Века IX и Х въ истории богослужения церкви греческой вполне справедливо могутъ быть названы временемъ высшего развития богослужения. Въ течение ихъ одинъ за другимъ последовательно, а иногда и одновременно жили такие писатели церковныхъ песней, какъ Феодоръ Студитъ, братъ его Иосифъ, архиепископъ Солунский, Феофанъ начертанный, Иосифъ песнописецъ и многие другие. Правда, и въ последующие века являлись песнописцы, но это были не столь плодовитые и высокие таланты. Все эти писатели, составивъ каноны, стихиры и другия церковныя песни въ честь разныхъ святынь, обогатили ими составъ богослужебныхъ книгъ и восполнили труды талантливыхъ предшественниковъ своихъ, каковыми были: Андрей Критский, Иоаннъ Дамаскинъ, Кузьма Маюмский и другие. Вместе съ обогащениемъ отдельныхъ частей богослужения стихирами, канонами и другими песнями устанавливался постепенно и общий порядок богослужения: при всемъ разнообразии въ частностяхъ богослужебныхъ чиновъ, въ указанные нами века съ совершенною определенностию выступили два устава, получившие свое название отъ монастырей, въ которыхъ они произошли – Студийскаго въ Константинополе и св.Саввы въ Иерусалиме. Къ этому же времени въ постройке византийскихъ церквей вполне выработался особый стиль, получивший свое название по месту своего происхождения, и храмъ св.Софии, построенный Юстинианомъ Великимъ, какъ образецъ его, уже слишкомъ два века блестелъ своими главами надъ Константпнополемъ. Внутреннее устройство и украшения этаго храма служили также образцомъ для всехъ остальныхъ храмовъ востока. Въ указанный же нами периодъ, именно въ 840 году, на Никейскомъ соборе утверждено было почитание иконъ, одной изъ принадлежностей богослужения и одного весьма важнаго украшения храмовъ, отчего немогла не получить особеннаго значения обстановка богослужения. Вообще богослужение церкви греческой въ века IX и Х стояло на высокой степени своего развития, такъ что для насъ вполне понятно то впечатление какое произвело оно на непосредственное чувство пословъ Владимра, князя русскаго, отправленныхъ имъ въ Константинополь для узнания христианской веры. "И придохомъ въ Греки", говорили послы Владимиру по возвращении своемъ въ Русь, "и ведоша ны, идеже служатъ Богу своему, и не свемы, на небе ли есмы были, ли на земли: несть бо на земли такого вида, ли красоты такоя, и недоумеемъ бо сказати; токмо вемы, яко онъде Богъ съ человеки пребываетъ и есть служба ихъ паче всехъ странъ. Въ такое-то, можно сказать, блестящее время состояния богослужения въ церкви греческой началъ постепенно проникатъ сквозь густой мракъ язычества, тяготевший надъ Русью, лучъ христианской веры въ эту страну. Въ 988 году произошло крещение в. князя Владимира и Киявлянъ и съ этого времени христианство изъ Киева начало распространяться въ другия области не обширной еще тогда Руси. Нетъ сомнения, что вместе съ христинствомъ къ намъ изъ Греции перешло и богослужение какъ внешнее выражение истинъ веры. Принявъ христианскую веру и богослужение въ выработанныхъ и определенныхъ формахъ отъ церкви греческой и въ дальнейшей исторической жизни своей находясь въ постоянной зависимости отъ нея, какъ духовная дочь отъ своей духовной матери, церковь русская совершенно естественно должна была въ порядке своего богослужения отражать это непрерывное влияние церкви Греческой. Кроме этого источника христианской веры и богослужения древней России, другимъ источникомъ той и другаго служили для нея земли южно-славянския. Почти одновременно съ началомъ русскаго государства во внутренней жизни жителей этихъ земель произошла весьма важная перемена. По просьбе моравскихъ князей Ростислава, Святополка и Коцела въ страну этихъ князей были посланы Греческимъ Императоромъ Михаиломъ III два Солунскихь брата Кириллъ и Мефодий съ темъ чтобы они проповедывали христианство на местномъ языке. Крестивъ на пути въ Моравию Болгаръ, Кириллъ и Мефодий по прибытии въ эту страну, крестили Моравовъ и перевели на славянский языкъ богослужебныя книги: изъ Моравии эти последние перешли и въ Болгарию. Нетъ сомнения, что какъ въ последующее, такъ особенно въ первое время существования христианства на Руси земли южно-славянския посылали въ нее богослужебныя книги, которыми темъ более удобно было пользоваться, что языкъ древнихъ Руссовъ былъ почти вполне сходенъ съ языкомъ жителей земель южно-славянскихъ, особенно жителей Болгарии... Одинцов Никанор Федорович Русский духовный писатель, деятель образования. Окончил в 1877 г. Санкт-Петербургскую духовную академию. Занимал пост окружного инспектора Виленского учебного округа. Главные его труды: «Порядок общественного и частного богослужения в древней России до XVI века» (1881), «Униатское богослужение в XVII и XVIII веках» (1886), «Народная школа и церковь» (1894), «Неблагоприятные условия жизни и деятельности народной школы в Северо-Западном крае России» (1897), «Книга для чтения в народных училищах Северо-Западного края России» (1897; совместно с В. С. Богоявленским).
|