбово яйцо
 6.Случайный фокус Марии Сидоровны
 7.Почему не выливается вода?
 8.Как сбросить монетку?
 9.Трансформация звезд

Предисловие
top

Моим дорогим внукам Евгению и Никите,
познакомившим меня с WinWord'ом, что
сильно облегчило мне работу над книгой

...Бросая камешки в воду, смотри на круги,
ими образуемые; иначе такое бросание будет
пустою забавою.
Козьма Прутков. Мысли и афоризмы

Физика – одна из самых древних наук. Она появилась примерно за полторы–две тысячи лет до нашей эры практически одновременно в Китае, Индии и Египте в результате наблюдений за явлениями, происходящими, главным образом, в неживой природе. Позже люди научились воспроизводить такие явления и в искусственно созданных условиях, правда, пока ещё не все.

В итоге изучения природных и специально вызванных процессовбыли установлены закономерности их протекания, например, законы Архимеда и Паскаля, Галилея и Ньютона, Фарадея и Максвелла, а также многие-многие другие. Физика стала строгой количественной наукой.

Однако, несмотря на громадные достижения теоретических разделов физики, в её основе лежат, в первую очередь, наблюдения и эксперименты – именно полученные в их ходе факты составляют тот фундамент, на котором зиждется здание современной физики.

Конечно, все простые явления, лежавшие "на поверхности", давно уже обнаружены и изучены; чтобы заметить и исследовать что-то новое, физикам-экспериментаторам приходится создавать чрезвычайно сложные, иногда циклопических размеров, установки (к примеру, габариты современных ускорителей элементарных частиц измеряются многими километрами), так что попытка совершить открытие простыми средствами – безнадёжное дело! Однако, тем, кто только что приступает к изучению физики, полезно не просто прочитать о некотором физическом явлении в учебнике или научно-популярной книге, но и постараться, если это окажется возможным, пронаблюдать его самостоятельно. Приобретённые при этом навыки и память о полученном удовольствии остаются на всю жизнь. В предлагаемой книге мы стремились обратить ваше внимание на возможность наблюдения некоторых интересных физических явлений в домашних условиях, не располагая никакими сложным приборами и аппаратами – предполагается, что всё необходимое вы сможете найти у себя "под рукой". Ниже можно найти описание и таких экспериментов, результаты которых иногда настолько парадоксальны, настолько противоречат "здравому смыслу", что кажутся совершенно невероятными, но на самом деле они действительно имеют место. Наблюдения таких явлений особенно полезны и поучительны, ибо,как отмечал в своём стихотворении балкарский поэт Кайсын Кулиев:

...Рождаются великие творенья
Не потому ли, что порою где-то
Обычным удивляются явленьям
Учёные, художники, поэты...
(перевод Н.Гребнева).

В книге довольно много математических формул, однако это не должно вас особенно смущать – при первом чтении их можно либо вообще опустить, либо понять только основные идеи вывода; важно, чтобы вы познакомились с теми интересными возможностями, которые даёт вам "домашняя лаборатория".

Книга оформлена как сборник коротких рассказов, которые, по мысли автора, должны стимулировать читателей к самостоятельной экспериментальной деятельности. В ней имеется также небольшая подборка физических экспериментальных задач "на смекалку", где читателю предлагается разработать (и, по возможности, осуществить)метод определения некоторых величин с помощью, казалось бы, совершенно неподходящих для этой цели приборов и предметов. Наконец, в книге помещено описание нескольких физических "фокусов", которые старшие читатели-школьники могут показать младшим членам своей семьи.

Большинство рассказов и задач составлено специально для этого сборника и публикуется впервые. Вместе с тем автор счёл возможным включить сюда некоторый материал из своих книг "Физики и физические явления", "Физические парадоксы и софизмы" и "Экспериментальные физические задачи на смекалку". При составлении некоторых задач использовался переработанный материал некоторых научных и научно-популярных книг, а также статей и заметок из журнала "Квант", о чём во всех случаях сделаны оговорки.

Надеюсь, что книга привлечёт ваше внимание и время, затраченное на знакомство с ней, не покажется вам потраченным напрасно.

Замечание. В настоящей книге для обозначения векторных величин используются латинские прописные или строчные буквы полужирного шрифта курсивного (наклонного) начертания. Абсолютная величина (модуль) вектора обозначается той же светлой буквой (типографский термин); в отдельных случаях для обозначения модуля могут быть использованы вертикальные линии.

Так, например, сила может быть обозначена F или f, а её модуль соответственно F и f или |F| и |f|.


Об авторе
top
photoЛанге Виктор Николаевич
Кандидат физико-математических наук, крупный специалист по методике преподавания физики. После окончания Ленинградского государственного педагогического института работал учителем физики в средней школе. После защиты диссертации работал в институтах Барнаула, Уссурийска, Кишинева. В 1967 г. переехал в Ленинград, где преподавал физику в Военно-морском училище им. С. О. Макарова, а затем заведовал кафедрой физики в Ленинградском институте водного транспорта (ЛИВТ, ныне Санкт-Петербургский государственный университет водных коммуникаций).

Всю жизнь В. Н. Ланге занимался популяризацией науки и даже после выхода на пенсию вел факультативный курс по физике в Санкт-Петербургской гимназии. Особое внимание он обращал на решение нетиповых физических задач. Его книги переведены на английский, немецкий, французский, болгарский, испанский и японский языки.